Сигмы Елашкина

Логотип компании
Сигмы Елашкина
Добрая улыбка. Неизменно хорошее настроение. Неизменный задор: «мы сделаем это». В любой проблеме — умение смотреть в корень. И талант не создавать лишних проблем. Ни себе, ни окружающим.
Когда в апрельский номер журнала мы готовили анонс VI конгресса CIO White Nights, возникла идея привлечь известных людей ИТ-сообщества, чтобы они рассказали о сигмах ИТ-директора. Конечно, мы не могли не обратиться к Мише Елашкину: уж ему-то не понаслышке известно и про сотрудничество без границ, и о нюансах проактивного управления, и про другие базовые принципы в профессии CIO… Михаил откликнулся мгновенно: «Беру тему про искренний интерес к клиенту!». Короткий рассказ получился легким и остроумным. Мы обсудили, какие темы поднимем в дальнейшем, и договорились встретиться на «Белых ночах». Никто тогда не мог предположить, что эта встреча не состоится, и что тот рассказ — последний привет от Миши всем нам. И теперь самое лучшее, что мы можем сделать — предоставить слово его друзьям, тем, кто знал Михаила Елашкина, кто шел с ним рука об руку, кто сопровождал его на всем протяжении такой яркой и такой короткой жизни.

Друг

Михаил Елашкин — это человек, с которым связана большая часть моей жизни. С девятого класса нашей с ним любимой школы до… здесь надо написать «его смерти», но я пока не осознал, что его рядом нет и уже не будет. Это была стена, на которую всегда можно было опереться, это про него сказал М. Светлов: «дружба — понятие круглосуточное». Это было счастье — такой друг рядом. И счастье вдвойне: мы с ним всю сознательную жизнь шли рядом по ИТ-дорогам, нас связывала еще и профессиональная Дружба.

Миша обладал уникальным умением дружить: органично сплетать воедино объективный профессиональный подход и субъективное личное отношение. Для него критерий этичности в ИТ всегда был не менее важен, чем традиционные технологические критерии, и неэтичные люди и компании навсегда переставали для него существовать. Он с ними не дружил.
За все счастливые десятилетия нашей Дружбы мы никогда не говорили про нее. Я просто знал, что рядом есть Друг, который всегда поможет, если это в его силах. И если нет — тоже. Это было счастье: с ним можно было говорить обо всем. Теперь  все, что раньше для меня было «надо поделиться с Елашкиным», теперь будет «что бы про это сказал Елашкин» или «как бы тут поступил Елашкин».

Александр Анистратенко

Спорщик

Впервые я обратил внимание на фамилию Елашкин, читая обсуждения на форумах. До личного знакомства было еще несколько лет, но спор об особенностях Windows и Linux, закончившийся приглашением оппоненту застраховать здоровье и зайти к Михаилу в офис для личного выяснения отношений, обратил на себя внимание. Впоследствии мне всегда нравилось наблюдать, как Миша бросается в дискуссию и как радуется удачному аргументу. В этом было что-то непосредственное, детское, об особо понравившихся дискуссиях он мог потом рассказывать спустя годы. Еще интереснее то, что в споре он был вежлив, но далек от политкорректности, что добавляло разговору эмоций и красок. Одна из наиболее ярких картинок, оставшихся в памяти «охотничьих рассказов», — как был «уделан» очередной несогласный.

Анатолий Тенцер


Наставник

 Зафиксировав знакомство нормальным в третьем тысячелетии интернет-рукопожатием и договорившись о сетевом сотрудничестве, мы с Михаилом развиртуализировались на ближайшем ИТ-конгрессе. Впечатление в реале дополнилось ощущением энергетики мысли, трансформированной магией голоса. Усиленная близорукостью манера речи (как с самым главным собеседником) привлекала всякого, независимо от пола и возраста. Человек азартный во всем, чем занимался, он редко «отрывался», как в этом случае:
«Сегодня меня выгнали с конференции «Интернет и Бизнес–2007». Да-да! Вы не поверите — меня выгнали с секции, на которую я сдуру пошел… В общем, я выиграл эту партию, сказав, что тема этого выступления — не коммуникации, а Bullshit (bullshit —. абсурд, ерунда)…». Возмутила самодовольная глупость…
На какой-то другой конференции, где вчерашний сисадмин, наговорив кучу сыролепной чуши, ухитрился завершить выступление заимствованным у попсы «Я люблю вас!», Миша, преодолев искореженность физиономии, сказал что-то приглаженное, не растрачиваясь на напрасные укоризны бойцу более легкой весовой категории.
Пожалуй, главное, чему я научился у Елашкина — не растрачиваться на слабых оппонентов и людей, априорно враждебных; в общении акцентироваться на собеседнике, а не на контенте; в полной мере вкладываться в то, что делаешь, будь то работа с «железом», софтом, людьми или иные важные дела.

