BPM - фокус на точечной автоматизации
Несмотря на очевидные преимущества от грамотно выстроенной системы управления бизнес-процессами, современные реалии пока не позволяют говорить о полномасштабном внедрении BPM (Business Process Management) в России. При этом очевидно развитие BPM в сторону автоматизации отдельных бизнес-процессов
Несмотря на очевидные преимущества от грамотно выстроенной системы управления бизнес-процессами, современные реалии пока не позволяют говорить о полномасштабном внедрении BPM (Business Process Management) в России. При этом очевидно развитие BPM в сторону автоматизации отдельных бизнес-процессов.
Объекты BPM, а именно – бизнес-процессы, которые требуют автоматизации – есть в любой компании. Однако барьером на пути широкого распространения BPM-решений является непонимание концепции BPM как методологии со стороны ответственных за бизнес-процессы сотрудников. Зачастую им не хватает времени для знакомства с новыми, непроверенными, по их мнению, концепциями. Другим сдерживающим фактором служит текущая кризисная ситуация на рынке, которая диктует правила: курс на увеличение оборота и удержание текущих позиций, но не на перспективное развитие. Соответственно, термин «BPM» понятен, в первую очередь, тем, кто заинтересован в долгосрочном развитии и кому не чужды нововведения и применение на практике всевозможных передовых технологий.
Тем не менее, проекты с применением BPM-систем реализуются сегодня и будут существовать завтра, так как без автоматизации, в той или иной степени, сегодня невозможно выстроить работу компании, независимо от ее масштаба. В каждой современной BPM-системе присутствуют такие компоненты, как основа для рабочих процессов (workflow), пользовательский портал, аналитический модуль и интеграционная составляющая, которая помогает соединить разрозненные ИС.
Особый подход к заказчику
Специфика рынка определяет вектор развития сферы предоставления услуг в области систем бизнес-автоматизации. Современные российские компании не всегда готовы ответить на вопрос, какие бизнес-процессы они хотят автоматизировать, при этом они имеют четкое представление о слабых местах, наличие которых подвергает компанию риску потерять деньги.
На личном опыте могу уверенно сказать, что руководитель подразделения всегда четко знает, где имеются несовершенства, какие участки могут быть улучшены. Так, директор по логистике может отметить, что проблемы возникают при взаимодействии со сторонними перевозчиками, с поставщиками, при прокладке маршрутов и так далее.
Для поставщика BPM-решений уже этой информации должно быть достаточно для того чтобы предложить единую систему, которая позволит сотрудникам работать не в нескольких окнах, а в одном, чтобы все данные сохранялись централизованно, были доступны различным сотрудникам и регулярно анализировались специальными инструментами для поиска наиболее эффективных решений. Основная задача исполнителя проекта – правильно задавать вопросы, навести заказчика на верную мысль, что в итоге прояснит ситуацию, как для него, так и для поставщика решений.
Правила и регламенты
В основе методологии BPM лежат прозрачные и согласованные бизнес-процессы. Фундаментом успешного исполнения бизнес-процессов служит фиксация целей различного уровня. Любая компания в той или иной степени регламентирует свою деятельность, при этом, чем крупнее организация, тем больше у нее регламентов. В случае с госструктурами процедуры, установленные регламентами, контролируются внешними по отношению к организации надзорными органами.
Направление BPM особенно актуально в контексте понятной потребности любой компании в фиксации регламентной документации, поскольку BPM-система имеет функцию автоматического создания регламентной документации по бизнес-процессу. Это попадание в потребности заказчика дает основание предполагать широкое развитие BPM в России.
Если стремиться получить максимальную отдачу от BPM в будущем, методология должна внедряться полномасштабно, затрагивая все бизнес-процессы и каждого сотрудника в отдельности. При этом начинать внедрение предпочтительно с самого верхнего уровня: руководство компании должно понимать, что при внедрении методологии BPM они начинают управлять не конкретными людьми или отделами, а процессами, в рамках которых осуществляется деятельность всех подразделений компании.
Другие приоритеты
Российская действительность, к сожалению, пока не способствует распространению практики повышения прозрачности деятельности компании, за счет внедрения BPM. Некоторые вопросы, в том числе стратегического характера, решаются вне какой-либо системы, не согласовываясь с ключевыми показателями эффективности компании. На фоне сложной политической и экономической ситуации в стране многие представители высшего руководства компаний видят основной целью удержание текущей позиции компании. Это оказывается несовместимым с выстраиванием новой методологии, подразумевающей четкое определение целей и результатов.
Автоматизация проблемных участков — другое дело. Здесь запускаются все новые и новые проекты, охватывающие различные функциональные подразделения. Если такой проект поможет компании в краткосрочной перспективе экономить деньги, его одобрят и сегодня, и даже в более сложной экономической ситуации.
Таким образом, текущая ситуация в России и в мире не позволяет делать объективные прогнозы, тем более на длительные сроки. Если ориентироваться на общие тенденции, то есть все основания предполагать отсутствие большой заинтересованности в применении методологии BPM со стороны российских компаний в ближайшие 5-10 лет. В любом случае, BPM продолжит свое распространение на российском рынке, но пока в том же качестве – как эффективный инструмент для автоматизации отдельных бизнес-процессов.
Опубликовано 16.12.2014