Свой едок на каждый пирог

Логотип компании
Свой едок на каждый пирог
Иногда полка переполняется, и мы со вздохом убираем в чулан документацию от уже давно не существующего «железа» и забытых операционных систем
Пошлите кухарку в погреб, пускай она нарежет холодной буженины, лососины, добавит моченую клюкву, посыплет свежей зеленью и подаст на стол. Разлив домашней наливочки, извинитесь перед гостями.
Поваренная книга 1905 года, раздел «Что делать, если к вам пришли гости, а в доме нет продуктов?»

Лет тридцать-сорок назад, на уроках труда, пока мальчики без особого энтузиазма шоркали старыми напильниками по ржавым железкам или с огромным энтузиазмом точили что-то на токарном станке, девочки изучали домоводство. Их учили шить, вязать, готовить и убирать. Даже спустя много лет на кухонной полке моей жены стоит растрепанная общая тетрадь в потертом коричневом переплете с пожелтевшими страницами, заполненная кулинарными рецептами. 

Перелистывая ее, можно увидеть, как менялся почерк, сложность рецептов, продукты в них... вся жизнь страны. Запеканка и сырники семидесятых. Борщ. Как самому сбить масло и сварить сыр, это уже девяностые. Ручка, карандаш, газетные вырезки. Это уже потом на полке появились кулинарные книги в суперобложках. А затем это все как-то отошло в сторону, потому что основные, каждодневные рецепты прочно отпечатались в нейронных сетях неокортекса, стали неосознанным мастерством, когда мы толком не можем объяснить, почему делаем так, а не иначе и не отмеряем каждые 14 граммов масла и 120 граммов сахара.
Подобные «потертые тетради», в которые мы никогда не заглядываем, во множестве стоят на наших полках. «Искусство программирования», «Администрирование Novell Netware», «Введение в Active Directory», «Технология виртуализации», «Основы менеджмента»... Мы давно их не перелистываем, хотя иногда стоило бы. Иногда полка переполняется, и мы со вздохом убираем в чулан документацию от уже давно не существующего «железа» и забытых операционных систем. Мы не выбросим это никогда. Рассматривая свою «полку», я отчетливо вижу, как все менялось. Это похоже на взгляд в окошко иллюминатора взлетающего самолета. Сначала становятся неразличимыми люди, машины, потом дома, улицы, дороги, маленькие деревушки... Чем с большей высоты мы смотрим, тем меньше деталей видим. Бывает, стараемся себя убедить, что они нам уже не очень-то и интересны. Бывает, вспоминая то, ни с чем не сравнимое ощущение, когда я писал компьютерные программы и сам чувствовал себя потоком данных, вливающихся в бассейны баз и массивов, разделяясь на ручейки и сливаясь в речушки, жалею, что когда-то не остановился на этой высоте, а стал CIO. Есть какая-то неправильность в обычной логике карьерного роста. «Ты великолепный программист, ты самый лучший, ты можешь делать то, чего не может никто, ты самый потрясающий программист, поэтому программировать ты не будешь. Ты будешь начальником программистов и будешь составлять графики отпусков, защищать бюджеты и отращивать чугунную задницу на бесконечных совещаниях. А лет через пять ты поймешь, что мир необратимо изменился и все, что ты умел как программист, уже ни кому не нужно».

Да милый, ты был прав. Там действительно написано:
 «Полфунта телятины и перца на кончике ножа, а вовсе не наоборот». 
Подпись к карикатуре сорокалетней давности

Я стал CIO, создал свою команду, изучил кучу менеджерских дисциплин, от управления проектами до маркетинга, мотивации, финансов и стратегического управления. И перестал быть CIO. Понимая  глобальные тенденции рынков и заранее зная, чем кончится очередная дурацкая дорогостоящая инициатива сверхумне было ужасно скучно тихо сидеть в своем углу, повторяя мантру: «Мое дело болт-гайка». И было очень небезопасно встать в окопе во весь рост и сказать: «Принимаю огонь на себя». Если бы я изучал психологию до, а не после менеджмента, я бы не ошибся в рецепте. Там ведь действительно было написано: «Полфунта коммуникаций и понимания мотивов других людей, и знаний менеджмента на кончике ножа, а вовсе не наоборот». Но вышло так, как вышло. Менеджмента во мне было больше, чем понимания, что люди — это просто люди. Мне стало окончательно тошно, как солдату под непрекращающимся обстрелом, я встал в этом окопе со своим  MBA наперевес, получил свою порцию свинца и, как в свое время сказал Михаил Михайлович Жванецкий, «ушел из большого секса и перешел на тренерскую работу». Теперь я сам обучаю руководителей. Общие тетради с еще не обтрепанными углами. Горячее желание получить рецепт. Вопросы: «Под каким углом необходимо держать биту при выдаче подчиненному обратной связи?», «Сколько раз должен закипеть руководитель, чтобы он побелел и умягчился?», «На сколько времени необходимо оставить в теплом и хорошо оплачиваемом месте команду, чтобы в ней пошли процессы брожения?», «Какого цвета должны быть жабры у представителя вендора, чтобы мы могли быть уверены в свежести и доброкачественности предлагаемого продукта». Я действительно могу этому всему научить. Осознанная некомпетентность давно перешла в осознанную компетентность, а потом в неосознанную компетентность. Этот цикл повторялся столько раз, что в конце концов кристаллизовалось простое понимание того, как сложно все устроено. Ведь только в плохих рецептах пишут «взбивать двадцать минут». В хороших напишут: «взбивать, пока не побелеет». Тем и отличается хорошая книга, что в ней нет абсолютных рецептов, а есть понимание, куда смотреть и на что обращать внимание.

