Поди туда - не знаю куда, или Сколько стоит порядок?

Логотип компании
Поди туда - не знаю куда, или Сколько стоит порядок?
Очередное приглашение на конференцию, на этот раз посвященную проблемам ритейла. Ритейл это хорошо, я в ритейле почти двадцать лет. И, главное, участники - представители бизнеса. Значит, не будет очередного пленара на тему чего хочет бизнес от ИТ.
Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки
будет засыпано в инкубаторы после обмолотки зяби?
м/ф «Возвращение блудного попугая»
 
Очередное приглашение на конференцию, на этот раз — посвященную проблемам ритейла. Ритейл — это хорошо, я в ритейле почти двадцать лет. И, главное, участники — представители бизнеса. Значит, не будет очередного «пленара» на тему «чего хочет бизнес от ИТ».

Пообщаемся с реальными парнями, которые крутят жернова прогресса. Ну, и что же, собственно, хотели от меня услышать уважаемые участники? Брр…. Чур меня, чур. Тема выступления: «Что бизнес хочет от ИТ». Я вдруг отчетливо понял: мало того, что мы на своих айтишных тусовках перетираем одно и то же. Представители бизнеса также совершенно не представляют, что им от нас надо.

Вот что, ребята. Пулемет я вам не дам.
х/ф «Белое солнце пустыни»

Появляется ощущение, как будто все, что можно сделать, уже сделано. Ну ERP работает, OLAP работает, в торговых залах системы работают. Вокруг вьется толпа консультантов-внедренцев с криками: «вам срочно надо.... (управление торговым пространством, система лояльности, документооборот, портал —.нужное подчеркнуть)». На вопрос, а зачем — опять же мычат невразумительно, smart-целями там и не пахнет. Вероятно, «чтобы было».

Сегодня, кстати, очередное чудо звонило, Directum впаривало. Хорошая, кстати, система, если к месту использовать. Управление документооборотом. Спрашиваю: «Где бабло?» Как будем затраты окупать? Оно мне начинает лапшу вешать, что порядок будет. Спрашиваю: «Сколько будет стоить порядок, и не дешевле ли оставить беспорядок?» Лопочет что-то невнятное и снова начинает рассказывать, какая у них крутая система. И так во всем. «Внедренцев» различных BI скоро буду шваброй отгонять. Задаю всем один единственный вопрос: «Расскажите, чем это настолько лучше обычных OLAP-отчетов, чтобы оправдать затраты на внедрение». В ответ слышу, что «это современно».

Эх вы, жизни не видели! А я - цельное лето!.. Утром - покос!
Вечером - надои! А тут вишня взошла, свекла заколосилась!..
м/ф «Возвращение блудного попугая»

Дай, думаю, поспрашиваю интернет-сообщество, а чего остальным-то не хватает. Открыл в Retail group на FaceBook тему. И предложил провести мысленный эксперимент. Представить себе, что ИТ-директор их организации обладает неограниченным ИТ-бюджетом и может по части ИТ абсолютно все. Учет продаж прямо OnLine, RFID, любые отчеты в любых разрезах… Все, что облегчило бы нелегкую работу по зарабатыванию для учредителей «немножко денег». И спросил: «Что бы вы попросили?»

Ответы порадовали не сильно. Самый типичный звучал примерно так: «Не знаю я, что мне нужно. Ну откуда я могу знать? ИТ-служба — это сервисная служба, и как СЕРВИСНАЯ служба должна работать на пятерку с плюсом. Должна наблюдать за процессами и предлагать решения и продукты». В общем, «мне Интернет дайте, и циферки на экран выведите. 21-й век все-таки».

Или: «Дайте «Бортовое табло» — систему показателей разного уровня для принятия решений разного уровня». Формулировка «наукоемкая». Но предельно неконкретная.

Или: «... дайте много чего, но вначале — экспертизу, зачем это нужно и что с этим нужно делать». Посмотрите на специализированные системы лучших ритейлеров и разберитесь, что там... В конце концов, купите эксперта из «Теско»... «Первичен консалтинг, первичен бизнес-процесс, а автоматизация вторична... Дайте людям то, что им нужно сегодня, а не в 22 веке, научите людей...»

Или: «зачем бизнесу выслушивать 50 сейлов, которых завтра днем с огнем не сыщешь, когда есть один ИТ-директор, через которого это все можно пропустить, а потом в случае чего шкуру снять».  

А сейчас по многочисленным заявкам Вы услышите песню
Модернов Токингов в исполнении братьев Вайнеров...
м/ф «Возвращение блудного попугая»

Я попробовал было деликатно заметить, что Интернет мы, конечно, дадим. А вот с отчетами и прочими цифирями хуже. Циферки чего? Потребление воды в бачке сортира магазина крупными цифрами на пол-экрана надо? Или потребление электроэнергии online? Менеджеры витрину пойдут выключать, если поймут, что суточный бюджет исчерпан? Или унитаз опечатывать?

По моему глубочайшему убеждению, во-первых, ИТ-служба НЕ ДОЛЖНА наблюдать за процессами и НЕ ДОЛЖНА предлагать решения. Потому что решения принимают те, кто отвечает за бизнес-процессы. Выдать метрики — да. Но я как раз и спрашивал, каких метрик не хватает до полного счастья?

