Абсолютно материальный актив

Логотип компании
Абсолютно материальный актив

Его невозможно измерить или отразить на счетах бухгалтерского учета, но его присутствие всегда очевидно, как и отсутствие. Оно помогает в построении планов развития организации, принятии сложных решений, смягчении конфликтов, работе межфункциональных команд, при реализации изменений. Я говорю о такой непростой категории, как доверие. Но начнем мы разговор с того, в какой среде работает современный руководитель.

Его невозможно измерить или отразить на счетах бухгалтерского учета, но его присутствие всегда очевидно, как и отсутствие. Оно помогает в построении планов развития организации, принятии сложных решений, смягчении конфликтов, работе межфункциональных команд, при реализации изменений. Я говорю о такой непростой категории, как доверие. Но начнем мы разговор с того, в какой среде работает современный руководитель.

Место в пространстве

Исследователи в области менеджмента определили, что в среднем (если рассмотреть не несколько случаев, а статистически достоверную «популяцию») компании развиваются по кривой — от создания через рост до расцвета к упадку и исчезновению. Оно может произойти в форме поглощения конкурентом (а иногда клиентом либо поставщиком) или просто «ухода точки с радара».

Обойти эту кривую различными способами пытались как теоретики менеджмента, так и практикующие корпоративные руководители, но примечательно другое: за последние несколько десятков лет эта кривая значительно сжалась во времени.

Абсолютно материальный актив. Рис. 1

Рис. Кривая развития компании

В условиях развивающейся либо стабильной экономики каждый бизнес занимает свою нишу, объемы понемногу растут и жизнь, в целом, хороша. Однако в наши дни конкуренция, глобализация, экономические циклы (которые становятся короче во времени и злее по амплитуде) сократили статистически средний срок жизни компании до семи лет.

Высказываются мнения, что и это не предел. На практике это означает, что компании в режиме «24×7» ищут все возможные способы, как зарабатывать больше, тратить меньше, успевая заблаговременно меняться в соответствии с переменами во внешней среде. Нередко в условиях, когда рынок не помогает.

Навык изменяться одновременно в нескольких координатах не менее важен, чем способность к сохранению и росту нормы прибыли и доли рынка. Типовой набор направлений изменений вполне обозрим: слияния и поглощения либо продажа части бизнеса, упрощение организационной структуры, расширение (или, наоборот, сужение) продуктовой линейки, консолидация функций и их вынос на аутсорсинг, автоматизация процессов (мы в ИТ-ориентированном журнале, не забыли?). ИТ-функция выступает драйвером, но иногда и объектом этих изменений.

Промежуточные выводы:

  • традиционная «пирамида» организационной структуры во времени становится все более плоской;
  • от каждого «квадратика» организационной структуры и от всех вместе востребована возрастающая степень подвижности.
  • целый ряд элементов организационной структуры может измениться до неузнаваемости либо исчезнуть.

Скажу еще проще: если сама компания не построена навечно, то ее организационным «квадратикам» место в вечности не гарантировано тем более. Руководитель любой функции находится в непростом окружении, безотносительно к тому, в какой стране или индустрии он работает.

И плохая новость: служба ИТ не является исключением.

Ничего личного

Эти тенденции означают, что глава любой (даже самой уютной, построенной группой единомышленников, родственников или друзей) компании рано или поздно должен задать руководителям подразделений и служб несколько не всегда комфортных вопросов . Например, таких:

  • Можно ли объединить три подразделения ИТ, находящихся в разных регионах в одно?
  • Оправданно ли держать функцию бухгалтерского учета у себя или лучше отдать ее внешним поставщикам?
  • Можно ли вообще обойтись без того или иного департамента?
  • Способна ли ваша функция в своем нынешнем виде решать задачи развития и роста?
  • Что сделало ваше подразделение для того, чтобы организация зарабатывала больше?
  • Как производительность, качество и эффективность нашей ИТ-функции выглядят на фоне конкурентов?

Что делать руководителю ИТ (да и любой другой функции)? Я бы подобные вопросы открыто, свободно обсуждал с бизнес-руководством на регулярной основе. Тактика игнорирования и уклонения приведет к тому, что ответы будут получены без вас и ни разу не факт, что они вам понравятся.

И тут мы возвращаемся к теме статьи. Вынесение подобных тем в повестку общения с руководством меняет представление руководителя о вашем департаменте или службе: из центра затрат или «неизбежного зла» вы превращаетесь в доверенного участника процесса развития и роста организации.

NB. Понимание ценности ИТ-организации в глазах ее руководителя и в глазах соседей по совету директоров (а также в глазах владельцев) может расходиться, мягко говоря, заметно. Рассмотрим на примерах (см.таблицу).

Абсолютно материальный актив. Рис. 2

Табл. Ценности ИТ

Поэтому — сближаем видение ценностей. В своей повседневной работе ИТ-руководитель сосредоточен на содержании левой колонки, но общение с управляющей группой и владельцами следует строить на основе правой.

