Что, кроме ABBYY?

Логотип компании
Что, кроме ABBYY?
«Только не надо про ABBYY, о ней и так много пишут, мне интересен сам Ян как личность», – сказала наш главный редактор. И я загорелся. Говорить по душам с основателем и председателем совета директоров одной из самых известных российских софтверных компаний, работающих на международном рынке, – это ли не удача для журналиста!

«Только не надо про ABBYY, о ней и так много пишут, мне интересен сам Ян как личность», – сказала наш главный редактор. И я загорелся. Говорить по душам с основателем и председателем совета директоров одной из самых известных российских софтверных компаний, работающих на международном рынке, – это ли не удача для журналиста! Беседовали мы по «Скайпу» – Давид в Америке, а я в Москве.

Давид, в одном из интервью вы заметили, что тратите на ABBYY не больше одного дня в месяц. А чем еще вы заняты?

Как раз на ABBYY сейчас уходит больше времени. Когда я нахожусь в США, мой рабочий день начинается примерно в четыре утра и заканчивается в восемь-девять вечера. С учетом перерывов на обед получается 70-80 часов в неделю. 20 из них трачу на ABBYY и не меньше 40 посвящаю другой моей компании – iiko, она сейчас бурно развивается, и месяца через два в ней произойдут важные события. Параллельно идут несколько маленьких проектов, так что в последние полгода жизнь у меня очень напряженная. А что касается досуга, то немного занимаюсь спортом – и, пожалуй, всё.

А ваше увлечение ресторанным бизнесом?

Оно уже немножко в прошлом. Это все происходит волнами: я активно занимался ресторанами года четыре, с 2004-го по 2008-й: закончил курсы барменов, курсы бариста, курсы шеф-поваров. Несколько дней работал официантом в наших ресторанах – мне было интересно посмотреть на это дело изнутри. Но очень быстро этот интерес трансформировался в технологическую сферу: сначала рестораны были хобби, постом стали немножко бизнесом, потом появилась концепция компании iiko, которая должна была помочь рестораторам автоматизировать их бизнес и сделать его прозрачным и масштабируемым. Прикольно несколько дней побыть барменом за стойкой, но любому технологическому предпринимателю интересно масштабирование идей, процессов, технологий...

Существует ли для вас понятие «развлечение»?

Существует. Мне интересно встречаться с друзьями, хотя это происходит нечасто. То есть сходить вместе попить кофейку случается раз в неделю или две. А встретиться весело и чтобы это запомнилось, получается только раз или два в году, когда у меня бывает мероприятие, как правило в Москве, куда собирается сразу человек 40-50, а то и 70. Там действительно весело, с концертами, я вспоминаю свои уроки за барной стойкой… Кстати, чуть не забыл: у меня тоже есть хобби – я варю кофе и занимаюсь латте-артом, это рисование молочной пеной по кофейной пенке. В YouTube огромное количество ссылок по теме латте-арта. Интересная штука, требующая отточенной техники. Когда я усиленно тренировался, приходилось варить, наверное, чашек по 30-40 в день.

Кто же их выпивал? Или это просто материал для рисования?

Во время тренировки, к сожалению, все это выливается. Когда я ходил на курсы, варил примерно по 100-150 чашек в день. А профессиональные бариста варят по 300 чашек, оттачивают руку. Ведь латте-арт – по существу, каллиграфия. Когда ты пишешь тушью по рисовой бумаге, у тебя есть несколько степеней свободы: не только х и y, как обычно на плоскости, но еще и скорость движения, потому что если задержаться на одном месте, тушь начнет растекаться. Кроме того, есть еще такие измерения, как сила нажима и наклон кисти относительно бумаги. И каллиграфией люди занимаются всю жизнь, чтобы за те несколько секунд, в течение которых пишется иероглиф, создать настоящее произведение искусства.

И латте-арт - такое же многомерное искусство?

