Корпоративная социальная сеть

Логотип компании
Корпоративная социальная сеть
Если социальные сети эффективно решили проблему общения людей в большинстве стран, то корпоративные социальные сети смогут сделать эффективным корпоративное общение
По оценкам различных источников, в среднем за месяц каждый сотрудник тратит около 12 часов на личное общение в социальных сетях. Можно запретить к ним доступ с рабочих мест, ограничить время посещения для некоторых групп, а можно взять лучшее, что имеют в своем инструментарии социальные сети, и удовлетворить потребность работников в виртуальном общении.

Кто-то скажет, что у нас есть корпоративный портал и зачем нам что то еще. Давайте посмотрим, что такое корпоративный портал? Это внутренний сайт компании, объединяющий большое количество информационных сервисов и предоставляющий доступ к сведениям, относящимся к производственным процессам компании. Кроме классических функций по предоставлению справочных данных о работниках и структуре компании, портал служит для объединения со специальными информационными системами и сервисами, системами финансового и бухгалтерского учета, управления проектами, файловыми ресурсами, форумами и пр. Что же даст интеграция функций социальной сети с корпоративным порталом?

Термины и определения

Для дальнейшего понимания добавим несколько сокращений и определений:
КСС — корпоративная социальная сеть, аналог привычной многим социальной сети с ее функционалом, но созданная для удовлетворения бизнес-потребностей. Это профессиональная социальная сеть, решающая задачи организации и сопровождения деятельности компании.

Рабочая страница в КСС — аналог личной страницы в социальной сети по функционалу, ее основным назначением становится обеспечение работника удобным и единым инструментом для выполнения его должностных обязанностей. Это своего рода единое автоматизированное рабочее место по должностной функции. В большинстве случаев рабочая страница является персональной, но при необходимости может быть обезличена для некоторых должностей, например рабочая страница «дежурный по инженерному обеспечению». Она имеет функцию замещения, когда в период отсутствия сотрудника рабочая страница целиком или некоторые ее функции передаются другим специалистам или на другие рабочие страницы.

Функционал рабочей страницы — набор правил отображения подписок на новости, участие в группах и прочие функции, соответствующие должностной обязанности. Так, функционал рабочей страницы технолога службы релейной защиты и автоматики включает ссылки на все программные комплексы, используемые работником, уведомления от этих комплексов, уведомления от планировщиков, указывающих на необходимость выполнения регламентных действий, подписку о приходящих заявках, осциллограммах, запросах от других структурных подразделений, изменения в регламентах и пр.

Владелец рабочей страницы — сотрудник, выполняющий должностные обязанности, соответствующие функционалу данной рабочей страницы.

Выгодный тандем

Итак, вернемся к преимуществам интеграции КСС и портала. Работники компании смогут иметь свой профиль, который функционально отличается от профиля в социальной сети и содержит кроме личной информации (фотографии, хобби) дополнительные профессиональные сведения — должность, размещение, телефон, компетенции и основные должностные обязанности. Это поможет наладить неформальное общение между коллегами и будет способствовать укреплению корпоративного духа, позволит сократить временные затраты при решении деловых вопросов, согласование действий и поиск нужных компетенций.

Каждый сотрудник в соответствии со своими должностными обязанностями имеет набор настроенных представлений, уведомлений и фильтров и своевременно получает необходимую производственную информацию, приказы и положения, уведомления о наступлении плановых мероприятий, а также дополнительные сведения, например о днях рождениях коллег. Далее, выполняя интеграцию функций социальной сети с системой электронного документооборота и обеспечения управления, процесс выдачи поручений и согласования документов упрощается. Включив функцию календарного планирования в эти системы, можно не бояться, что какое-то поручение будет забыто.

Корпоративная социальная сеть полностью берет на себя функцию внутреннего общения и заменяет электронную почту, расширяя ее функции. Создание конференций, чата, комментирования и заметок во взаимосвязи с функциями делопроизводства, организации поручений и календарного планирования деятельности делают информацию о деловых процессах более доступной, наглядной и прозрачной, а сами процессы — контролируемыми. Что еще можно реализовать с помощью внедрения социальной сети? Сопровождение практически всех деловых процессов компании, развитие корпоративного духа коллектива, сокращение слабых мест в организации деятельности в случае отсутствия или недостаточной компетенции работников, внедрение новых автоматизированных систем и деловых процессов, подготовку новых работников, формирование системы мотивации, устранение возникающих конфликтных ситуаций внутри организации и пр. Рассмотрим некоторые вопросы подробнее.

