О чем надо помнить професCIOналу

Логотип компании
О чем надо помнить професCIOналу
Профессионализм состоит в том, насколько качественно вы выполняете свои обязательства до последнего дня пребывания в компании
В течение 20 лет, занимаясь ИТ-менеджментом, я изучал опыт многих коллег. Помимо этого, набивал свои «шишки». В результате, как и у любого человека, у меня закрепились определенные принципы. Я бы не стал говорить, что это заповеди, которые я соблюдаю, но, несомненно, это те основы, коих я придерживаюсь в своей профессиональной карьере. Начиная писать эту статью, я отдавал себе отчет, что не смогу перечислить все свои принципы. К тому же со временем они видоизменялись, корректировались и т. п. Поэтому прошу читателей просто ознакомиться с ОДНИМ ИЗ ВАРИАНТОВ. 
Для того чтобы было проще выбрать из множества принципов, я решил взять те, которые я упоминаю в своей книге «ПУТЬиШЕСТВИЕ професCIOнала, или История одной карьеры». Не зря же я так долго писал ее.

Помни, чтобы научиться подчинять, сначала научись подчиняться

Из плохого солдата вряд ли получится хороший командир. Это давно известное наблюдение, о котором мне рассказал мой дед, долгое время занимающийся военной психологией. В корпоративном менеджменте построено все, как и в армии. И прежде чем занять место руководителя, мы все были подчиненными. И даже став топ-менеджерами, все равно подчиняемся своим директорам. Соответственно, не должны забывать о том, что значит подчинение. Это позволяет нам выстраивать такие отношения с подчиненными, которые мы сами бы хотели иметь. Умение подчиняться — основа любого менеджмента.

Не предлагай те решения, которые сам бы не выбрал

Приходя к начальству, нужно предлагать только то, что ты сам готов сделать, чтобы у него не было шанса выбрать то, что не устраивает тебя. Но при этом всегда должна существовать альтернатива. Иногда мои коллеги и ученики жалуются, что их руководители принимают решения, которые не соответствуют ожиданиям подчиненных. Но ведь мы сами готовим для них эти решения. На мой взгляд, следует так преподносить ситуацию, чтобы твой руководитель не искал из нее выхода сам, а только выбирал из того, что предлагаешь ты. В книге «Приключения ИТ-лидера» это называлось «Доктрина законченной работы» — когда подчиненный приходит не только с описанием возникшей проблемы, но и со своими мыслями по поводу того, как ее устранить, имея при этом альтернативные варианты и свое мнение, какое из предложений наиболее эффективно. В таком случае решение, принятое начальником, будет адекватно представлениям подчиненного и как результат будут оправданы ожидания обеих сторон. Как следствие, между ними не возникнет конфликта. 

К любому решению предлагай альтернативы, поскольку каждое решение — это выбор

Независимо от того, начальник вы или подчиненный, к каждому решению должны быть предложены альтернативы. Ведь руководителям, прежде всего, платят за принятые решения, а это выбор из нескольких вариантов. Иногда нам кажется, будто возможен только один путь, но это не так. Ибо «ничего не делать» — тоже решение, которое по умолчанию всегда есть. А если посмотреть на ситуацию с разных сторон, вы всегда найдете еще пару решений одной и той же проблемы. Просто одно из них по вашему мнению наиболее подходящее и наиболее эффективное, но от этого другие не стали менее значимыми или реалистичными. Вывод: анализируйте любое событие с разных точек зрения, предлагайте на рассмотрение своим подчиненным и руководителям, не забывая при этом выбирать то, которое для вас более близкое исходя из ваших профессиональных компетенций.

Организуй работу так, чтобы все ее механизмы продолжали действовать и во время твоего отсутствия

До сих пор многие руководители боятся нанимать сильных подчиненных. И это не только страх, что они могут «подсидеть», но и боязнь критики со стороны наиболее продвинутых из них. Я же считаю, что наша основная задача как руководителей — организация работы сотрудников вверенных нам подразделений. И если их работа зависит от моего присутствия в офисе, значит, я неэффективно организовал их и не создал в деятельности моих служб такое понятие, как непрерывность. Мы должны формировать автономные подразделения настолько, насколько это возможно. В операционной части они не должны нуждаться в наших решениях. Роль же руководителя в том, чтобы стратегически управлять деятельностью и вместе с подчиненными вырабатывать тактику поведения в тех или иных ситуациях.

Помни, что руководитель достигает чего-то только благодаря своим подчиненным

Свой мастер-класс по эффективному управлению персоналом вот уже несколько лет я заканчиваю следующей фразой: «Я бы ничего не добился без своих подчиненных. Именно они делают возможным то, что у меня было только как идея». И этим, мне кажется, все сказано. Ведь руководитель — тот, кто управляет не столько процессами, сколько людьми. Отсюда и достижения руководителя — результат работы его подчиненных. Необходимо помнить об этом и ценить своих подчиненных как самый важный капитал, который у вас есть.