Оно еще сложнее: чтобы рисовать молочной пеной по кофейному крема, необходимо контролировать не только координаты и высоту питчера (это такой специальный кувшинчик для взбитого молока), но и скорость его перемещения и скорость налива, то есть ширину струи. Самое смешное, что ты задаешь еще и скорость поверхностного движения жидкости. Представьте себе, что рисуете иероглиф, а бумага не закреплена и движется по мере того, как вы водите по ней кистью. Кроме того, в отличие от каллиграфии, ты и «тушь», и «бумагу» готовишь сам перед рисованием. В зависимости от степени взбитости молока и качества приготовления кофе меняются характеристики и «бумаги», и «туши». В первую долю секунды, когда вливаешь молоко, ты начинаешь ощущать плотность пены, плотность крема и в зависимости от этого меняешь скорость своей работы. Рисунок делается за 10-15 секунд и требует концентрации внимания. На протяжении многих лет я варю каждый день три-четыре чашки кофе, поддерживаю свой уровень. Он любительский, конечно, но и у меня есть авторские картинки – у других бариста я таких не видел.

Помнится, вы увлекались еще и современной живописью?

Да нет, если я чем-то увлекался, то акционизмом, флешмобами – это такие необычные действия, моментальный театр на улицах. Наш сайт fmob.ru в свое время провел около 70 акций за два года, и три из них были глобальными, с участием 30 стран и 130 городов. Это было интересно – так называемое нонспектакулярное искуство, не требующее или не подразумевающее зрителя. Там были свои принципы, придумывались сценарии…

Похоже, деловой человек, когда чем-то увлекается, не упускает из виду возможность построить бизнес вокруг своего увлечения.

Ресторанная компания iiko – пожалуй, самый яркий тому пример. Но через полгодика, надеюсь, я смогу еще кое-что рассказать о хобби, перерастающем в бизнес. Наверное, это нормально: в какой-то момент начинает хотеться, чтобы твои увлечения приносили еще кому-то либо радость, либо пользу. Любое начинание, любой проект – это своего рода ребенок: ты можешь с ним понянчиться, получить удовольствие, но если видишь, что у него есть перспектива стать самостоятельным взрослым человеком, то почему бы не сделать так, чтобы это получилось?

Говорят, что специалист подобен флюсу: никаких хобби у него нет, работа и только работа. Как вы к таким людям относитесь?

Пожалуй, слово «хобби» относится к ситуации, когда работа человеку не особо интересна, она монотонна и ничем не примечательна, кроме того что за нее он получает зарплату. А хобби – занятие, за которое не платят, но оно приносит удовольствие. Наверное, многим хочется, чтобы можно было заниматься работой с таким же задором да еще и получать за это зарплату. У физиков есть старинная шутка: «физика – это любимое дело, за которое еще и платят». Наверное, людям, о которых вы говорите, просто повезло и они нашли именно такое любимое дело.

Давид, а как вы относитесь к хобби своих сотрудников?

На разных этапах проекта отношение разное. В момент, когда команда создает что-то новое и находится в состоянии стартапа, было бы, наверное, не очень правильно, если кто-то из сотрудников видит для себя более привлекательное занятие. Интересы есть у всех: кто-то ходит в горы, кто-то играет на гитаре, кто-то варит кофе или посвящает часть своей жизни чему-то иному, это нормально. Но в период активного увлечения, влюбленности и ярких эмоций лучше, пожалуй, сосредоточиться на чем-то одном. В период стартапа вся химия у всех должна быть связана с текущим проектом. Но долго находиться в таком состоянии почти невозможно, через год-два первичная влюбленность постепенно отступает и переходит уже в твердую любовь. Или не переходит. А на стадии развития проекта в общем-то нормально, что у человека есть какие-то интересы помимо работы.

Кто вам интересней: люди с разнообразными увлечениями или те, кто сосредоточен сугубо на деле?

В команде должны быть и те и другие, нужна правильная комбинация и гармония между такими людьми. Есть интраверты, есть экстраверты. Есть сосредоточенные на чем-то одном, есть разносторонние. У нас в компании есть люди, которые вполне профессионально играют на музыкальных инструментах, занимаются театром, разными видами спорта. Это, повторяю, совершенно нормально, и если это не поддерживать, то вряд ли можно на долгое время удержать сильных специалистов.

А как получилось, что вы занялись медициной и написали книжку о здоровом питании?

