Профессиональный стандарт. Взгляд разработчика

Логотип компании
Профессиональный стандарт. Взгляд разработчика
Уж сколько лет профессионалы ломают копья на предмет, нужны ли стандарты. Противники приводят в пример «плохие» с их точки зрения стандарты, замедлившие, опять же с их точки зрения, развитие отрасли. Защитники азартно рисуют апокалиптическую картину всеобщего хаоса, в который может погрузиться мир, лишенный стандартов.

Уж сколько лет профессионалы ломают копья на предмет, нужны ли стандарты. Противники приводят в пример «плохие» с их точки зрения стандарты, замедлившие, опять же с их точки зрения, развитие отрасли. Защитники азартно рисуют апокалиптическую картину всеобщего хаоса, в который может погрузиться мир, лишенный стандартов.

Как вы понимаете, я придерживаюсь второй точки зрения. Один из последних полученных мной доводов противников стандартов, неудовлетворенных стереотипной раскладкой клавиатуры QWERTY, привел меня к прямо противоположному выводу. А что бы было, если раскладки клавиатур были разными? Пусть уж лучше Qwerty... Впрочем, не уверена, что этот пример точно отражает ситуацию, поскольку дальше речь пойдет не о технических стандартах, а о профессиональных, область использования которых совсем другая.

Думаю, во многом неприятие стандартов связано с неумением или нежеланием их готовить, то есть применять. Потому что стандарт — один из инструментов современного руководителя, но от того, что он есть, ничего в деятельности конкретного начальника может не меняться. А если его использовать неправильно, то действительно появляется шанс привести организацию если не в тупик, то в очень узкий переулок. И двигаться в таком переулке ей будет трудно.

Отдельно о профессиональных стандартах. Они нужны хотя бы для того, чтобы соединить на единой основе:

· тех, кому нужны сотрудники соответствующих профессий;

· тех, кто их ищет как внутри компании, так и вне ее;

· тех, кто их обучает;

· самих сотрудников, как потенциальных, выбирающих профессию, так и профессионалов, заинтересованных в самоопределении и дальнейшем развитии.

Любую профессию и особенно в ИТ, как в молодой и быстро развивающейся области, все эти стороны могут представлять по-разному. Что, как вы понимаете, порождает множество конфликтов, неприятностей, недоразумений, стрессов и необоснованного расхода нервной энергии, времени и денег. Так не лучше ли посвятить определенное время разработке и согласованию единого стандарта, который устроит все стороны? Пусть он окажется неидеальным, пусть отражает только нынешний период развития отрасли. Кто сказал, что стандарт — вещь закостеневшая? Наоборот, стандарт, как и осетрина, не бывает второй свежести. На фоне постоянного развития ИТ стандарт несомненно станет меняться, надеюсь, совершенствуясь. Но одно неизменно: его необходимо разработать, широко обсудить с представителями всех заинтересованных сторон, как и положено современному стандарту, и только после этого принять соответствующим государственным органом (в данном случае — Минтрудом России).

Возможно, все это еще в большей мере касается профессии менеджера по ИТ (или руководителя по ИТ). Ведь до сих пор многие видят в данной роли хорошего системного администратора с некоторым опытом формирования бюджета. Вот почему организации стонут от своих ИТ-руководителей, кадровые агентства жалуются, что не знают, кого искать на рынке труда, претенденты на позицию не всегда понимают, что от них требуют и чему надо учиться. А учебные программы приобретают эклектичный характер, и освоить их могут разве что гении.

Основа стандарта

23 октября 2014 года был утвержден государственный стандарт Российской Федерации «Менеджер по информационным технологиям». Стандарт был разработан, обсужден и согласован в рамках поручения Президента Минтруду России по разработке 800 профессиональных стандартов в соответствии с подготовленными министерством шаблоном и процедурами. Документ проходил широкое публичное обсуждение в социальных сетях, на вебинарах и семинарах, на сайтах Минтруда, АПКИТа и на специализированных сайтах ИТ. Все полученные замечания были проанализированы, и в отчете по разработке стандарта по каждому замечанию, не вошедшему в окончательную версию стандарта, приведены обоснования позиции рабочей группы. Текст стандарта доступен по ссылке http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps663751.

Рабочая группа стремилась прежде всего обеспечить системный подход к деятельности ИТ-руководителя. Для этого мы подготовили таблицу, по строкам которой отображаются области деятельности, а по столбцам — уровни (масштаб) руководства. Окончательный вариант этой таблицы представлен в таблице.