Всегда помни, что кризис — это лишь поворотный пункт

В нашей жизни кризисы случаются намного чаще, чем это происходит в экономиках стран. Наиболее простые из них мы воспринимаем как маленькие сложности и преодолеваем их, почти не замечая. Другие позволяют нам стать сильнее, а некоторые заставляют остановиться и подумать. В любом случае надо помнить, что кризис (от др.-греч. — «поворотный пункт») не конец истории, а лишь окончание одной из глав вашей жизни. Главное в момент кризиса — не торопиться с решением, а использовать это время для проверки правильности выбранного пути, поиска альтернатив, корректировки направления развития. Чтобы вы ни делали, кризиса не избежать. Такова наша жизнь. Так давайте достойно встречать его в «полной боевой готовности».

Помни, что выигранное сражение то, которое не состоялось

Конфликты с руководством или подчиненным — это не самый лучший способ позиционирования себя как профессионала. А соблазнов поступить именно так — предостаточно в нашей работе. Когда я чувствую, что настал предел терпения и адекватности, то стараюсь сразу вспомнить известное выражение «выигранное сражение то, которое не состоялось». Это не значит, будто вы должны быть как «тряпка, о которую вытирают ноги». Но всегда необходимо стараться уклониться от прямых выпадов и упреков своих оппонентов. Ибо в драке проигрывают обе стороны. Для того чтобы научиться управлять собой и ситуацией, есть множество тренингов, которые я очень рекомендую периодически посещать всем своим коллегам. В том числе в нашем петербургском клубе ИТ-директоров SPb CIO Club мы на заседаниях «Без Галстуков» проводим подобные занятия с приглашением известных тренеров.

Помни о таких понятиях, как «преданность», «лояльность», «доверие»

Приходя на работу, мы должны понимать, что выбранная нами профессия и место работы — это прежде всего наш выбор, а значит, мы должны быть преданы своему делу и лояльны своей компании. Если это не так, то мы не честны со своим работодателем. Для меня всегда было важно, чтобы мои руководители меня воспринимали как профессионала в своем деле, доверяли мне и проявляли последовательности в своих решениях, связанных с моим направлением деятельности. Если это нарушалось в какой-то момент моей деятельности в компании, я прикладывал все усилия, чтобы восстановить свой статус-кво. Если же мне это не удавалось, я принимал решение покинуть данную организацию. И это решение было правильным не только с моей точки зрения, но и полезно для руководителей, которые, не мучаясь больше со мной, находили по их мнению наиболее подходящую кандидатуру. Но не только с начальством это важно. В наших взаимоотношениях с подчиненными тоже должно быть уважение, понимание, доверие, лояльность и даже симпатии. Без этого трудно создать из своих подчиненных эффективную команду.

Помни, что на самом сложном пути нет конкурентов

Эту фразу впервые я прочитал у одного древнего философа. И не понял тогда, посчитав, что выбор сложного пути не самый лучший вариант. Чуть позже я увидел подобные выражения у современных гуру маркетинга и продаж. Задумываясь над ним еще раз, я осознал простую вещь: нам не должно быть важно, сложный или простой путь мы выбираем, есть ли там друзья или враги. Главное для нас должно быть то, что мы уверены в своем выборе и знаем что делать. Конечно, не всегда наши решения приводят к положительному результату, но, как сказал Сенека, «трудности закаляют разум, так же как физическая работа закаляет тело», а Пушкин добавил: «И опыт, сын ошибок трудных...» Можно по-разному относиться к вышесказанному, но для меня хорошим наглядным примером того, как выбирая иногда не простые пути решения задач, достигает результатов мой друг Кирилл Соловейчик. Кстати, его статью вы тоже увидите в январском номере IT Manager.

Помни и том, что работать необходимо эффективно до самого последнего дня

Для настоящего человека важно, что останется после него на земле, а для настоящего руководителя, на мой взгляд, важно, как будет работать его подразделение, когда он покинет компанию. Я считаю, что независимо от того, почему вы уходите, профессионализм состоит в том, насколько качественно вы выполняете свои обязательства до последнего дня пребывания в компании. Это нужно не только потому, что «контракт обязывает», но и для уважения к себе самому.

***
В завершение статьи я хочу упомянуть человека, который для меня на сегодняшний день является лучшим тренером из тех, у кого я учился. Это Михаил Дегтярев. Его мало кто знает, но я очень рекомендую найти в Интернете его статьи или посетить его семинары и изучить его «10 принципов мудрости». Я много преподаю и с разрешения Михаила Георгиевича рассказываю о них своим слушателям. Как показывают результаты работы моих учеников, для любого руководителя или того, кто хочет стать эффективным менеджером, стоит понять, в чем сила «менеджерского мастерства» по мнению Дегтярева. Поверьте, это даст вам намного больше, чем все перечисленные мною принципы...

Опубликовано 04.02.2014