Сколько стоит даром?

Логотип компании
Сколько стоит даром?
Давайте попробуем разобраться, что лучше: платное, но готовое, или бесплатное, но сырое?

Давайте попробуем разобраться, что лучше: платное, но готовое, или бесплатное, но сырое? И рассмотрим проблему с разных позиций в пределах крупной коммерческой организации. У автора есть опыт руководства ИТ-подразделением на предприятиях примерно с 1-2 тысячами пользователей компьютеров.

Конечно, повсюду есть обычные пользователи, продвинутые пользователи, специалисты ИТ-поддержки пользователей, системные администраторы, руководители подразделений, отделов, групп, а также технические, финансовые и главные руководители компаний. Представители каждой из этих групп имеют разное представление о правильности, целесообразности и необходимости применения программного обеспечения в используемых ими компьютерах. И как отдельный класс — СПО. О нем есть множество мнений, и специалисты нередко спорят о его важности, необходимости, экономической эффективности и т. п. Например, можно обратиться к данной теме по ссылкам:

http://www.igromania.ru/articles/46809/Vse_ob_Open_Source_Plyusy_i_minusy_programm_s_otkrytymi_ishodnymi_kodami.htm

http://video.yandex.ru/users/art23minsk/view/183/?cauthor=art23minsk&cid=43#

и многим другим.

Хочу рассмотреть проблему применения СПО на типичном крупном или среднем предприятии с масштабом от сотен до нескольких тысяч компьютерных пользователей. Основная цель анализа — имеет ли смысл рассматривать СПО как эффективный коммерческий проект? Длительный опыт работы позволил мне сделать некоторые выводы относительно СПО и проприетарного ПО соответственно разным группам пользователей типового предприятия.

Обычный пользователь

Как правило, это сотрудник компании, которому компьютер служит обычным инструментом в повседневной работе. Любой из нас в какой-то мере всегда выполняет данную роль. Может, несколько минут в день, а может — всю жизнь. Кому как хочется, или точнее, как получится. Обычный пользователь обычно не задумывается, какое ПО установлено на его компьютере. За него все решает руководитель, системный администратор, еще кто-то... Для пользователя вполне достаточно элементарных правил, которые могут быть как хорошо подготовленными профессиональными инструкциями, так и простыми записями в блокнотике или на листочке около компьютера. Во времена DOS мне попадались инструкции типа «Запуск программы: нажать F2, далее два раза ENTER». Речь в этом случае шла о запуске прикладной программы с использованием меню у незабвенного «Командира Нортона». Далее пользователь вводил данные об отгрузках в учетную систему. Быстродействие компьютера в паре с используемым матричным принтером было низким, и автоматизм оператора позволял ему ввести в клавиатурный буфер до двух десятков нажатий на клавиши, с учетом подготовки нескольких накладных для печати. Словом, пользователь работал автоматически, не смотря на экран компьютера.

На мои предложения, как разработчика ПО, сократить или вообще запретить клавиатурный буфер, был получен ответ: «Ни в коем случае». Сегодня в подобном режиме работают те, кто использует экранные формы ERP-систем. Все, что необходимо кладовщику, кассиру, контролеру и т. п. — все на экране и в элементарной инструкции. При этом пользователь абсолютно не знает и не задумывается, какое это ПО — проприетарное или СПО.

Конечно, здесь нет смысла говорить о желании, готовности, наличии знаний для работы с СПО. Если ИТ-специалистам компании удастся, под давлением финансовых руководителей и понимания ИТ-руководства, реализовать данную ситуацию на предприятии (при большом количестве таких сотрудников), то возможен эффект при использовании СПО — как на операционных системах, так и на прикладных программах. Эти же рассуждения касаются тех пользователей, чья работа не выходит за рамки «пишущей машинки», электронной почты, интернет-серфинга. Как только пользователь начинает задумываться, что компьютер не просто набор клавиш для ввода элементарных данных, а нечто большее, он переходит в класс продвинутых пользователей. Мнение пользователя об СПО и о финансовой стороне владения СПО неопределенное — 0,5.

