Начинаем с себя, или Как изменить отношение к ИТ
«Do you speak business?», - с таким вопросом весьма часто обращаются руководство и сотрудники компании к ИТ-менеджерам. Особенно в ответ на просьбы, требования и претензии в надежде, что возразить им не смогут и все потребности ИТ рассосутся сами собой.
Эти упреки в отрыве айтишников от насущных потребностей бизнеса компании я и мои коллеги слышали и слышим регулярно, что, естественно, не может не вызывать законного раздражения. Борются с ним по-разному. Кто-то идет грызть ЕМВА, желательно западный, чтобы с чувством глубокого удовлетворения предъявить топ-менеджерам новенький диплом престижной бизнес-школы. Кто-то начинает оправдываться. Кто-то ведет себя так, как от него и ожидают: сводит общение с бизнесом до минимума и живет тем, что дадут без напоминаний. Очевидно, что ни первое, ни второе, ни третье проблемы не решает и отношение к ИТ изменить не может. Тем более что, по моим наблюдениям, отношение всегда меняется очень трудно. Бывает, что обе стороны давно стали совсем другими, но отношения между ними остаются на удивление незыблемыми.
Традиции и стереотипы
Всякому, кто имеет отношение к ИТ, ясно, что такие проблемы имеют под собой, увы, довольно серьезное основание. ИТ-специалистами раньше становились исключительно люди с техническими наклонностями, мало пригодные к эффективному общению и, соответственно, выяснению потребностей бизнеса. Такие люди чувствуют себя счастливыми, решая технические задачи, но довольно безразличны к прибылям и убыткам компании, к завоеванию новых рынков и привлечению клиентов. По мере развития отрасли и появления потребности в ИТ-менеджерах ими обычно становились успешные ИТ-специалисты, которые хорошо разбирались в технических особенностях, но намного хуже в корпоративной политике и практике взаимоотношений, в бизнесе компании, который призваны были обеспечить ИТ. Они, по расхожему выражению топ-менеджеров, говорили на своем птичьем языке, недоступном всем прочим, и представлялись чем-то вроде дикарей в мире бизнеса. Иначе как к обузе и вынужденному неудобству к ИТ мало кто относился, и руководство старалось лишний раз не трогать эту терра-инкогнито. Поэтому вопрос, вынесенный в заголовок статьи, если и звучал, носил довольно риторический характер. И ответ на него был известен заранее – НЕТ.
Образ лохматого, небритого и неопрятного программиста или сисадмина, что в глазах большинства населения одно и то же, прочно укоренился в общественном сознании, и изменить это отношение ой как непросто. Хотя в юной, но стремительно развивающейся области ИТ уже давно произошли значительные изменения и теперь тут много менеджерских позиций, для которых лохматость и закрытость неприемлемы. ИТ-менеджеров учат теперь не только техническим предметам, но и вопросам управления персоналом, финансами и взаимоотношениями. Однако, как я уже отмечала, отношения между сущностями меняются значительно медленнее, чем сами сущности.
Меняем отношение
Есть и еще одно важное обстоятельство. ИТ давно стали основой архитектуры предприятия, поэтому их изменения практически всегда оказывают влияние на бизнес. Однако термин «архитектура предприятия» (далее – АП) по иронии судьбы остается инструментом чисто айтишным, хотя таковым категорически не является. И вот даже уже довольно продвинутый ИТ-руководитель, прекрасно понимая, как предлагаемые им изменения скажутся на бизнесе компании, заранее признает невозможным объяснить это своему руководителю. Ведь для этого в том или ином виде надо вводить понятие АП и показывать место и роль ИТ в общей системе компании. И вот топы валят на ИТ, ИТ на топов, и договариваться ни одна из сторон не умеет и не желает. Теряют при этом все: компания недополучает ИТ и вследствие этого может прийти к самым печальным результатам, а ИТ не могут нормально развиваться и перестают отвечать потребностям компании.