Александр Куприянов

Профессионал

Миша проявил себя в ИТ с самых разных сторон. Начинал карьеру менеджером по маркетингу Oracle. Его деятельность пришлась на тот период, когда рынку требовались яркие личности. Все только начиналось, гиганты боролись за каждый доллар, теснили друг друга локтями и пытались завоевать не «марширующими батальонами», а оригинальными решениями. И представительствами тогда руководили не бюрократы, а сильные личности, и от работников требовали креатив… Все кипело и бурлило. Но Миша выделялся даже на этом фоне. Миша был тем, что называют visioner. Люди приходили слушать не доклады Oracle, а «доклады Елашкина». Его способность сделать интересную по содержанию, логически выстроенную и одновременно эмоционально-экспрессивную презентацию не находила себе равных.

Однако Мишу всегда тянуло обратно к занятию наукой, или хотя бы к исследовательской деятельности. После работы в очередной корпорации он решил сделать необычный шаг — попробовать  себя  в качестве аналитика рынка и предпринимателя. Я, как человек, занимавшийся подобным же бизнесом уже пару лет, доказывал ему, насколько это тяжелый хлеб. Но он твердо решил расстаться с сытым, но скучным миром продаж. За несколько лет существования Elashkin Research был сделан ряд интересных исследований рынков (по широкому спектру тем — от аппаратного обеспечения до проблем электронного правительства), написаны десятки статей, прозвучало множество докладов. Elashkin Research становился отлаженным бизнесом, но в какой-то момент, проводя одно из исследований, Миша увлекся идеей социальных сетей.

Она просто захватила его, и он решил создать проект ITBlogs.ru. Помню, как прогуливаясь вокруг Университета (это место он очень любил, и часто туда приезжал), Миша убеждал меня, что «тиражирование контента невозможно остановить», поэтому наибольшую ценность будут представлять собой сообщества пользователей и свободных авторов, которое он и собирался строить. И такое сообщество у него получилось, хотя усилий, чтобы сделать из него коммерческий проект, потребовалось больше, чем он ожидал. Затем он увлекся новой идеей — написанием своей книги, и сил поддерживать несколько проектов одновременно уже не хватало. И в какой-то момент его экспертиза в построении комьюнити заинтересовала компанию SAP AG, которая и сманила его к себе евангелистом. Но это уже другая история.

Влад Боркус


Любовь

Про Мишу и любовь вспоминать очень тепло и улыбчиво, потому что Миша любил. Любил от всей души и всем своим открытым сердцем.  «Что любил?» — можете спросить вы. Жизнь. Во всех ее проявлениях.
Вся Мишина жизнь — это история любви. Любви к друзьям, которые у него были и которыми он дорожил. Любви к женщинам, с которыми жизнь сводила и разводила его, оставляя опыт, раны, детей и новые мечты. Любви к детям, сыновьям, которых у него трое, и которые, по Мишиным словам, лучшее, что у него получилось. Любви к науке, верность которой он сохранил в своем сердце на всю жизнь. Не так давно, несмотря на многолетнюю деятельность в ИТ, он все-таки вернулся в науку «отдать долги» прерванному когда-то пути ученого. Он всегда скучал по своей научной работе и даже как-то привез меня в подвальную лабораторию химфака МГУ — показать, где прошли его студенческие годы. Любовь к еде, в которой он, будучи гурманом и кулинаром, отлично разбирался. Любовь к путешествиям, особенно на машине: дорога манила его. Он садился за руль и мог ехать, ехать, ехать, куда глаза глядят. Любовь к работе, которой он отдавал все силы. Его проект ITBlogs многим знаком и полезен. Любовь к победам, которая свойственна всем настоящим Мужчинам: азарт охотника и ловца был Мишиной второй натурой. Первой натурой были душевная щедрость и доброта.  Миша все делал с удовольствием и от души. С любовью. Именно любовь давала ему силы на все то, что мы о нем помним, знаем и за что отвечаем ему столь же искренней любовью. Миша всерьез хотел изменить мир к лучшему и никогда ничего не делал наполовину.

