Прикладная футурология

Логотип компании
Прикладная футурология
Не знаю, кто как, а я еще хорошо помню «времена MS-Dos» и системы автоматизации, которые были под эту систему.

Не знаю, кто как, а я еще хорошо помню «времена MS-Dos» и системы автоматизации, которые были под эту систему. Наверное, потому, что мне удалось поучаствовать в поддержке и внедрении одного из модулей таких систем.

Потом появился Windows — и начали создаваться приложения под него. Потом — веб-приложения. И все это на фоне непрерывно растущих вычислительных мощностей: наверное, не сильно ошибусь, заметив, что нынешний компьютер-«середнячок» под стать серверу 10-летней давности с позиции вычислительных характеристик. То же можно сказать и о технологиях: то, что звучало фантастически 10 лет назад, сегодня уже никого не удивляет. Что же окажется, если немного переместиться в будущее? Через те же 10 лет? Давайте пофантазируем...

В мире

Мне кажется, что лет через 10 укрепится курс на интернациональность команд: Интернет окончательно сотрет границы между государствами и городами. Поэтому ИТ-команды будут в первую очередь формироваться либо по принципу дешевизны (если сохранятся регионы с «дешевыми» специалистами), либо по принципу профессионализма (в команду будут подбирать только тех специалистов и только с теми навыками, которые нужны конкретному работодателю в данный момент). Можно предположить увеличение мобильности сотрудников: если ИТ-специалисту все равно, где жить, то жить он будет там, где ему нравится. Точно так же можно предположить увеличение мобильности с точки зрения команд, сформированных работодателем, — скорее всего, будет наблюдаться перекос в сторону временных профессиональных команд «на проект». Собрались, сделали — разошлись. Возможно, возникнет такое явление, как постоянные команды, которые, специализируясь на определенной деятельности, выполняют поставленную задачу, а затем ищут работу на решение следующей подобной задачи. При этом «команда», скорее всего, станет понятием неустойчивым: она может менять свой состав, ее члены могут кроме основной работы в команде заниматься чем-то, не относящимся к «делу». В общем, этакий апофигиоз фриланса. Причем касаться это будет не только вспомогательной, но и основной деятельности (имеется в виду в первую очередь для ИТ-зависимых компаний). Вероятно, в том или ином виде подразделения ИТ останутся, но их функции будут изменены в сторону управления внешними командами.

Соответственно, следующий очень важный аспект, о котором надо упомянуть, рассуждая о таком ближайшем будущем, — удаленная работа. Подчеркну: в борьбе за сокращение издержек неизбежен либо перевод части сотрудников на надомную работу (экономия на офисных площадях), либо использование удаленной работы (в смысле организации бэк-офисов в регионах с более низкой по отношению к региону основного бизнеса заработной платой или вообще в другой стране). Глобализация, так сказать, во всей ее красе. Причем данный процесс уже идет. И, судя по всему, оценить все его прелести и недостатки мы сможем гораздо раньше, чем через 10 лет, — достаточно года-двух, чтобы процесс набрал обороты и стал видимым не только узким специалистам.

А вот лет через 10, возможно, будет практиковаться такое явление, как «постоянный фрилансер» (название мое, и весьма условное). Это человек, который одновременно работает на несколько компаний, не состоя в штате ни одной из них. Кстати, исходя из текущей законодательной и жизненной ситуации, такого рода сотрудники могут быть востребованы: во-первых, экономия на затратах (привлечение сотрудника на субподряд уменьшает налогооблагаемую базу), во-вторых, экономия для самого сотрудника (если он зарегистрируется как ИЧП, то налог будет составлять менее 10%). В-третьих, сотрудник сможет выступать как разделяемый ресурс: работать на каждого из работодателей ровно настолько, насколько платят.

В ряде компаний возможна, кстати, и обратная ситуация: лозунг «Все свое ношу с собой» никто не отменял. На фоне мобильных команд и их внешней стохастичности они будут выглядеть слегка атавистически. Но они будут, хотя бы и в меньшинстве, потому что всегда находятся те, кто идет «другим путем». Нельзя сказать, чтобы такой путь полностью неверный или, наоборот, единственно правильный — для каждой компании он свой.

