Уже не романтические технологии

Логотип компании
Уже не романтические технологии
На первом плане для бизнеса всегда были и, наверное, будут продажи. А на второй план выходят не информационные технологии, а коммуникации, маркетинг.

Со времени появления книги Николаса Карра “Does IT matter?” (в русскоязычном варианте «Блеск и нищета информационных технологий») прошло больше десяти лет. Однако и сейчас время от времени слышны доводы в защиту конкурентных преимуществ, основанных на информационных технологиях.

В действительности же ИТ уже фактически превратились в утилитарный ресурс. Конечно же, нельзя представить компанию, которая не использует ИТ в своей деятельности, но мало где информационные технологии обеспечивают большие конкурентные преимущества. Любое ИТ-решение можно не просто повторить, но и улучшить. Репликативный цикл, то есть время, необходимое конкурентам на копирование технологии, становится все короче и короче. Если раньше это касалось только традиционных технологий, то уже несколько лет, как информационные технологии перестали быть инновационными, перестали отличаться от других утилит. Мы пришли к состоянию, когда программное обеспечение стало доступно так же, как обычная электрическая розетка.

Специалисты в области информационных технологий встали наконец на один уровень с представителями других служб, поддерживающих и обеспечивающих бизнес. Мы ничем не отличаемся от службы персонала, PR, рекламы или маркетинга. Превосходство и значимость одной или другой службы теперь определяется конкретной сферой деятельности компании или сложившимися обстоятельствами и историей компании.

Хаос побеждает порядок, поскольку лучше организован

Романтические времена информационных технологий закончились, начались суровые будни. Теперь не мы ставим требования остальным составляющим бизнеса, а, наоборот, ИТ должны соответствовать бизнесу и встраиваться в него так, чтобы ему было удобно. Мы вынуждены говорить языком бизнеса и обосновывать необходимость применения того или иного решения. Чтобы внедрить полезный продукт, мало одного технического решения. Необходимо четко понимать, зачем внедряется решение, какое из решений лучше внедрять. А может быть, не стоит автоматизировать то, что не организовано? А может, это хаос с точки зрения ИТ, а на самом деле порядок очень высокого уровня?

Каждый выбирает работу в наиболее подходящей для себя компании. В той, которая уже построена, бизнес-процессы работают как часы, все ключевые показатели определены, работать, наверное, проще – результат проекта известен заранее и не несет в себе какой-то неопределенности. Как в анекдоте: вероятность успешной реализации проекта 50×50 (либо встречу, либо не встречу). В компаниях с большой хаотической составляющей работа содержит в себе несколько большую долю творчества. Именно в этих компаниях вера в информационные технологии чаще всего держится дольше и до последнего существуют уникальные ИС, закрывающие вопросы, которые в большинстве других компаний уже закрыты каким-либо облачным или стандартным решением, почти не требующим кастомизации. Но и в эти компании проникает сначала струя свежего воздуха, а потом и ветер перемен. Этого требует время, и этого требует бизнес.

Что такое бизнес? Классическое определение формулируется как «предпринимательская, экономическая деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг». Даже из этого определения можно увидеть, что главное в бизнесе не информационные технологии, как бы нам, айтишникам, этого ни хотелось. Мы являемся такой же вспомогательной функцией, как многие другие. На первом плане для бизнеса всегда были и, наверное, будут продажи. А на второй план выходят не информационные технологии, а коммуникации, маркетинг.

Однако не все компании, как это ни кажется странным, создаются и существуют для извлечения прибыли. Некоторые существуют как игрушки для собственников или акционеров, just for fun. Им просто интересно этим забавляться. Конечно, периодически возникает интерес к причинам отсутствия прибыли по отдельным направлениям, но он быстро угасает, как только становится понятно, что изменения требуют больших финансовых, а главное, моральных вложений. В этих компаниях нормальные законы управления бизнесом не работают, им очень далеко до регулярного менеджмента. Стройность управления нарушена, и автоматизировать хаос не получится, да и не нужно. Это вредно, потому что внедрение ИТ-решений призвано повышать прозрачность, показывать процессы компании ее руководителям такими, как они существуют в реальности. Это может сломать картину мира в голове у владельца, и, если у него не было цели превратить муравейник в конвейерное производство, он может не пойти дальше и прекратить внедрение изменений. Переход к регулярному менеджменту может длиться годы, а может вообще не закончиться.

Дело не в том, что знаешь ты, дело все в том, чего не знают другие

Если у владельца или акционеров есть цель поменять компанию, сделать ее более управляемой, то очень важно не только вести ее по подготовленному плану, но и держать в курсе событий персонал. Цели компании должны быть озвучены внутри коллектива и зафиксированы в каком-то общедоступном документе. Самое тяжелое состояние для человека – это состояние неопределенности и непонимания. В многокилометровой дорожной пробке раздражает не то, что нет движения, а непредсказуемость, неизвестность, сколько времени этого движения не будет. Если бы я знал, что буду стоять в пробке еще час, я бы занялся чем-то в течение этого временного интервала. Провел бы телефонные переговоры, которые требуют концентрации, или вообще бы развернулся и поехал в другом направлении, понимая, что на мероприятие, куда я так спешил, в любом случае уже не успею. Но вместо этого я стою в пробке, надеюсь, что она скоро рассосется, и раздражаюсь от того, что в этом нет уверенности.