Марианна Крель

Стиль

2009 год. Брейн-ринг «Свободное ПО». Миша Елашкин и Марианна Крель в одной команде. Максим Белоусов и я – в другой. Миша в смокинге и при бабочке. На следующий день он же – в джинсах и свободной футболке, в темных очках… Вообще образ Миши ассоциируется в первую очередь с темными очками, доброй улыбкой и неизменно хорошим настроением. «Привет, как дела сегодня?» И тут же: «Здорово! Вы у нас выиграли. Но, надеюсь, вы не думаете так на самом деле?»
Книга про SAP. Точнее, не совсем про SAP. Скорее про жизнь. Айтишную жизнь. Иллюстрации к ней выполнены в стиле детских книжек-раскрасок. Значит, писалось так, чтобы понял каждый…
Добрая улыбка. Неизменно хорошее настроение. Неизменный задор: «мы сделаем это». В любой проблеме — умение смотреть в корень. И талант не создавать лишних проблем. Ни себе, ни окружающим.

Интеллигентный андеграунд. Умение ощущать себя комфортно в любом месте. Умение жить так, чтобы окружающие тянулись, и — умение увлечь. Умение быть собой, и не мешать при этом другим. Удивительная мягкость характера и точность формулировок.

Александр Башкиров


Философия, или Роскошь ошибаться вместе

До того, как я познакомился с Мишей, лучшими философами в истории России мне казались Петр Чаадаев и Хома Брут. Первого за его взгляды официально объявили сумасшедшим, второй был тем еще мыслителем, да к тому же вымышленным персонажем.
Между тем, философия может быть наукой крайне практической во многих смыслах. Если, конечно, научиться сочетать глубину мысли с ее ясной, краткой формой. И, не давая себе поблажки, применять, в сочетании с редким умом, этот навык к каждому выступлению, к каждому посту в блоге, к каждому мимолетному разговору.
Именно так делалось все, отмеченное брэндом Made by Elashkin. А был еще и бонус — первосортность мысли была всегда дополнена личным переживанием, той самой эмпатией, которую Миша ставил на второе место в своей личной «сигме». Вот до такой степени: «Для меня МГУ и химфак понятия не географические, а религиозные». Всего-то по поводу беспредела охраны на входе...
Тем, кто на корпоративных тренингах научился «лучшим техникам отношений с клиентами», этого не понять. Но именно отсюда, из этой «повседневной философической практики», вырастает настоящее доверие. Когда тебе не нужно перепроверять то, что человек сказал или сделал, и ты можешь позволить себе роскошь ошибиться вместе с ним: «Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, из рук же дурака не принимай бальзама».
Миша как раз и был такой вот воплощенной мудростью ИТ-рынка — ему доверяли многие и во многом («все и во всем» — такого, наверное, не бывает), и не боялись ставить на его продукт (а кто бы сомневался, что Elashkin Research — это, прежде всего, Елашкин, а потом уже остальные «рисечеры») собственную «большую королевскую печать». Когда Microsoft делал свой первый заход в российское электронное правительство, кто стал его поводырем?
И когда я затевал в Минкомсвязи первый российский ИТ-форсайт, кто был моим «внутренним цензором»? Ведь нельзя было сделать отчет, про который Миша, встретившись на очередном ИТ-саммите, скажет: «фигня у тебя вышла». И разложит по полочкам — где фигня, почему, и какие не очень-то и большие усилия можно было приложить, чтобы фигни не вышло.
Поддержать настоящее, плотное, укорененное в сущности, нужное людям и стране — будь то журнал «Квант» или реальные сколковские проекты, — биться за них со всем жаром души, против легковесной пустословной «пиарошной» походя высказанной непрофессионалом фразы — это тоже Made by Elashkin. И это тоже практическая философия, ничуть не хуже качеством протагоровского «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
И вот уж чему на самом деле стоит научиться у Миши — умению взглянуть с юмором на любую ситуацию. В конце концов, философия — наука веселая и весельем своим готовящая нас всех мужественно переживать временность своего пребывания на земле.
Пост на FB от 6 февраля о том, что врачи поставили диагноз «язва». Два десятка человек, в том числе и я, кинулись с советами. Ответ Миши: «Врачи говорят, что если пациент хочет жить, то медицина тут бессильна».
И семь смайликов, как будто на счастье. До того, как он от нас уйдет, оставалось меньше четырех месяцев.

Олег Бяхов

Сигмы Елашкина. Рис. 3


P.S. А наша встреча на «Белых ночах» все-таки состоялась. VI конгресс CIO White Nights начался с минуты молчания. Михаил Елашкин, который не пропустил ни одного конгресса, впервые смотрел на нас с большого экрана. Веселый и грустный, задумчивый и озорной, сосредоточенный и увлеченный: «Запомните меня таким!» И мы запомнили.

Источник: IT Manager № 6, 2011

Опубликовано 28.06.2011