В технологиях

Ничто не стоит на месте, и технологии развиваются даже не стремительно, а взрывообразно. И есть все основания полагать, что так оно и будет продолжаться. Судите сами.

Вычислительная мощность оборудования удваивается каждый год. Соответственно, те технологии, которые несколько лет назад были экзотикой, сегодня реальность. То же облачное распознавание речи, интеллектуальные системы анализа графических материалов и так далее. Например, уже сейчас реальностью стали системы интеллектуального распознавания речи, которые совмещают довольно приличный синтез и распознавание речи. Правда, пока они в основном используются только в системах голосовой навигации. Но когда технология будет чуть более совершенна, а вычислительные мощности «еще чуть-чуть» подрастут, реальностью станут беседы с роботом на естественном языке. Скажем, те же системы предоставления информации в телефонных центрах обслуживания. Развитие этой технологии наверняка найдет себе применение и в такой тонкой области, как определение правдивости собеседника. Никакого полиграфа. Анализ речи, интонации, пауза, построение предложений — все это в автоматизированном виде. И на выходе — прогноз по степени правдивости. Наверняка получит распространение голосовой ввод информации: согласитесь, в любом случае печатаем мы чуть медленнее, чем говорим. Да и возможность «накидать» документ в автомобиле по дороге домой, не прикасаясь к компьютеру, вероятно найдет горячий отклик в сердцах. И это всего лишь то, что лежит на поверхности.

Уже сейчас Интернет есть почти везде, причем по достаточно гуманным ценам. И если сейчас это в основном 3G, то лет через 10 будет, скорее всего, широкополосный доступ, и если не везде, то почти везде. Со всеми вытекающими — в виде носимых гаджетов, по мощности сопоставимых с современными компьютерами, легких, с большим временем автономной работы. Окончательно уйдет в облака большинство персональных документов — в извечной борьбе между целесообразностью, удобством и приватностью победит лень. Тем более что в цифровой век приватность — явление относительное. И оно будет продолжать становиться все более относительным. Это не значит, что следить станут тотально и за всеми. Это значит, что шансов попасть в объектив случайно выбранной видеокамеры у людей будет значительно больше.

Кстати, о видеокамерах. Вполне вероятно, что продвинется и такая технология, как распознавание лиц и сравнение их с заданным шаблоном. Не знаю, как в правоохранительных органах, а в бизнесе это точно может найти «отклик в сердцах». Например, для доступа в закрытые помещения, или просто для входа-выхода в бизнес-центр, или для организации «последней линии» доступа (то же, кстати, верно и для государства). И никаких чипованных карточек. Между прочим, подобные технологии с успехом могут применяться вместо привычного ввода пароля ко всему, что требует такого ввода.

Голосовой ввод. Он есть уже сейчас, но, полагаю, что лет через 5–10 станет обыденностью. Соответственно, определенной высоты достигнут системы, позволяющие выделить голос среди шума. Эти технологии также найдут больше чем одно применение — от интерактивного диалога с компьютером до предоставления той или иной информации. А это, в свою очередь, «подтянет» такую область знания, как взаимодействие «человек-машина» на естественном языке. Что связано с определенными технологиями работы с естественным языком.

Кстати, если говорить о естественном языке, то поиск, скорее всего, станет узкоспециализированным — а-ля семантический, с определением предметной области и использованием операндов родо-видовых отношений между элементами запроса. Проще говоря, искать будут не по слову, а по смыслу. Что вкупе со статистикой даст любопытный синергетический эффект. Тут, кстати, можно опять сказать, что эти технологии уже в стадии зарождения — есть даже действующие прототипы и целые системы, использующие семантический поиск.

Вполне вероятно, что все, что связано с компьютерной техникой, станет еще миниатюрнее и автономнее — освоение новых процессов производства и новых способов повышения емкости аккумуляторов принесет свои плоды. Причем эту тенденцию нельзя недооценивать: трудно сказать, в какую именно форму выльются разнообразные бизнес-устройства, но то, что определенный их сегмент будет иметь значительный запас автономности (не исключено, что даже с искусственным его ограничением) — это факт.

