Временный поверенный

Логотип компании
В каких ситуациях привлечение временного IТ-менеджера выгоднее, чем найм постоянного? Почему временный IТ-менеджер стоит так дорого? Что результативнее - команда временных специалистов или свой центр разработки?


В этой статье я расскажу о временном IТ-менеджере, об условиях, когда его привлекать уместно, о выгодах, которые при этом получает наниматель. Затрону также и правовые вопросы, которые в таких случаях оговариваются на самых ранних стадиях сотрудничества. В общем, покажу плюсы и минусы данного подхода для нанимателя. Но вначале - о самом явлении, то есть, откуда и зачем в компаниях появляются временные поверенные в области IТ-технологий.

Павлины, говоришь?

Если называть вещи своими именами, то услуга предоставления временного CIO на языке системных интеграторов звучит как «аутстаффинг».  Этим страшным словом обозначется ни что иное, как вариант аутсорсинга кадров, в свою очередь являющегося разновидностью аутсорсинга бизнес-процессов. В нашем случае аутстаффинг неразрывно связан с аутсорсом IТ.
Если вы уже знакомы с терминами аутсорсинг и аутстаффинг, то наверняка задумывались о таком явлении, как привлечение (на временной основе) ресурсов других компаний. Следовательно, у вас есть некий проект или ряд проектов, выполнение которых требует усиленных ресурсов. Но какое время займет выполнение конкретного проекта? Какие ресурсы потребуются на период разработки и после запуска проекта? Выгодно ли будет затем оставить на своей должности руководителя проекта, будет ли ему интересно работать после завершения стадии разработки?

Григорий Колдыркаев, руководитель фирмы Mitridat, предоставляющей команды разработчиков западным компаниям, сформулировал следующий принцип: «Аутстаффинг выгоден, когда у фирмы не постоянные, а периодические потребности в IТ-специалистах. Т.е., в случае привлечения специалистов на решение конкретного проекта или его запуск. Есть проекты, требующее для начала усиленную профессиональную команду во главе с проект-менеджером, а после их запуска достаточно нескольких своих специалистов. К аутсорсингу прибегают все, но на разном уровне. Одни нанимают команды, другие - для уменьшения затрат - организовывают специальные центры разработки на постоянной основе. Но это уже совсем другая история».

Итак, аутстаффинг IТ-менеджера, - это использование профессионального, высококвалифицированного, опытного специалиста сторонней компании для выполнения собственных задач или проекта в области IТ, но без найма в штат. Звучит красиво, но в каких случаях и как часто наниматели реально идут на это? К сожалению, у нас в стране не часто, во всяком случае, в регионах.

Мне за державу обидно!

Трудно сказать, что не позволяет предпринимателям нанимать временного IТ-менеджера, если есть реальные задачи, решение которых займет предсказуемое время. Проведя опрос на популярном местном форуме, я обнаружил, что обычно в таких случаях происходит следующее: руководитель фирмы нанимает сотрудника, выполняющего функции CIO, в штат, а потом, когда дела приведены в порядок, ищет более или менее честный способ расстаться с ним, чтобы нанять специалиста, готового работать с налаженной системой, но уже за меньшие деньги. Есть мнение, что это особенности менталитета – обойтись своими ресурсами даже там, где уместно было бы привлечь специалиста на порядок компетентнее. То есть эдакая неуклюжая попытка «сэкономить», не учитывающая фактор времени: «Платить за временного IТ-менеджера каким-то посредникам? Щасс! Да я вот найму вдвое (втрое и т/д) дешевле или делегирую эти функции существующему сотруднику с небольшой доплатой». Думаю, риски в этом случае очевидны, а комментарии излишни.

С другой стороны, по наблюдениям системных интеграторов, филиалы компаний, управляемых из федерального центра, а также представительства зарубежных фирм уже более трех лет как перешли на услуги аутсорсинга и аутстаффинга. На первый взгляд может показаться, что это слишком дорого, но не думаю, что обвал сервера или выход из строя базы данных обойдется дешевле. Кроме того, рисков, в том числе и юридических, при этом существует гораздо меньше, чем мы с вами думаем.

Вот что, ребята, пулемета я вам не дам!

Многие бизнесмены опасаются утечки конфиденциальных данных, ноу-хау или другой информации, составляющей коммерческую тайну предприятия. В реальности звучат такие аргументы против временных поверенных, как: «А если он сольет базу моих клиентов конкурентам?» или более загадочное: «У нас тут есть такие секреты и тайны, что не до посторонних, знаете ли...»

Кратко прокомментирую. Объем конфиденциальной информации оговаривается в специальном соглашении между заказчиком и исполнителем. Исполнение этого соглашения регулируется законодательно. При этом соглашение подписывается на начальных стадиях формирования проекта задолго до фактического предоставления услуг. Более того, такого рода специалисты проходят тщательные проверки, и в ряде случаев, не говоря уже о коммерческой тайне, а даже название предприятия, с которым он в данный момент работает, не будет  разглашаться.