А вот почему бизнес считает, что «экспертизу» должен сделать CIO? Только чтобы было с кого потом шкуру снять? То есть, в этом ничего плохого, она у меня крепко пришита. В принципе. Но что в этом хорошего?! Ладно, я преподаю курс менеджмента в OU. Я преподаю операционный менеджмент и финансовый, и маркетинг, и проведение изменений, и еще кучу всего. Если надо, я могу быть и маркетологом, и финансистом, и технологом. И что? Это нормально? Это правильно? А для чего функционалы? Им вовсе не надо «выслушивать сейлов». Это в принципе неверный подход — делать что-то только потому, что кто-то чего-то «наплел в уши». Профессиональный функциональный директор должен просто знать, что ему надо! Ему деньги бизнес за это и платит. За то, чтобы он знал, ЧТО ему надо. А мне платят за то, чтобы я знал, КАК это сделать. Нет, это, разумеется, классная идея. CIO должен как специалист по финансам, маркетингу разобраться в проблемах организации. А стратегическое управление не надо? Нет? А потом найти решение этих проблем, понять, как это реализовать и сколько это стоит, потом идти к функционалам и... И что? А ничего. Потому что он придет к маркетологу со словами: «Я знаю, как решить проблему...». А у маркетолога до этой самой секунды не было никаких проблем. То есть, CIO должен, как зайка, бегать от одного функционального директора к другому, заскакивая по дороге к генеральному и акционерам? И убеждать, что у маркетолога проблемы? Я себе представляю эту дискуссию. Когда на вопрос генерального айтишник говорит, что можно потратить денег и что-то сделать, а маркетолог заявляет: «Да не, все ништяк, я ж маркетолог, я знаю все, что надо, все путем».

Я как-то себе это в идеале представлял по-другому. Мне виделось, что маркетолог должен сказать: «Нужна система лояльности, она должна делать вот это, и, чтобы она окупалась, она должна стоить не более чем... А ты, CIO, подумай и дай варианты». Или бизнес-аналитики должны сказать, что им нужен BI с такими-то характеристиками для принятия таких и сяких решений, и чтобы эти решения окупались, он должен стоить вот столько-то.

- Приехали! Колхоз "Светлый путь!"
- Какой светлый? Не видно ж ничего!
м\ф «Возвращение блудного попугая»

А кроме того, помимо «цифирек» есть еще куча всего. Но не учетом же финансовых показателей единым жив человек! Ну вот, к примеру, можно посчитать число посетителей. Можно вообще поставить систему (стоит копейки), которая чуть не в реальном времени «муравьиный тест» делает, и можно посмотреть в зале горячие и холодные зоны вплоть до полки. Можно вывести на рабочий стол административного директора видеокамеры из торгового зала. Можно видеоконференции устраивать. Можно запустить систему прогнозирования, чтобы заказы с распределительного центра в магазины четко формировала. Можно RFID налепить на весь товар и переучет (правда, не товара, а RFID) одной кнопкой делать. Можно... Да до фига чего можно! Но вот нет ощущения, что бизнесу это нужно. А есть ощущение, что ИТ-директора пытаются доказать, какие они крутые. Но ведь если проект не нужен «из нутра», если бизнес по ночам не спит и видит прекрасное «недалеко», когда это заработает, и ему станет удобнее, быстрее, лучше или еще что-нибудь like that, то этот проект тихо умрет. По статистике 75% и умирает.

На дворе — конец ХХ века, а у нас в доме одна пара валенок на двоих!
м\ф «Каникулы в Простоквашино»

Что же получилось «в сухом остатке»? Что хотят представители бизнеса?
  • •    Товародвижение. По-прежнему бизнес не видит, что где лежит, что куда едет, что сейчас продается, что грузится. Мое глубочайшее убеждение, что в торговле это давным-давно пройденный этап, оказалось глубоко ошибочным. Девять представителей бизнеса из десяти хотят хотя бы этого. Всякие там ерпи-шмеерпи, сапы-шмапы и прочие одинэсы не помогают. То ли закладывают в них что-то не то, то ли не климат им на российской почве.
  • •    Отчетность, разделенную по правам. Хотя бы некоторое, ограниченное количество отчетов, ориентированных на управление Людьми, Технологиями, Товарами, Финансами. Где вы, продавцы BI? Ау!… Вас таки хотят.
  • •    Возможность работать с электронным документооборотом, в первую очередь с счетами фактурами, накладными, заказами (EDI).
  • •    Всякие системы лояльности. «А теперь в честь дня рождения нашей канадской компании вы можете купить эти три штуковины по цене двух, хотя вам совершенно не нужна ни одна».
  • •    Модуль управления временем кассиров, что дает ритейлерам возможность выводить необходимое количество кассиров в определенное время, чтобы в очередях не было много покупателей (не более 2-3).
  • •    Автоматизация Cross Docking, в первую очередь процессы консолидации заказа и дробление поставок. Очень интересная технология, известная уже не одно десятилетие: приемка и отправка товара напрямую внутри склада фактически без его размещения в зоне хранения.
  • •    Мастеринг данных, синхронизация баз данных с поставщиками. Старая и больная тема в торговле. Один и тот же товар у сотни поставщиков может называться сотней способов и иметь сотню товарных артикулов. И если ты не «Метро-групп», то «прогнуть» всех под свои наименования не получится.

В общем, эксперимент, очевидно удался. И дал мне отличные темы для размышлений на досуге.

Опубликовано 28.03.2011