То же самое происходит с сотрудниками, когда они видят, что привычная ситуация изменилась, и не понимают, что будет дальше и в какую сторону эта лодка разворачивается. Появляются новые люди в компании, меняется система мотивации. Раздражающих факторов слишком много. Неопределенность пугает. При этом у каждого сотрудника на каждом рабочем месте есть собственные цели и эти цели не соответствуют целям бизнеса, а часто даже не скоординированы с ними. Нет согласованности действий между сотрудниками и подразделениями. В результате возникают конфликты взаимодействия. Сколько раз мы видели борьбу между подразделениями и их руководителями при постановке и согласовании задач, а также при приеме и оценке работ.

Возможно, цели конкретного сотрудника на конкретном рабочем месте и не должны быть наследуемыми от целей бизнеса, но все руководители должны сопоставлять свои цели с целями организации. Это необходимо как минимум для того, чтобы иметь возможность контролировать работу сотрудников, направлять их усилия в верном для бизнеса направлении и не допускать противоречия целей отдельно взятого сотрудника целям компании.

Для того чтобы достичь успеха, цели внутри организации должны быть согласованными. Согласованные цели позволяют консолидировать усилия многих людей для достижения общей для компании цели. Кроме того, согласованность целей ведет к более эффективному горизонтальному взаимодействию рядовых сотрудников. Они начинают привлекать внимание специалистов своего или других подразделений к работе, чьи знания и навыки необходимы для достижения результата. Чем прозрачнее и четче обозначена цель бизнеса, тем легче понять, какие задачи перед ним стоят, какие специалисты могут оказаться наиболее ценными для достижения этой цели, а также насколько эффективна работа компании для достижения этой цели.

Вижу цель

Однако вернемся к профессиональным целям. Как знание и четкое понимание целей бизнеса помогают сотруднику ставить самому себе профессиональные цели и развиваться профессионально?

Предположим, что вам необходимо в своей работе получить какой-то конечный результат. Этот результат нужен вам, но вы не можете его достичь, так как ваши профессиональные знания не позволяют этого сделать, вы не обладаете необходимыми навыками. Если вы действительно заинтересованы в достижении результата, вы, скорее всего, будете или учиться и развиваться профессионально самостоятельно, или искать помощь у коллег либо в кругу своих знакомых, которые близки или соответствуют вашей профессии. Вы соберете необходимую вам информацию, изучите ее и в конце концов все-таки победите. Но это возможно лишь в том случае, если результат нужен вам позарез. Если же вы безразличны к своей работе, скорее всего, результат не будет получен. Одна из причин возникновения безразличия к работе – несогласованность с настоящей профессиональной целью. И даже если ваша цель не соответствует цели бизнеса, вы, возможно, сделаете всё для ее достижения. А впоследствии выяснится, что то, чем вы с таким героизмом занимались, не нужно никому. Но это может повториться один или два раза, после чего ваше рвение утихнет и энтузиазм, с которым вы шли к своим личным профессиональным целям, погаснет.

То, что ваша цель несогласованна, совсем не значит, что она плохая или ее достижение будет мешать бизнесу. Эта цель просто не нужна бизнесу, она «про другое», из другой сказки. Представьте себе Красную Шапочку, которая в качестве своей профессиональной цели видит помощь бабушке, но оказывается в другой сказке в роли Золушки. Сказка, то есть наш бизнес, направляет ее к тому, что для достижения целей необходимо отделить красную фасоль от белой, полить цветы, почистить картофель, принести воды и заштопать белье. В результате за такие труды появится фея и организует поездку на бал. Но в голове у Красной Шапочки есть четко поставленная профессиональная цель – отнести пирожки бабушке. И вместо всей заданной ей работы по дому она убегает с пирожками в лес. Ее не интересуют ни домашняя работа, ни даже предстоящий бал. У нее бабушка болеет! В результате наша Красная Шапочка никогда не выйдет замуж за принца. Да и у нашей сказки, то есть нашего бизнеса, мало шансов на счастливый, а главное, запланированный автором финал. Даже если мы замотивируем Красную Шапочку на достижение нужной нам цели, мы вряд ли получим результат, настолько качественный, как тот, которого могла достичь Золушка с ее профессиональными знаниями и навыками.

В реальной жизни определенности еще меньше, чем в сказках. Далеко не всякая организация способна внятно и прозрачно определить свои цели, особенно во времена серьезных перемен, да еще и преподнести их своим сотрудникам так, чтобы им они были понятны. С другой стороны, сотрудники далеко не всегда готовы менять свои профессиональные цели и подстраивать их под цели организации. Гораздо чаще мы забываем про бал и бежим к бабушке, потому что нам кажется, что это будет правильнее для сказки, то есть для бизнеса. Особенно если сказка нам не напоминает о том, как, по мнению ее автора, должен развиваться сюжет и что должно произойти в конце.

А самый большой секрет при согласовании целей состоит в том, чтобы отбросить свои представления о бизнесе, на благо которого вы работаете, посмотреть на него со стороны, услышать авторов сказки. При этом, возможно, придется отказаться от своих амбиций, отбросить все наносное, добраться до настоящих целей и понять, насколько они просты. Согласовав свои профессиональные цели с целями бизнеса, можно очень сильно увеличить темп своего профессионального развития. Вы избавитесь от роли актера, который делает всё, но только не то, что нужно режиссеру. Да и бизнесу в роли режиссера или даже автора сказки не придется искать другого актера на вашу роль.

Опубликовано 25.05.2015