Вторая половина картины

Что использует в качестве отправной точки руководитель, оценивающий производительность и потенциал любой из функций своей организации? Цифры? Разумеется. Хороший руководитель понимает их значение, а также выбирает для работы действительно важные показатели.

Но цифры — это лишь часть целого. Есть еще эмоции, ощущения, сигналы, которые руководитель (или руководящая группа) получает как от своей организации, так и из внешнего мира. Эти входящие сигналы обеспечивают «интуитивную составляющую» картины, необходимой для выработки планов, реакции на проблемы, принятия решений.

Доверительные отношения существенно улучшают свободное прохождение таких сигналов. Как формируется доверие в бизнесе и в повседневной жизни? Его традиционной и естественной основой является общность людей по какому-либо признаку: семейному, национальному, религиозному, либо по общему прошлому (учились, работали, служили, «отбывали» вместе).

Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Но организации объединяют не только людей, связанных общим происхождением либо прошлым. Если откинуть упомянутые основы доверия, остается его формирование в ходе работы. Создание и поддержание доверия— постоянно активная задача сотрудника, а тем более менеджера. Практические приемы построения таких отношений несложны и находятся в рамках обычного здравого смысла.

Пацан сказал — пацан сделал

Доверие на работе создается при соответствии результатов деятельности заявленным обещаниям. Собственно, все. Если результаты (проектные, операционные) вашего подразделения регулярно согласуются со взятыми обещаниями, то ваш «банковский счет» доверия будет увеличиваться. И при возникновении проблем или кризисных ситуаций счет этот пострадает, но не будет обнулен.

Даже в случае крупного провала ситуацией можно, в определенных пределах, управлять. . Руководители тоже люди и они не очень любят неожиданности. И если информация о рисках обозначена вами заблаговременно — снижения уровня доверия удается избежать. До определенного, как уже было сказано, предела.

Одной крови

Вторая основа для построения доверия не сложнее первой. Руководитель любого уровня каждодневно справляется с валом входящей информации и если она подается бессистемно, эмоционально и на непонятном языке — восприятие будет затруднено, а доверие к собеседнику — подорвано.

Несколько простых правил позволят укрепить доверительные отношения как с руководителями бизнеса, так и с коллегами, возглавляющими другие направления.

  • Используем бизнес-терминологию, а не бытовой и технический жаргон.
  • Следуем стандартам электронной переписки и деловой презентации.
  • Избегаем эмоционально окрашенных оценок, блокируем распространение слухов и домыслов, поощряем применение проверенных, понятных и подтвержденных цифр и фактов.

House rules

В английском языке есть термин house rules — «правила дома». В русском варианте: «устав монастыря». Применительно к компаниям мы говорим как о формальных элементах (политики, процедуры, процессы, правила принятия решений), так и неформальных, которые обычно объединяются понятием «корпоративная культура».

Встречается мнение, что бывают «хорошие» компании с развитой корпоративной культурой и компании, где «корпоративной культуры нет». Скажем так: культура есть всегда. Она существует как набор формализованных и неофициальных понятий «что такое хорошо и что такое плохо». Что принято, а что нет. Что поощряется, а что порицается. Другой вопрос — близка ли эта культура лично вам.

Различие культур особенно наглядно проявляется при слияниях и поглощениях компаний, когда «под общей крышей» встречаются сотрудники одной национальности, схожего направления бизнеса, одной возрастной категории. Вроде бы все аналогично, а в результате объединения коллективов могут возникнуть недоверие, неприятие, несовместимость.

Процесс установления доверия существенно облегчается, если вы разделяете «правила дома» компании, в которой находитесь. Если нет — то хотя бы предпринимаете попытки в них разобраться, понять и относиться с уважением. Доверие в международных, межконфессиональных и в целом разнородных группах людей — штука особенно хрупкая.

На одних лишь этих приемах долгосрочные доверительные отношения не построить, но ваш образ в организации обязательно выиграет, а это позитивно сказывается на доверии.

Заключение

Давайте на минуту представим, что фактор доверия полностью исключен из повседневной жизни организации. Сможет ли она при таких условиях производительно функционировать? Вероятнее всего, да, но до первой нештатной ситуации, срыва, конфликта, до того, как что-нибудь пойдет не так. То есть проблемы наступят сразу, поскольку почти каждый рабочий день – это череда больших и малых кризисов.

С последствиями знаком любой практикующий руководитель: «перевод стрелок», отказ от ответственности, взаимные обвинения, и в конечном счете — остановка продуктивной работы. Без кризисов не получится, важна способность организации к их быстрому решению. Доверие участников процесса друг к другу эту способность укрепляет.

Другая крайность немногим лучше. Доверие хорошо в меру. Есть области, где принятие решений должно быть не только формализовано, но и максимально отделено от эмоциональных и личностных оценок. Принятие решений о найме, повышении в должности или компенсации — избыточный «вес» доверия в такой ситуации вполне способен привести к предвзятости либо формированию коллектива по принципу «из своих».

Для бизнес-организации это может означать застой и медленную (либо не очень) смерть. В другой раз мы обязательно поговорим и об этом.

Опубликовано 21.10.2014