IT happens

Логотип компании
IT happens
Любая инновация, любой новый процесс порождает ощущение неудобства. Каждый новый продукт или новая система вызывает противодействие
В 1969 году одному молодому инженеру, работавшему в только что открытой компании по производству полупроводников, пришла в голову необыкновенная, как сейчас бы сказали, креативная идея. 

Он участвовал в проекте создания набора из дюжины микрочипов для новой вычислительной машины. Каждый из этих микрочипов должен был выполнять свою определенную функцию: один за монитор, другой за клавиатуру, третий за расчеты. Большинство элементов были сложными, состоящими из нескольких тысяч транзисторов. Инженер применил абсолютно новый на тот момент подход, и вместо набора специализированных микрочипов был создан один многоцелевой процессор, выполнявший сразу несколько функций. Через два года был представлен первый четырехразрядный микропроцессор. Компания называлась Intel Corporation, а инженером был Тед Хофф.

ИТ — это то, что с нами произошло уже много лет назад и происходит ежедневно. Сейчас трудно себе представить наш мир без информационных технологий. Они настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мы не понимаем, как этот современный мир может обойтись без компьютеров, Интернета, мобильной связи. Наши предприятия стали настолько зависимыми от ИТ-инфраструктуры и информационных систем, что потеря данных или остановка работы информационной системы в связи с отключением электричества или обрывом связи способна обрушить производство.

Скорость развития технологий стремительно увеличивается, и за очень короткий промежуток времени полностью меняется жизнь людей на планете. Компьютер побывал почти в каждом доме, а в последнее время все большее распространение получают планшеты и разнообразные мобильные гаджеты. Трудно найти человека, который не пользуется мобильной связью. А если вспомнить, первый GSM-оператор начал работу в нашей стране совсем недавно, в 1994 году.

Информационные технологии со временем меняются. Некоторые технологии, системы и продукты живут с нами долго, некоторые — исчезают только появившись. В чем критерии успеха и на каких трех китах базируется успешные внедрения ИТ-систем и продуктов? Таких критериев можно назвать много, но так как китов по классике должно быть только три, пусть их имена будут Естественность, Креативность и Основательность.

Естественность

Любая инновация, любой новый процесс порождает ощущение неудобства. Каждый новый продукт или новая система вызывает противодействие. Причин тому много, среди них может оказаться боязнь не разобраться в новом продукте, нежелание осваивать что-то новое, непонимание целей нововведений. 

Наибольшую вероятность легко войти в нашу жизнь или в нашу работу имеет та технология или продукт, который действительно необходим, а кроме того, гармонично и естественно вписывается в наши умения, привычки, навыки. Чем более естественным и простым окажется в применении новый продукт, тем скорее пользователи привыкнут к нему и перестанут замечать, что он вообще существует. Он станет частью рабочего процесса и не будет восприниматься, как что-то новое.

Чем естественнее информационная система, тем больше шансов, что она станет привычной. То же электричество когда-то было чем-то абсолютно новым, а сейчас мы спокойно вставляем вилку в розетку, поворотом ключа или нажатием кнопки заводим двигатель автомобиля или просто меняем перегоревшую лампочку и при этом даже не думаем, что когда-то для подобных действий мог понадобиться специалист или какие-либо дополнительные инструменты и навыки. 

По большому счету к этому приходят и информационные технологии. Насколько простыми для пользователя, несмотря на свою внутреннюю сложность, становятся мобильные устройства, интернет-сайты. Никто не проводит ненужных обучений с пользователями этих устройств и систем. Но утром мы приходим на работу, включаем компьютер и видим новый модуль информационной системы, который оказывается настолько сложным и непонятным, что необходимо проходить специальный курс по его применению. При сравнении продуктов продукты «для себя любимого» и для работы становится грустно, что существующие корпоративные информационные системы часто гораздо сложнее и в использовании, и в понимании. Наверное, потому, что мы не можем себе позволить покупать для себя что-то неправильное и ненужное. А покупая продукт для компании, об этом не всегда задумываемся. Платим же мы не из своего кармана, да и пользоваться не нам, а каким-то другим сотрудникам. Нам только эксплуатировать и поддерживать, а если что-то не устраивает, всегда есть отговорка «в системе не предусмотрено».