Сейчас мы посмотрим, какой ты Сухов!

Разумеется, нанимая временного CIO, имеет смысл ознакомиться с его лицензиями и сертификатами, портфолио, референс-листом и т.п.
При этом вам решать, каких специальных навыков у него должно быть больше. В принципе, он может быть больше управленец, менеджер проектов, чем технический специалист или наоборот. Но, в любом случае, этот персонаж должен сочетать экономические знания с техническими в пропорциях не менее одного к трем. В идеале, конечно, это больше менеджер, чем IT-специалист, то есть если у нанимаемого вами IТ-менеджера экономическое образование и диплом MBI (Master of Business Information) – то это более чем приемлемо. Дело в том, что экономистов в процессе обучения довольно плотно знакомят с информационными технологиями, а степень MBI гарантирует специализацию данного менеджера именно в области IТ. С другой стороны, IТ-специалисты, получившие второе высшее в менеджменте или даже диплом МBА тоже не редкость и, порой, они способны лучше разобраться в деталях.

В любом случае временный IТ-менеджер вряд ли будет страдать синдромом менеджера-игрока: если в вашей организации накопилась масса чисто инфраструктурных задач, то не ждите, что временный поверенный их решит сам, один, без привлечения технических специалистов. IТ-менеджер – это не слесарь по компьютерам! Он работает не с железками и программами, а с информацией и людьми.

С хорошим попутчиком дорога вдвое короче

Аутстаффинг CIO часто является звеном в цепи IТ-аутсорсинга. То есть, нанимая временного поверенного, вы получаете специалиста, который тщательно проанализирует все информационные потребности компании и выберет особые части информационных систем, нуждающиеся в передаче на обслуживание специализированным организациям. Это может быть техническая поддержка; поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, web-сервера и сайта; хостинг; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.

Разумеется, отдавать на аутсорс нужно не все! Часть перечисленных выше задач порой успешно выполняется штатными специалистами, уже работающими в организации. Это могут быть системные администраторы или даже «ваш программист». Да, да! Мне встречались организации, в которых функции системного администратора выполнял самый настоящий пишущий программист. В подобных случаях IТ-менеджер вместе с руководством тщательно собирает, анализирует и систематизирует информационные потребности задачи и возможности предприятия. Потребности, которые могут быть выполнены на предприятии, свободно проходят через сито системного анализа, а оставшиеся снова перебираются, перетряхиваются и, при необходимости, снова проходят отбор при формировании технического задания (ТЗ).

В итоге IТ-менеджер вырабатывает некоторое ТЗ, необходимое для запуска проекта, отладки IТ-инфраструктуры предприятия, а также список ресурсов и сроки их привлечения. В самом деле, представьте, много ли будет толку от IТ-менеджера, если он будет работать в одиночку или изолированно от других ресурсов? Руководителям, которые прибегают к такой услуге, следует быть готовыми к тому, что временный поверенный постарается привлечь целую команду специалистов с целью как можно быстрее решить ваши информационные задачи. Именно так, собственно, и действует прораб на строительстве…

Саид, а ты как здесь оказался?

На стадии формирования ТЗ и задач проекта с описанием бизнес-процессов вы можете решить, что будет достаточно проведенного анализа, и далее вы захотите действовать самостоятельно. В некоторых случаях это может быть приемлемо, но IТ-менеджера имеет смысл нанимать все же на полный цикл разработки проекта, а со своей командой ему будет работать проще.

Принципы построения работы у временных CIO могут различаться, но на начальном этапе очень важно совместно с руководителем создать общий план, ознакомить с ним всех заинтересованных лиц, руководителей структурных подразделений и т.д. Этот план дожен буквально висеть на двери у всех руководителей, которых коснутся изменения в IТ.

Затем с руководителями структурных подразделений создаются подробные и детальные планы изменений. При этом слово «детальные» грамотный IТ-менеджер понимает буквально – всем работам назначается время, исполнители, отслеживаются зависимости. При необходимости создаются диаграммы Ганта, ресурсные диаграммы, сетевые графики и другие визуализации проекта.

Инструментов планирования пруд пруди, но в любом случае от тщательности разработанного плана во многом зависит успех всего проекта. Проекты, планы, закупки, работы, монтажи, обучение – это то, что, на первый взгляд, происходит внутри фирмы, когда за дело берется временный поверенный. Но за всем этим обычно стоит четкая и отлаженная схема. Далее я приведу принцип, применяемый одним из крупнейших системных интеграторов при аутсорсинге кадров, в том числе аутстаффинге IТ-менеджеров.