Итак, прежде всего необходимо изменить отношение к ИТ в государстве и обществе. Тут многое зависит от каждого из нас: от того, насколько мы сможем показать окружающим современный облик ИТ-менеджера. Я считаю, что также необходимо развивать ИТ-грамотность параллельно с компьютерной грамотностью. То есть обучать менеджеров разного уровня и специалистов, как грамотно использовать ИТ в своей деятельности. Азам работы с компьютером, а теперь уже и с мобильными устройствами в курсе компьютерной грамотности обучать надо также.
Рассчитывать на быстрое изменение отношения к ИТ не приходится, но если ничего не делать, то ничего и не поменяется. Я давно предлагаю задействовать радио и телевидение, участвовать в конференциях не только узкой ИТ-направленности. Всё можно объяснить понятно, в том числе и пресловутую АП.
Я определенно не предлагаю ИТ-менеджерам сидеть и ждать изменения отношения к ним со стороны общества. Живем мы здесь и сейчас и даже в этих условиях многое можем сделать. Стоит использовать все представляющиеся возможности, чтобы продемонстрировать, надеюсь, имеющуюся заинтересованность в том, как сделать, чтобы ИТ принесли пользу бизнесу. Если дела совсем плохи и ИТ в компании воспринимают как досадную обузу, то стоит идти путем быстрых результатов. Если обстановка чуть лучше, можно не так спешить. Но совершенно необходимо всё, что делается в ИТ, привязывать к потребностям бизнеса и, даже если эта связь запутана, показывать ее руководству. Обиды здесь совершенно неуместны. И, уверяю вас, если не получится раз или два, то на десятый или двадцатый раз обязательно получится.
Возможности ИТ
Я знаю, многие коллеги считают, что роль ИТ в современном мире и бизнесе сильно преувеличена. Не секрет, что зачастую им отводят в компании лишь вспомогательное место, наряду, например, с энергетикой или водоснабжением. То есть главное – чтобы не ломались. Конечно, если компьютеры не работают или нет сети, говорить о чем-то более значительном не имеет смысла. Однако дело в том, что ИТ могут совершенно преобразить деятельность компании, и уже давно не только банка или телекоммуникационного холдинга. При этом такие кардинальные изменения могут коснуться как внутренней деятельности компании, так и ее взаимоотношений с партнерами. Можно ли не обращать внимания на те возможности, которые предоставляют ИТ? Насколько это опасно и можно ли подсчитать потери в денежном эквиваленте? Конечно, все зависит от области бизнеса. Но, например, один знакомый написал, что не будет обращаться в банк, не предоставляющий возможности осуществить онлайновые платежи. А другой – что перестал ходить в аптеки и книжные магазины. Знаю случай, когда главный бухгалтер уволилась из компании, в которой учет велся на криво внедренном SAP‘е (исключительно по этой причине). Список можно продолжать до бесконечности. Да и методики, которые умеют подсчитывать, во что могут обойтись компании упущенные возможности, становятся все более популярны. Возможно, не стоит внедрять новые технологии только потому, что это новая мода и все конкуренты их уже используют. Но знать, что полезного для компании есть на рынке ИТ, просто необходимо. И это тоже одна из важных, если не важнейших задач ИТ-менеджера.
Вышеописанное негативное отношение к ИТ не может не влиять на самосознание ИТ-менеджеров. Довольно часто они сами принижают значение ИТ в своей компании. Иногда являются тормозом для развития бизнеса, потому что боятся или ленятся управлять необходимыми изменениями. Чувствуют себя второстепенными лицами по отношению к менеджерам другим направлений и даже не пытаются влиять на бизнес компании. Напомню «Шрек 3»: «Если люди считают тебя злодеем, или огром, или даже лузером, необязательно их слушать. И важно лишь одно: кем ты считаешь себя! Если ты чего-то желаешь, если искренне хочешь стать кем-то, то помешать тебе не сможет никто, только ты». Так что, если вы хотите, чтобы отношение к вам как ИТ-менеджеру и к ИТ как области деятельности в компании поменялось, начните с себя.
И тогда, возможно, уже вы станете задавать вопрос своим коллегам-топ-менеджерам: “Do you speak business?”
Опубликовано 21.05.2015