Идущие вместе 

Какую пользу можно получить от внедрения корпоративной социальной сети? Если отвечать кратко, то это создание банка знаний компании, мозгового центра с налаженными семантическими связями между деловыми процессами. Это удобная организация рабочего места, где все находится под рукой, как у дирижера, где создано единое информационное пространство для каждого рабочего места и где различные сервисы интегрированы в одной информационной среде для выполнения должностных обязанностей. Это и возможность направить потребности человека в виртуальном общении для решения задач компании. Это и удобная организация выполнения поручений, контроля за поручениями, заданиями, возможности коммуникации и обратной связи. Это и служба поддержки пользователей, максимально приближенная к их проблемам или потребностям.

Подписка, доска объявлений, уведомления и специализированная лента новостей, как аналогичные сервисы социальных сетей, помогут в повседневной деятельности любого работника. Так, материально-ответственное лицо и другие сотрудники, связанные с поставкой оборудования, получат уведомление на своей «стене» о том, что договор заключен и отгрузка товара начата. А лицам, участвующим в рассмотрении заявок, поступят уведомления о том, что пришла еще одна заявка для рассмотрения.

Группы в социальной сети находят свое применение и объединяют работников, вовлеченных в общее дело. Например в ситуации с автоматизацией производственных задач, понятно, что в организации существует множество деловых процессов, находящихся на разной стадии автоматизации. В этих взаимоотношениях есть заказчик проекта (технологические подразделения, финансово-хозяйственных блок и пр.), который имеет свои потребности, и есть исполнитель проекта (собственный разработчик или ИТ-куратор при выполнении автоматизации третьими лицами). Для каждого делового процесса создается группа в соответствующей категории и с соответствующими тэгами, в эту группу включаются участники, определяются их роли и обязанности. 

Для внешних клиентов компании, контрагентов, государственных и контролирующих субъектов ситуация аналогична. Скажем, по действующим или планируемым договорам оказания услуг и поставки товаров ведется деловая переписка и согласование документов. Для контрагента организуется доступ в специализированный раздел КСС (или настраивается шлюз электронной почты для конкретного контрагента по его электронному адресу так, что письма от него попадают на рабочие страницы заинтересованных лиц в КСС). Государственные и прочие субъекты, контролирующие органы, с которыми ведется обмен информации, тоже получают свой доступ к ресурсам корпоративной сети.
Точное определение целевой аудитории для решения всего многообразия задач компании позволит структурировать и упорядочить деятельность, сделать так, чтобы только необходимая информация была под рукой, а нужные данные могли быть найдены простыми и доступными действиями.

Такой инструмент, как форум или группой чат, будет полезен во время активной фазы внедрения какого-либо проекта или, например, при проведении опытной эксплуатации некоторой системы, при разрешении ситуации по договору технической поддержки или при оказании методической и консультационной помощи вышестоящим филиалом.
Уведомления, лента новостей, доска объявлений на рабочей странице в сети — дайджест деловой информации о той предметной области, на которую подписан владелец страницы. КСС подскажет, что нужно сделать и как решить производственную задачу, даже если работник отсутствует.

Кадры в сети

Какие возможности предоставляет система в плане управления персоналом? Рабочая страница каждого сотрудника содержит информацию об их компетенциях и должностных обязанностях, заданную ключевыми словами, тэгами или произвольным описанием. Организация доступа HR-персонала к таким сведениям позволит предложить возможные изменения в кадровом составе в случае образования вакансии. Подготовка персонала, стажировка, проведение обучения и обмен опытом по должностям выполняется значительно быстрее. Кадровые вопросы можно решать удаленно, с помощью средств телекоммуникаций.

Классический менеджмент много говорит о горизонтальных и вертикальных связях в структуре управления, но КСС создаст структуру взаимоотношений, основанную на процессах, добавив легкую организацию рабочих групп, диагональные связи между подразделениями и матричные структуры управления. Сеть сможет взять на себя любой процесс, начиная от рабочей группы внедрения сложных комплексов по стандартам PJM и заканчивая согласованием времени работы комиссии по проведению инвентаризации материальных активов.