Восток - дело тонкое


Аутсорсинг кадров включает не только сотрудничество с кадровым агентством в области подбора персонала. Предприятие-аутсорсер оформляет сотрудника у себя и становится его фактическим работодателем (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия (в отношении сотрудника). При этом круг полномочий и перечень функций аутсорсера на практике бывает гораздо шире, чем может предположить наниматель. Судите сами, в предложенной мне для анализа схеме одного из проектов присутствуют следующие основные моменты:
  • Разработка стратегии привлечения персонала.Консультанты исполнителя совместно с заказчиком формируют требования к навыкам и компетенциям необходимых специалистов, их численности, форме найма — в зависимости от планов заказчика может быть предложен аутсорсинг, лизинг или аутстаффинг персонала.
  • Поиск и предварительный отбор кандидатов.По итогам собеседования и тестирования консультанты исполнителя в соответствии с требованиями формируют пул кандидатов. Заказчику представляется до трех претендентов на каждую вакантную позицию для проведения собеседований.
  • Обучение специалистов.Одинаковых проектов не бывает, поэтому для каждой группы аутсорсингового персонала разрабатывается специализированный курс обучения. Учебная программа тренингов охватывает не только предметную область проекта, но и содержит информацию о специфике деятельности предприятия, его организационной структуре и пр.
  • Формирование проектной команды и резервной группы.После завершения обучения проводится экзамен, по результатам которого формируется проектная команда и резервная группа.
  • Оформление специалистов в штат компании Исполнителя.Аутсорсинговые специалисты принимаются в штат компании исполнителя, а также подписывают соглашение о конфиденциальности и трудовой распорядок. Таким образом, компания-поставщик берет на себя все обязательства по реализации мотивационных схем и разработке социального пакета.
  • Управление проектом аутсорсинга IТ-персонала.В ходе реализации проекта компания осуществляет мониторинг эффективности каждого сотрудника проектной команды и при необходимости организует дополнительное обучение. Кроме того, консультанты кадрового подразделения совместно с заказчиком разрабатывают новые схемы повышения производительности труда аутсорсинговых специалистов.

Таможня дает добро

IТ-аутстаффинг, как услуга, хорош по двум причинам: стоимость этой услуги и готовность сотрудников. Сотрудник, предоставляемый системным интегратором для обслуживания и организации IT-инфраструктуры вашей компании, никогда не «уйдет на больничный» – обслуживающая организация всегда предоставит замену. Причем не только IТ-менеджер, но и весь необходимый пул специалистов будет находиться в режиме постоянной боеготовности.

Привлекая временного IТ-менеджера, наниматель не платит те или иные налоги (в зависимости от схемы работы), а также экономит на подборе персонала. В случае «конфликта интересов или профессиональной пригодности» или если персонал не устраивает по иным причинам, Исполнитель производит замену.

Таким образом, несмотря на относительную дороговизну наемного IТ-менеджера, его услуги могут существенно сэкономить время реализации проекта. Наемный IТ-менеджер может, например, за три месяца выполнить проект, на который у «постоянного» уйдет год минус неизвестно какое количество денег, минус предсказуемая потеря интереса и увольнение. Так, может, для реализации ваших задач не только эффективно, но и эффектно нанять временного поверенного?


ТОЛЬКО ФАКТЫ
По данным исследований, проведенных британским рекрутинговым агенством, временный IТ-менеджер - одна из самых высокооплачиваемых категорий наемных управляющих. Средняя заплата временного IТ-менеджера составляет порядка 1000 фунтов стерлингов в день – что на порядок выше среднего и лишь немногим меньше оплаты труда топ-менеджера. Наиболее востребованы IТ-менеджеры в качестве временных управляющих в телекоммуникационных и финансовых организациях. Тем не менее, в общем числе временных управляющих гораздо чаще встречаются финансовые менеджеры и менеджеры по персоналу. Очевидно, деньги и люди создают больше проблем, чем компьютеры. По итогам первого квартала 2009 календарного года (а он, понятно, был очень непростым для многих компаний) сегмент IТ-услуг продемонстрировал рост (даже в долларовом эквиваленте, несмотря на девальвацию) по сравнению с первым кварталом 2008 г. Что касается персонала вообще и аутстаффинга ИТ-менеджеров в частности, то в компаниях, специализирующихся на системной интеграции, предоставлением услуг подобного профиля занимаются специализированные (кадровые) подразделения, спрофилированные на аутсорсинг и аутстаффинг персонала и проектных групп. Поэтому, несмотря на мировой финансовый кризис, и временные IТ-менеджеры, и временные IТ-специалисты будут по-прежнему востребованы, считают аналитики.


Материал подготовлен при информационной поддержке компании
ЗАО «АйТи. Информационные технологии»

Николай Колдыркаев

Опубликовано 08.09.2009