Продвинутый пользователь

Здесь ситуация другая. Как правило, у этого пользователя есть собственное мнение об объеме и качестве ИТ-услуг, предоставляемых ему работодателем и ИТ-службой. У него уже есть навыки общения с проприетарным ПО, например, дома или на другом месте работы. Скорее всего, он знает, а то и успел использовать отдельные виды СПО. И если работодатель стремится заставить такого сотрудника строго следовать инструкциям при работе на предоставленном СПО, то не исключена конфликтная ситуация, когда сотрудник непременно хочет высказать все, что он думает об ущербности или профессиональной неподготовленности ИТ-службы, не способной поддержать его (пользователя) идеи и желания. Все попытки апеллирования к корпоративным стандартам, высокой стоимости платного ПО, отсутствию потребности в данных программах при непосредственном исполнении его прямых должностных обязанностей — к успеху приводят редко. Усредненная оценка данного пользователя об СПО: нет, скорее не надо. Хотя я оставляю небольшой процент за СПО, принимая во внимание возможную финансовую заинтересованность продвинутых пользователей в применении СПО — 0,2

Специалист ИТ-поддержки пользователей — эникейщик

В этой категории, нашей полевой гвардии, на которой основывается хорошее отношение ко всей ИТ-службе, есть разные мнения — от полного неприятия, так как это существенно усложняет ежедневную работу при взаимоотношениях с пользователями, до полного одобрения. Особенно в случае минимизации контактов с пользователями при организации удаленного обслуживания. Конечно, возникают трудности с подключением внешних устройств, но это разрешимо, особенно при строгом внедрении системы ИТ-стандартов на предприятии. Мое мнение: данный класс сотрудников за СПО — 0,7

Системный администратор

Среди системных администраторов, с которыми мне приходилось встречаться, мнение об СПО, как правило, положительное. Не зря существует расхожее мнение об администраторе как о яром линуксоиде. Причем при оценке целесообразности перехода на СПО важную роль они отводят именно экономии финансовых средств владения программным продуктом. Наравне с другими важными для них преимуществами СПО следует назвать: удобство настройки, понятность алгоритмов, возможность индивидуализации по требованиям заказчика, большую безопасность... Общее мнение представителей данной роли — 0,9 за СПО.

Специалист ИТ подразделения, ответственного за разработку (поддержку существующего) ПО

Так получилось, что свою ИТ-карьеру я начинал именно как разработчик коммерческого программного обеспечения. Была найдена ниша, где существовали платежеспособные заказчики, востребованный программный продукт, который на самом деле облегчал работу пользователей, дневная работа с пользователями и выяснение, что им реально необходимо, и работа по ночам по написанию кода. И чувство удовлетворения от полученного результата, как морального так и финансового. Через два-три года несколько заказчиков предложили передать им программный код для дальнейшего самостоятельного его сопровождения. В принципе я не был против, но после встречи с программистами, которым необходимо было дальше самостоятельно его сопровождать, было принято решение: это не целесообразно. Основная причина, как я думаю сегодня, — это сложная запутанная система объектов, процедур, математических методов, структур баз данных и т. п. Причем для нескольких принципиально разных по направлению программ. Попытка перевода этого ПО в СПО не удалась. Высказывание: «Нам техническое сопровождение не нужно, так как нас все устраивает» — закончилось моим уходом из этого бизнеса и появлением через пять-семь лет на данном рынке «1С». Но это уже другая история. Мое личное мнение: разработка специализированного ПО для конкретного заказчика — это, скорее всего, не СПО. Если программист желает работать в области системного или общеупотребительного ПО, то здесь это вполне возможно. Но программистов миллионы, а удачного общесистемного ПО — десятки, в лучшем случае сотни. В целом мнение сегодняшних программистов к СПО скорее положительно — 0,6.