На рабочей странице можно поместить закладки на тематические ссылки для однотипных функциональных обязанностей, в частности, ссылки на сайты региональных и федеральных энергетических компаний, сайты нормативной документации по проектированию зданий, сайты компаний по договорам технической поддержки средств вычислительной техники.
К привычному способу общения по электронной почте добавятся комментарии к сообщениям, создание поручений из сообщений, календарное планирование на основе сообщений, связь и группировка сообщений по темам, выставление тэгов и ключевых слов. Это позволит не только легко организовать исполнение поручения, но и собрать вместе все источники информации по любой задаче или процессу, найти его в будущем и восстановить полную картину происходящего.
Что видит президент компании, председатель правления, генеральный директор, заместитель директора компании? Производственные показатели, финансовые отчеты, сводки по нарушениям, исполнение поручений и групповые KPI — в соответствии с тем, как настроены фильтры и какая выбрана агрегация.

Что дальше? Возможно, отраслевая корпоративная социальная сеть, объединяющая субъектов энергетики, контролирующие органы и государственные структуры. Или государственная социальная сеть, если государственная реформа в сфере информационных технологий увидит целесообразность создания своей собственной корпоративной социальной сети.

Проблемы при внедрении 

Несмотря на стремительный рост популярности решений корпоративных социальных сетей, крупные распределенные компании сталкиваются с трудностями при внедрении КСС. Почему, хотя количество инсталляций за границей растет в геометрической прогрессии, российские компании не спешат с выбором решения для корпоративной сети? Какие трудности возникают у компаний? Каковы способы разрешения подобных конфликтов?

С точки зрения технологии, внедрение КСС затрагивает практически все деловые процессы компании, и, как следствие, это долгосрочный проект со сложным техническим заданием и высокой стоимостью. Многие вендоры решений SaaS и КСС понимают это и предлагают бесплатные версии, одни путем ограничения функционала, другие — ограничением количества лицензий. Нам остается выделить филиал или бизнес-направление для использования в качестве «пилотного» проекта.
Вызывает сомнения экономическая эффективность от внедрения сети поскольку представляется достаточно сложным подсчитать ROI. В таком случае для анализа эффективности нужно включить в состав КСС инструменты статистики и KPI, например, для оценки стоимости операций, времени на проведение процесса, отсутствие переделок и пр.

Препятствием для внедрения может быть психологическое неприятие КСС топ-менеджментом, в основе которого лежит нежелание высшего руководства компаний лично использовать эту технологию и быть как бы наравне со всеми работниками. Некоторые разработчики учитывают данный факт и специально предлагают социальные инструменты для топ-менеджмента. Например, собирать круглые столы с участием руководителей, где каждый участник социальной сети может подготовить свой вопрос, а руководитель дать ответ в режиме конференции на вопросы, требующие внимания с его точки зрения. Очень похоже на интернет-конференции, которые устраивает Президент России перед журналистами.
Руководители компании склонны считать, что продвинутые решения нужны только ИТ-ориентированным компаниям, а рядовые работники полагают, что это очередная информационная система, которая никому не нужна. Но практика показывает, что многочисленные зарубежные компании, не связанные с информационными технологиями, успешно использую в своей повседневной работе КСС.

Также негативное отношение к социальным сетям складывается из определенного стереотипа о бесполезности социальной сети для бизнеса. На практике же оказывается, что работники всегда остаются на связи и вовлечены в процесс в любое время, а недостаточная информированность сотрудников увеличивает сроки решения задач и ведет к упущенной выгоде.
В обычных социальных сетях практически нет модерации, участники сети позволяют себе любые высказывания, что недопустимо в корпоративной среде. На самом деле, если компания имеет свою корпоративную культуру, то в корпоративной сети не будет никаких нарушений этой культуры, и если переписка работника начнет терять деловой характер, всегда есть коллеги или непосредственный руководитель, которые вмешаются и восстановят нормальное течение диалога. 

Службы информационной безопасности скажут, что социальная сеть содержит огромное количество сведений, доступных всем. Но если определить политику безопасности для КСС, то подобный вопрос реализуется не сложнее, чем ограничение к любым другим информационным ресурсам. А согласование и контроль над доступом к информации останется в руках служб информационной безопасности.

Большинство из имеющихся КСС предлагают разнообразные способы для мотивации работников, оценки их вклада в процесс и формирования компенсации за работу. Учитывая, что сеть может реализовать функции электронного документооборота, возникает вопрос юридической силы действий в сети, скажем, таких как, фиксация фактов ознакомления с деловой документацией и правомерность применения методов оценки мотивации в корпоративной сети. Данная проблема технически решается применением средств ЭЦП, а организационно — разработкой локальных нормативных актов, устанавливающих равнозначность виртуальных действий в КСС с реальными действиями.

