Объединение «умных» вещей

Логотип компании
Объединение «умных» вещей
Начиная с 2011 года Gartner помещает концепцию «Интернета вещей» в общий цикл зрелости новых технологий на этапе «технологического триггера» с указанием срока их становления более 10 лет
Осенью этого года Oracle представила планы дальнейшего развития платформы Java на конференции JavaOne в Сан-Франциско. О новых разработках и о том, как представительницы прекрасного пола могут руководить разработкой программного и аппаратного обеспечения в крупнейшей компании мы беседуем с Вице-президентом по разработке в области Java Client и Mobile Platform штаб-квартиры Oracle Нандини Рамани (Nandini Ramani), с которой мы встретились в Санкт-Петербургском центре разработки Oracle.

ИТ-службы, пожалуй, являются одним из ярких примеров мужских коллективов. Особенно это касается разработки приложений и безопасности. А уж о руководящем звене, где требуется не также серьезная менеджерская подготовка, и говорить не приходится. Расскажите, пожалуйста, как вы попали в Oracle и почему выбрали ИТ?

Я окончила Стенфордский университет, а в Oracle пришла после приобретении Sun Microsystems, где я сначала занималась разработкой аппаратного, а затем программного обеспечения. Почему именно ИТ? Во-первых, мне всегда это было интересно, еще со школьной скамьи. А во-вторых, я считаю, что в сфере высоких технологий слишком мало женщин, и, надеюсь, мой пример послужит тому, чтобы их стало больше. 

Как руководить таким сложным подразделением в огромной компании? Что помогает крепко держать дирижерскую палочку?

На руководящих должностях я уже достаточно давно, еще с Sun. И теперь уже почти четыре года в Oracle. А что помогает? Наверное то, что моя работа приносит мне огромное удовольствие. Мне нравится, что можно не только разрабатывать первоклассные продукты, но и растить специалистов, лидеров. Поддерживать умных, способных, увлеченных – я считаю это самым ценным. Видеть, как на глазах человек находит себя в профессии, утверждается, продвигается в карьере. В этом плане Санкт-Петербург для меня – классический пример. Группы российских разработчиков за четыре года здорово выросли во всех смылах и стали сильнее. 

Многие CIO, когда перестают сталкиваться с техническими вопросами, теряют интерес к этому творчеству. Возьмем написание программного кода – вы сейчас смогли бы выполнить такую задачу?

Да. Я и раньше, и сейчас это делаю, стараюсь не забывать. По сей день использую различные ИТ-инструменты и средства разработки приложений. Просто раньше для этого было больше времени. А теперь, вот еще и дочку обучаю писать программы на Java. Конечно, поскольку я уже достаточно давно занимаюсь управленческой деятельностью, получается чуть-чуть хуже, чем у наших инженеров.

Какие новые решения из Вашего направления Oracle может предложить бизнесу?

В моей компетенции все технологии Java, кроме Java EE . Все основные продукты Oracle построены на платформе Java SE (Standard Edition), которая разрабатывается моей командой. Также мы предлагаем Java Embedded. Это платформа Java, адаптированная для использования на различных устройствах, например на Blu-ray disc плеере или оптическом носителе информации. Эти устройства также работают с ПО Oracle. Можно сказать, что у нас два основных направления: «Интернет вещей» и базовая платформа Java SE, на которой работает большинство решений крупных компаний. Weblogic Server - наш сервер приложений, основанный на Java, может быть примером применения в бизнесе.. 

В центре внимания ИТ-конференций – облака, мобильность, безопасность, большие данные. Как разработки Oracle отражают современное состояние ИТ-индустрии? Что это за продукты и для кого они предназначены?

У нас много решений в этих сферах, и все они основаны на Java. Есть облачные приложения, разворачиваемые в частном, публичном и гибридном облаке. Мы предлагаем все три группы облачных сервисов: SaaS (приложения), PaaS (СУБД и ПО связующего слоя) и IaaS (инфраструктура). Если же говорить о мобильности, помимо мобильных версий наших приложений у нас есть Oracle Advanced Development Framework (ADF), средства разработки, доступные для рабочих столов, браузеров и мобильных платформ. Здесь используется виртуальная Java-машина, что делает процесс установления связи между различными устройствами легче и проще – вы можете управлять ими всеми со своего рабочего стола. Несколько новых продуктов мы запустили этой осенью на JavaOne.

Одно из направлений, которые Вы курируете, называется Intеrnet of Things – «Интернет вещей». Что означает это название?

Оно отражает концепцию вычислительной сети физических объектов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или внешней средой. В современном мире огромное количество электронных устройств, они окружают нас повсюду. В «умных домах» автоматически включается и выключается свет, регулируется температура. В больницах множество приборов следят за состоянием пациентов – измеряют температуру тела, давление крови, другие параметры и отправляют их доктору. Современные автомобили напичканы сенсорами, которые «узнают» хозяина по весу тела на сиденье, сами регулируют климат в салоне и включают любимую радиостанцию. Все эти приборы должны обмениваться между собой информацией и функционировать, исходя из полученных данных, для чего их и необходимо снабдить «интеллектом». К сожалению, в настоящее время таких решений не так много. Но мир не стоит на месте, и мы в Oracle много работаем над созданием «умных» устройств. В частности, объединяем плаформу Java с Berkley DB Jersey web services. Предлагаем управление идентификацией, облачные решения. Все это для того, чтобы электронные устройства «умнели», могли «общаться» друг с другом. В этом и состоит «Интернет вещей».

Какими из идей, прозвучавших на JavaOne  в Сан-Франциско, вы хотели бы поделиться с российской аудиторией?

Главная идея может звучать как «создание объединенной платформы Java». На сегодняшний день мы предлагаем множество решений, ориентированных на самый широкий спектр применения: начиная от малюсеньких девайсов, sim- и smart-карт, использующих технологию Java ME, и заканчивая сложными приложениями со встроенным серверами приложений Glass Fish и Weblogic. В частности, мы недавно запустили проект Avatar, основанный на платформе Java EE. Его задача – упростить разработку приложений JavaScript в облачных средах. И ключевое послание на тему создания объединенной платформы касается разработки языкового стандарта для упрощения разработки приложений для всех поддерживаемых устройств.

ИТ-бюджеты компаний ограничены, приобрести сразу все лучшие решения невозможно. Какие продукты Oracle может предложить для оптимизации расходов ИТ-отделов? 

Могу ответить и с точки зрения технологий Java, и с точки зрения Oracle в целом. Все, что мы создаем, изначально преследует главную цель – сделать управление бизнесом или предприятием более эффективным и менее затратным. Если говорить о Java, то как пример можно привести Java Flight Recorder и Mission Control, разработанные в Oracle еще до приобретения Sun. Эти решения мониторят работу ИТ-системы, обнаруживают нарушения, анализируют их причины и доводят эту информацию до службы поддержки. Сейчас появилась новая виртуальная машина – Hot Spot на платформе Java SE, предназначенная для больших предприятий. По такому же принципу работает Oracle Exalogic – оптимизированный программно-аппаратный комплекс с интегрированным ПО свзующего слоя. Такие решения облегчают работу ИТ и компании в целом. В заключение добавлю: начиная с 2011 года Gartner помещает концепцию «Интернета вещей» в общий цикл зрелости новых технологий на этапе «технологического триггера» с указанием срока их становления более 10 лет. А в прошлом году выпущен специальный цикл зрелости для таких технологий. Так что вывод один – за ними будущее.


Опубликовано 28.11.2013