Я как-то в очередной раз увидел, что наша няня кормит детей на завтрак бутербродом с маслом и сыром и сладким чаем, и мне вдруг показалось, что это неправильно. До этого я увлекался самоистязаниями типа «не есть после шести вечера» или «не есть с вечера вторника до утра четверга». Это было связано не столько со здоровьем, сколько с попыткой найти границы зоны собственного комфорта, испытать, «кто же в доме хозяин». При этом я читал какие-то статьи о правильном питании и к моменту, когда заговорил об этом с няней, уже кое-что знал. Помнится, мы поспорили: она утверждала, что так ели наши деды и прадеды. Тогда я принялся читать научные книжки, чтобы обзавестись аргументами, и в конце концов меня это затянуло. Проштудировав около 70 статей, в основном англоязычные первоисточники или компиляции трудов уважаемых организаций типа ВОЗ, я пришел к выводу, который, оказывается, давно известен диетологам: солить блюда практически не требуется, соли достаточно в самих продуктах. То же касается насыщенных жиров: они не нужны ни в каком количестве. Рафинированный сахар тоже не требуется – углеводы должны поступать в организм в более сложных формах. Будучи по образованию физиком, я внимательно изучал графики, таблицы, биохимические процессы, узнал, что такое цикл Кребса, и все такое. И стал понимать, как неправильно общество, реклама, детский сад и школа формируют наши пищевые привычки – это просто катастрофа. Многие «вредные» продукты в той или иной степени обладают наркотическим эффектом: к примеру, привыкание к сахару происходит быстрее, чем к героину. И я решил об всем этом рассказать, чтобы не только мы и наши дети питались правильно, но, может быть, и кто-то еще.

Как, наверное, надо увлечься, чтобы написать целую книгу…

Отец приучил меня доводить дела до конца, и если уж я потратил полгода на чтение, то стоило посидеть еще месяца три, чтобы поделиться узнанным с людьми моего круга. Кроме того, в процессе отвыкания от пищевых наркотиков я, мне показалось, выработал методику, которая помогла мне и многим моим друзьям. Основной тезис: диета как временное изменение пищевого рациона не имеет смысла, необходимо менять пищевые привычки, а результатом будет изменение рациона. Скажем, если ты разлюбишь сахар, то уже не будешь сидеть на сахарном наркотике. Собственно говоря, книжка об этом – как слезть с наркотиков и как не подсадить на них своих детей.

Как оценили ваш труд профессионалы и простые читатели?

Прежде чем отдавать книгу в печать, я встречался с одним из руководителей Института питания РАМН, с диетологами и спрашивал, верно ли я понял все эти научные статьи, нет ли в моих суждениях ошибок. Они заверили, что все правильно, и я решил, что по крайней мере никого не введу в заблуждение. Сейчас, по моим оценкам, книгу прочли уже 60-70 тысяч человек. Каждый день от них приходят письма – к сожалению, уже сложно на все отвечать. А многие просят написать продолжение. В ближайший год будет не до этого, но если когда-нибудь решусь на вторую книжку, она будет, видимо, касаться тренировок и физических нагрузок.

И последний вопрос: как вы относитесь к таким общечеловеческим ценностям, как музыка, поэзия, литература?

Родителям не удалось привить мне интерес к классической музыке, а старшему брату это удалось, слава богу. Он просто влюбил меня в классическую музыку. Как-то, когда я был в классе шестов, он спросил меня: «Ты слышал Интродукцию и рондо каприччиозо Сен-Санса в исполнении Сарасате?... Как? ТЫ НЕ СЛЫШАЛ Интродукцию и рондо каприччиозо Сен-Санса в исполнении Сарасате?!». И он поставил пластинку. И все. С тех пор музыка – неотъемлемая часть моей жизни. Я много кого люблю. От Баха до современных классиков – Шнитке или Эдисона Денисова. Кстати, примерно тогда же он влюбил меня еще и в Led Zeppeline, Queen, Supertramp и Jethro Tull. Поэзия мне меньше дается, тем не менее есть любимые авторы. Что касается прозы, люблю Достоевского, Хулио Кортасара, Кобо Абэ – всех не перечислить. Но, к сожалению, сейчас удается прочитать дай бог одно художественное произведение в год – в основном читаю профессиональную литературу.

Бесплатную PDF-версию книги Давида Яна «Теперь я ем всё, что хочу!» можно скачать здесь.

Опубликовано 17.02.2015