***

Подводя итог, можно сказать, что если социальные сети эффективно решили проблему общения людей в большинстве стран, то корпоративные социальные сети смогут сделать эффективным корпоративное общение. Зачастую, чтобы чего-то добиться, достаточно лишь использовать возможности. Возможности социальных сетей нам известны — нужно взять их на вооружение и применять для достижения целей организации, компании или органов власти.

Комментарии:

Корпоративная социальная сеть. Рис. 1
Константин Феоктистов
Константин Феоктистов, активный участник корпоративной социальной сети:
Проект внедрения собственной соцсети начался где-то летом-осенью 2012-го. Сеть делали на базе daoffice.ru. Хороший, удобный продукт, который дописывали прямо на клиентах. Сначала, как обычно, запустили пилот, была пилотная группа, привлекавшая сотрудников в сеть и формировавшая тусовку. Самым интересным в ней стала система поощрения участников на базе рейтинга сотрудников (репутации и уровней). Очки репутации давались за каждое действие в сети: публикацию, комментарий, дискуссию, привлечение новых пользователей, посты и цитируемость. Были гуру в каких-то областях знаний и прочие вкусняшки геймификации. Но в какой-то момент, когда стало понятно, что сеть не набирает более 10% активных пользователей от объема зарегистрированных (это норма), производитель софта внезапно убрал геймификацию из продукта совсем. Ну и у самой –компании-заказчика пропал интерес к развитию данной системы. Появился конкурирующий продукт (knowledge management system) на базе Confluence от Atlassian. Ну и всё. Отток пользователей и «загибание» проекта. Он пока еще существует, но, по моему ощущению, толку никакого – функционального смысла в системе уже нет. 

Корпоративная социальная сеть. Рис. 2
Алексей Лукацкий
Алексей Лукацкий, бизнес-консультант по безопасности Cisco:
Cisco прошла долгий путь использования всевозможных социальных и псевдосоциальных платформ для решения внутренних задач. И файловые серверы, и порталы для хранения файлов, и вики, и MS SharePoint... Но все это было либо негибко, либо требовало глубоких знаний программирования. Так продолжалось до внедрения Webex Social, которая позволила в едином инструменте решить ранее невыполнимые задачи.

Не буду говорить за коллег, но мне данной платформой пользоваться гораздо проще. С ее помощью мы смогли организовать взаимодействие российской команды Cisco по информационной безопасности, актуализировали все ранее разрозненные материалы, продемонстрировали свою деятельность на уровне компании (иногда это бывает нужно), донесли информацию до всех сотрудников российской Cisco – а это без малого 400 человек. В целом могу отметить положительную роль социальной сети в нашем случае. Но надо помнить, что все-таки это требует определенной культуры и уровня зрелости компании. Далеко не везде подобное нововведение может дать положительный эффект.

Корпоративная социальная сеть. Рис. 3
Сергей Рыжиков, директор «1C-Битрикс»:
За последние несколько лет сильно изменились коммуникации внутри компании, это связано с тем, что все быстро меняется снаружи. Появление соцсетей, лайки, скорость комментариев, всеобщая мобилизация меняют  форматы и способы коммуникаций, которые люди пытаются тиражировать внутри компаний. Иногда те, у кого еще нет такой сети, спрашивают: «А как насчет неадекватного поведения пользователей? Вдруг они сейчас выйдут и наговорят нам?» Я отвечаю: «Во время спектакля на сцене театра артисты тоже ведь могут вместо текста роли начать жаловаться на плохой ремонт гримерок. Но они так не делают, поскольку знают, что, во-первых, персонализированы, а во-вторых – асоциальное поведение сразу отторгается группой. Так же и в корпоративной сети. Работает система саморегуляции. Чем отличается портал от сети? Портал можно назвать «компаниецентрированным», а сеть – она «человекоцентрированная». До 2010-го у нас тоже был портал, где размещали новости компании. А затем в уголке появился раздел «Живая лента». Выяснилось, что люди, заходя на портал, первым делом идут именно в этот раздел. И мы поставили эту «Живую ленту» на главное место.

Обсудить материал также можно на странице автора http://www.linkedin.com/in/chekmasoff

Опубликовано 27.02.2014