Но выбор всегда есть. Интерфейсы большинства современных продуктов и систем можно настраивать и дорабатывать до удобного для пользователя вида. Просто требует дополнительных усилий, времени и денег, но этим необходимо заниматься. ИТ-инструмент должен быть продолжением руки пользователя, а современная ИТ-система — продолжением его мысли.

Креативность

Наш мир меняется очень быстро. Высокая квалификация и профессионализм уже не всегда дает конкурентные преимущества, хотя остается основным залогом успеха. В большинстве компаний внедрены одни и те же продукты, особенно если в отрасли высокая конкуренция. Одни и те же специалисты кочуют от одного работодателя к другому и переносят информацию о системах, повторяют принципы своей работы в каждой новой для себя компании. Неотъемлемой частью успеха становится умение находить нестандартные решения, инициировать и быстро внедрять новые эффективные ИТ-инструменты. В такой момент появляется второй кит информационных технологий — Креативность.

Существует известная логическая задача: разделить фигуру (квадрат или прямоугольник) на равные части заданным количеством линий. И сделать это надо не отрывая руки. Решить задачу, проводя линии только внутри фигуры, невозможно. Но если выйти за рамки фигуры, решение оказывается элементарным. Креативность — способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. Информационные технологии — не исключение.

При этом информационная система или продукт не обязательно должны быть абсолютно новыми. Как говорил известный киноперсонаж: «Все уже украдено до нас». Возможно, для эффективного решения подойдет продукт, уже давно нашедший применение в другой отрасли, или, например, какая-то информационная система, вообще не используемая раньше и не имеющая аналогов в стране. Если же таких решений не оказывается, тогда приходится придумывать их самостоятельно, часто на принципах «out of the box thinking», то есть выходя за рамки фигуры.

Главное, не увлекаться излишней креативностью. Креативная бухгалтерия сгубила не одну компанию. Важно четко понимать, насколько новое решение будет эффективным. Кроме того, именно в инновационных решениях особенно важным оказывается первый кит — Естественность. Креативность должна проявляться не в новых «дизайнерских» решениях, а в простых, но полезных для компании, не требующих длительных внедрений и обучений продуктах и модулях информационных систем.

Основательность

В любом случае, креативности необходим сдерживающий фактор, не дающий улететь слишком высоко и строить там в небесах воздушные замки. Основательность — это то, на чем должна базироваться любая инновация. В первую очередь нужно понимать цели внедрения нововведения. Новый продукт должен занять свое собственное, четко определенное место в ИТ-системе компании. Он не обязательно должен оказаться правильным кирпичом в стене ИТ-инфраструктуры. Стена далеко не всегда строится из одинаковых кирпичей. Но продукт должен точно реализовывать поставленные перед ним задачи, отвечать вполне ясной цели его применения и быть эффективным как с точки зрения экономики внедрения и использования, так и с точки зрения оптимизации или хотя бы не усложнения процессов.

Трудно представить, что новый продукт создается на абсолютно новых принципах, никогда ранее не известных и никем не проверенных. Основательность — это корни, которых мы должны держаться, фундамент, на котором строится любое новое решение. Это то, что не позволит креативности утащить нас в облака, потеряв связь с реальностью, и обеспечит целостность и надежность информационной системы компании и ИТ-инфраструктуры в целом. 

Основательность — это опыт, образование и знание классики: оптимизация процессов и управление проектами, алгоритмы и структуры данных, искусство программирования и основы операционных систем, безопасность и защита информации, технологичность и надежность. Так же во владениях Основательности оказываются регламенты, стандарты, правила, до боли знакомые всем ИТ-специалистам ITIL.

С течением времени меняются информационные системы и в раздел основательности попадают те продукты и системы, которые когда-то были креативными, становится естественным то, что считалось инновациями. Те же ERP-системы уже давно считаются классикой, а теперь часто вносят не только основательность, но и определенную инертность, замедление процессов компании. Некоторые современные предприятия отказываются от классических ERP и переходят на более легкие и гибкие системы. 

Время идет, принципы и стандарты меняются, продукты и системы появляются и исчезают, но неизменными остаются три кита информационных технологий: Естественность, Креативность и Основательность. Things work out for the best и балансирование на трех китах, не забывая отвечать на вопрос, зачем нам нужен тот или иной инструмент, позволяет появляться, выживать и развиваться новым компаниям, способствует созданию новых с каждым годом все более совершенных ИТ-инструментов.

Опубликовано 03.06.2014