Если вам не нравятся кошки, значит, вы просто не умеете их готовить. 
Из книги «Кулинарные наставления молодого ротвейлера»
Приносят ли вообще пользу все эти MBA, CIO MBA, PM и прочие АБВГД? Мой опыт говорит, если что-то помешает ИТ-менеджеру стать CIO — это отсутствие знания менеджмента. А если что и мешает ИТ-директору оставаться в профессии, так это MBA.
Данное утверждение перестает казаться парадоксальным, если вспомнить, что в менеджменте различают три уровня организационной стратегии. Корпоративная, или бизнес-стратегия. Кто мы и каким бизнесом занимаемся. Выпускаем ли мы пиво, и наши конкуренты — пивовары. Или наша отрасль — прохладительные напитки и мы конкурируем еще и с «Кока-Колой». На уровень ниже — конкурентная стратегия. Как мы конкурируем за потребителя. И самый нижний, все еще стратегический, уровень — функциональные стратегии. Маркетинговая, операционной и да, ИТ-стратегия. Хорошо продуманный курс менеджмента не зря состоит из двух-трех ступеней и MBA. Это похоже на любое образование. Бакалавр, магистр, мастер. MBA — это мастера. Те, кто занимается корпоративной и конкурентной стратегией. Помогут ли CIO знания MBA? На мой взгляд, нет. Останется ли он после того, как во всем этом разберется, в профессии? Зависит от него. Просто задайте себе вопрос, можете ли вы спокойно иметь и никак не использовать пласт знаний, добытых с немалым трудом. Если да, то все в порядке. Возможны ли исключения? Разумеется. Иногда звезды встают причудливым образом, и на свет появляются люди, мудрые от природы. Но им не нужны никакие рецепты.

Ступень ниже — это функциональные директора. Чтобы управлять людьми, как ставить им задачи, мотивировать их, давать им такую обратную связь, которая побуждала бы их к росту? Для этого необходимо знать, как вообще устроены организации и что обусловливает поведение людей. Для меня самого неоценимую пользу принесло как знание менеджмента, так и понимание организационной психологии, того, как живет, развивается и умирает этот дьявольски сложный сплав структур, систем, организационной культуры и личностных взаимоотношений. А какую пользу я бы мог получить, если бы изучал это все в обратном порядке. Сперва психологию, а уж потом все остальное. Вкус борща не зря зависит от последовательности закладки овощей. Если бы кто-то создал курс «Психологический менеджмент», мне бы не пришлось собственным потом и кровью зарабатывать понимание того, что в организации правильно не то, что правильно, а то, что будет принято всеми. 

Как же выглядит хороший рецепт приготовления CIO? 
  • Не торопитесь с менеджментом. Начните с себя.
  • Возьмите примерно равные части понимания себя, своих мотивов и побуждений. Тщательно просейте их через сито обучения психологии, удалив, сколько сможете, детских страхов и травм. Ни в коем случае не выбрасывайте их, а аккуратно сложите в герметичную прозрачную посуду. Они вам пригодятся как наглядное пособие, когда надо будет просеивать подчиненных. Герметично закройте посудину, страхи гигроскопичны и имеют свойство разбухать. 
  • Разбейте в отдельную миску пару международных образовательных программ для управленцев и отделите стратегическое управление. Пусть оно пока постоит в прохладном месте, на случай, если вам наскучит быть CIO. Оставшийся функциональный менеджмент тщательно разотрите до однородного понимания, проследив, чтобы туда попало заметное количество логистики, финансов и маркетинга. Вам это еще пригодится.
  • В просеянное понимание себя тонкой струйкой добавляйте менеджмент, не забывая тщательно перемешивать, добиваясь однородной массы. Появление комочков нежелательно. 
  • Щепотку тщеславия слегка пригасите столовой ложкой здравомыслия, но не переусердствуйте, иначе CIO плохо поднимается.
  • Добавьте пригашенное тщеславие в полученную массу.
  • Основа готова. Специи, цукаты, перец, марципан или мясной фарш добавляются по месту. Иногда CEO и подчиненные очень ценят неожиданные сочетания, вроде шоколада с чили.
  • И все это помещается в духовку опыта. Только умеренная, но достаточно высокая температура позволит получить настоящего CIO. Сыроватый CIO легко может вызвать несварение желудка, а передержанный теряет упругость, становится вялым и ни на что не способным. 
В общем, дерзайте и не бойтесь отклоняться от рецепта и применять неожиданные сочетания. В конце концов, самые лучшие кулинары не боятся экспериментов, и на каждый пирог найдется свой едок.

 

Опубликовано 28.01.2015