В крайнем правом столбце приведен шаблон для трудовых действий, далее спроецированных на каждый уровень и конкретизированных. Как видно из таблицы, мы выделили четыре уровня: от менеджера по ресурсам, чьими должностями могут быть, например, начальник вычислительного центра или начальник отдела поддержки баз данных, до менеджера по ИТ-инновациям, имеющего должность, в частности, директора по ИТ и инновациям или заместителя генерального директора по развитию. В этом мы придерживались международного подхода, в том числе Европейской рамки компетенций, в которой для профилей управленцев в ИТ определены именно эти семейства. Мы исходили из того, что другие профили руководителей ИТ, а именно - профили «менеджер по качеству в ИТ», «менеджер по информационной безопасности бизнеса» и «менеджер ИТ-проектов» описаны (последние два) или будут описаны (первый) в других профстандартах.

Еще на один пункт следует обратить внимание — трудовые действия в области управления «Отношения». Здесь на разных уровнях определяются взаимоотношения с различными группами заинтересованных лиц. Так, в те действия, которые должен обеспечить менеджер по ИТ для этой области, входят повышение компетенций в сфере ИТ заинтересованных лиц, а также контроль подобных взаимоотношений и обеспечение их прозрачности.

Спорные моменты разработки стандарта

Хочу отметить основные моменты, вызвавшие наиболее бурную реакцию при обсуждении стандарта.

Во-первых, это - появление инновационного уровня. Многие спрашивали, где вы видели руководителей ИТ такого уровня. Возможно мне повезло больше других, но я знаю руководителей, вполне соответствующих требованиям, заявленным в нашем стандарте, и занимающих аналогичные должности. Кроме того, хотя стандарт должен и может пересматриваться, написан он не только для текущего момента, но и на определенную перспективу. А тенденция развития ИТ направлена на расширение роли ИТ как двигателя инновационного развития компании. Да и мировому тренду такая роль ИТ полностью соответствует. Зачем же плестись в хвосте у других стран?

Второй момент – это отсутствие в явном виде трудовых действий, связанных со специфическими областями ИТ-деятельности: системным и сетевым администрированием, администрированием БД, разработкой и внедрением ПО.

Начну издалека, почти с философского вопроса: может ли руководитель ничего не понимать в том, чем управляет? Немного переиначив закон Спенсера для информации, отвечу:

· Средний руководитель может успешно управлять областью, в которой прекрасно разбирается, а именно благополучно выполнял все роли сотрудников, которыми руководит.

· Сильный руководитель способен успешно возглавить коллектив в той области, где имеет хорошие общие знания, то есть если применять к компетенциям модель гребешка (предложенную ныне покойным, к сожалению, А. В. Коротковым), у него достаточно длинные «зубья» по направлениям деятельности в этой области.

· Гениальный руководитель может успешно управлять тем, в чем вовсе не разбирается.

Так что, если вы гений или рассчитываете на гениев — вперед. И никакие стандарты не нужны. Однако при пристальном рассмотрении можно увидеть в нашем стандарте требования этих специальных компетенций. Я имею в виду три первые области (три первых строки) приведенной таблицы. Формировать цели, организовывать и контролировать их достижение невозможно без наличия соответствующих компетенций.

Третий момент - требование высшего образования для менеджера по ИТ. Возможно, для вас очевидно, что любой руководитель, как правило, должен иметь высшее образование. И ИТ-руководитель не исключение. Тогда можете не читать дальше. Довод тех, кто выступал против требования наличия высшего образования у менеджера по ИТ, состоял в том, что таким образом мы отрезаем путь к руководству ИТ способным и грамотным специалистам, по разным причинам не получившим высшего образования или не окончившим вуз. Однако любой стандарт не догма, а руководство к действию. Исключения есть и будут. Я сама знаю несколько весьма успешных руководителей, не обремененных дипломами. Да и Билл Гейтс, как и множество других известных личностей в ИТ (и не только в ИТ), диплома, как известно, не имеет. Но, как говорится, исключения лишь подтверждают правило. И гениям закон не писан, как следует из вышеприведенного закона.

В заключение

Итак. Всем противникам стандарта. Разрабатывайте свой новый стандарт, свободный от недостатков того, который разработали мы, а я, как и другие члены нашей рабочей группы, поделюсь опытом, как его обсудить, согласовать и утвердить в соответствии с международными и отечественными нормами.

Всем, кто хочет и может его использовать. Берите его за основу для создания корпоративного стандарта, подготовки должностных инструкций менеджеров по ИТ, формирования профиля руководящих должностей, для поиска и аттестации специалистов, для их развития и мотивации.

Считаю, само появление стандарта свидетельствует, что такая деятельность, как управление ИТ, выходит в России на новый виток. А каким он будет, зависит от нас с вами.

Таблица. Трудовые действия менеджеров по ИТ
Профессиональный стандарт. Взгляд разработчика. Рис. 1

Опубликовано 25.12.2014