Ну и скорее всего, сохранится и усилится доминирующий сейчас тренд, а именно невообразимая тяга ко всему облачному. Об этом говорилось чуть выше и будет говориться ниже, но в несколько ином разрезе. Облака же будут использоваться для всего: от того же распознавания лиц до полномасштабных облачных бизнес-приложений. В облака уйдет часть вычислительной инфраструктуры предприятий. В облака уйдут средства связи. Облака будут предоставлять все более качественные и разнообразные сервисы. Соответственно, новые технологии, выходящие на рынок, будут уже изначально облачно-ориентированными. Что будет еще больше увеличивать тренд и «облачную» зависимость.

В бизнесе

Хотим мы этого или нет, а бизнес постепенно увеличит свою зависимость от ИТ. Все больше будет появляться технологий, направленных на обеспечение предоставления качественных ИТ-услуг, и все меньше сохраняться компаний, игнорирующих эти технологии. Нет, разумеется «мелкий частник» технологиями пренебрегать может. Ведь у него расчет простой: приход, уход (то есть, простите, «дебет» и «кредит»), ну и разница — «что заработал». В этом случае говорить о бизнесе в разрезе ИТ, наверное, не стоит. Нет там ИТ, не было и вряд ли когда будет (это утверждение верно для любого случая, когда книга покупок и продаж может быть сформирована в простом блокноте). А вот для случая, когда все чуть серьезнее, ИТ сможет предложить бизнесу гораздо больше, чем сейчас.

Во-первых, это, конечно же, бизнес-приложения, которые уйдут в облака. Это, с одной стороны, позволит обеспечить их высокую доступность (с любой точки земного шара в перспективе, где есть Интернет). А с другой — снизит затраты на собственную инфраструктуру (если почти все в облаке, то какой смысл держать собственную ферму серверов?). Во-вторых, это разнообразные «улучшатели» и «упростители». О некоторых их них говорилось выше, но вкратце напомню: системы сканирования, системы распознавания лиц, возможно, облачные антивирусы и системы распознания различных угроз... В-третьих, это сама инфраструктура. Облачные виртуальные серверы работают ничуть не хуже, чем их «физические» собратья. Только стоят минимальных денег — по отношению к «большим» собственным решениям. (Имеется в виду стоимость аренды в год, соотнесенная со стоимостью аналогичного физического сервера.) Плюс аренда, она такая, что больше не надо — не используем. Надо больше — наращиваем. Да и деньги, повторюсь, не капитальные, а операционные. В-четвертых, не исключено, что облака будут каскадироваться: с одной стороны, будут виртуальные частные облака (не забываем о приватности, да), а с другой — уже упомянутые облачные сервисы, предоставляемые внешними провайдерами. Что, кстати, приведет к росту мощностей этих самых провайдеров, определенной глобализации уже их инфраструктуры. Возможно, для обслуживания «всего этого» придется разрабатывать некие автоматизированные программно-аппаратные комплексы и вообще максимально повышать уровень автоматизации.

Кстати, курс на повышение автоматизации всего и вся не минет и бизнес. И причины тому будут опять-таки банальные: больший уровень автоматизации означает миниминизацию издержек плюс ускорение операционных процессов. Практически мечта любого бизнеса. Вообще, мне кажется, что через 10 лет мы будем жить в интересном мире. С одной стороны — сокращение издержек. А с другой — забота о своем потребителе. Каждая компания будет решать этот парадокс тем или иным способом. Причем с большей вероятностью — не экономя на заботе. Потому что количество аналогичных предложений на рынке вполне может превысить количество потребителей данного решения. И тогда вектор выбора будет смещен в сторону лучшего предложения от поиска подходящего решения (а на сегодняшний день это доминирующая стратегия).

Поживем — увидим?

Заключение всегда такая вещь, где хочется подытожить, подвести черту и сказать: вот, смотрите! Вот оно! Но говоря про то, что будет, черту подвести невозможно: все гипотезы строились исходя из тех тенденций, которые наблюдаются «прямо сейчас», и не учитывали того, что может произойти и чего учесть было никак нельзя. Например, внезапное изобретение нового процессора на основе гранита, с производительностью, превышающей современные на порядок. И так далее. Поэтому, наверное, скажу просто: вот мои гипотезы. А сбудутся ли они, когда и как... поживем — увидим. Время покажет.

Опубликовано 04.06.2013