Руководитель функционального подразделения предприятия

Это очень широкий класс пользователей. Они же в основном определяют, что необходимо от ИТ на предприятии — какое ПО, с каким качеством. Определяют потребности во взаимной интеграции разных функциональностей предприятия между собой. Но, как правило, они слабо представляют отличие СПО от проприетарного ПО. По большому счету им не важно, какое это ПО, им важно, что оно должно быть и решать заявленные задачи. Попытки навязывания им СПО класса свободного офисного ПО воспринимаются обычно в штыки. Типичный довод: «А что нам делать при получении файлов других форматов от контрагентов? Они ваше СПО не используют». К этой же категории можно отнести и функциональных директоров предприятия. Считаю, что данный класс пользователей не очень настроен на применение СПО. Оценка — 0.4.

Руководитель ИТ-подразделения

Учитывая, что ИТ-руководители больше других понимают сложности и преимущества использования СПО, считаю, что в целом они не против применения СПО. Но при соблюдении ряда условий. А именно обучения, платной технической поддержки, качественного сетевого и серверного оборудования. При этом стоимость владения всей ИТ-службой — что при использовании проприетарного ПО, что и СПО, — по моему мнению, примерно одинакова. Более благосклонное отношение к СПО следует отнести за счет профессионального интереса к этому. Оценка — 0.6.

Финансовый директор предприятия

Только очень сложное финансовое положение предприятия может склонить на сторону СПО финансового директора. Никто, кроме него, не знает, сколько стоит пресловутое ТСО — стоимость владения ИТ. Все очень хорошо, когда есть успешный рынок сбыта, необходимые ресурсы, обученный и хорошо мотивированный персонал. Тогда любые плановые платежи на ИТ, в том числе и любое проприетарное ПО, защищенное функциональным подразделением, попадает в бюджет на следующий период. Все сложнее, когда ничего перечисленного нет. И как последняя соломинка — попытка использовать СПО и не производить выплаты за «очень дорогостоящее и непонятное платное ПО». Мое мнение: 0,4. Финансовый директор — это, по сути, такой же функциональный директор предприятия.

ИТ-директор предприятия

Личное мнение ИТ-директора предприятия в значительной степени определяет, что и в каком объеме используется сотрудниками. Если ИТ-директор категорически настроен на использование СПО, то так и будет. Но подобных примеров мало. Для достижении гарантированных требований по качеству предоставляемых ИТ-услуг основной тренд — применение проприетарного ПО. Хотя опять же есть профессиональный интерес к ПО. Оценка — 0,7

Директор (владелец) предприятия

Здесь позиция для меня трудно моделируемая. Просто дается как факт. Позиции в моей практике у этой категории были взаимно противоположными. Однако учитывая большую заинтересованность владельца (директора) предприятия в финансовом результате и его веру в возможность реализации сложного программного продукта за относительно небольшие затраты, выставляю оценку за СПО — 0,8.

Применим расставленные коэффициенты для некоего усредненного предприятия. Метод экспертных оценок с моими личными, субъективными оценками. Можно расширить этот метод на группу экспертов, и тогда итоговая оценка будет более близкой к мнению выбранной группы экспертов (см.табл.1).

Сколько стоит даром?. Рис. 1

В моей модели получилось, что чаша весов склонилась в пользу проприетарного ПО — 49% за СПО. Но это значение явно находится в рамках ошибки моделирования. Если чуть-чуть изменить модель предприятия и (или) экспертные оценки о мнениях групп пользователей, результаты получается иными.

***

А выводы делайте сами. Кем вы себя чувствуете, сколько готовы потратить на владение информационными технологиями — таково и будет ваше решение.



Опубликовано 25.02.2013

Предыдущая
Жизнь в общении
Следующая
Эволюция DELL