Эпоха размытых границ. Матрица 2015

Логотип компании
Эпоха размытых границ. Матрица 2015
С большой долей вероятности в ближайшем будущем нас ждут устройства по принципу «всё в одном кристалле».

Говорят, в годы студенчества закладываются основы будущего мировоззрения, профессионализма, умения крутиться в изменяющемся мире и, конечно же, одни из самых ярких эмоций и впечатлений. Однажды, ностальгируя по студенческим дням, я задумался: а какие же события и факты заложили и сформировали мою нынешнюю профессиональную жизнь и мое нынешнее профессиональное мировоззрение? Сразу же, как ни странно, всплыли в памяти две знаковые для меня вещи из тех лет: фильм «Матрица» и два семестра изучения предмета под названием «Модальное и адаптивное управление», который спустя несколько лет я сам имел честь преподавать в том же университете. Какое отношение все это имеет к заголовку? Самое непосредственное! Но обо всем по порядку.

К фанатам знаменитого фильма по книге братьев Вачовски меня причислить сложно, но он дал хорошую пищу для размышления и дальнейшего выхода за пределы шаблонной работы. Куда, как и с какими подводными камнями идет и развивается отрасль ИТ? Какой у нее вектор, и вектор ли это, а не отрезок, имеющий конечную точку? Все это только красивые картинки или же ковер-самолет, который через годы превратится в авиалайнер? Фантасты всегда двигали мир вперед, ставя очередные планки для научно-технического самолюбия инженеров. На сегодняшний день стало ощущаться все четче, что практически каждая фантазия имеет в будущем вполне реальную материализацию. Не исключение и информационные технологии. Они интегрируются во все сферы жизни человека, а человек в них. Бизнес уже сложно представить без ИТ, при этом ИТ стали не надстройкой, а зачастую сами формируют бизнес, за исключением сверхкрупных компаний, способных вкладываться в фундаментальные процессы.

ИТ предлагают два варианта развития: подстраивать бизнес под существующее развитие ИТ или же строить новые виды бизнеса, используя новые технологии. Третий вариант – оставаться на месте в ожидании, когда твое дело покатится под откос, – рассматривать не будем.

Итак, бизнес интегрировался в ИТ, а ИТ в него, ничего нового в моих заключениях нет, но достигла ли интеграция в этом своего предела? Нет. Посмотрев по сторонам, несложно заметить, как мы вошли и уже довольно уверенно живем в эпоху всеобщей интеграции, интеграции тех вещей и процессов, которые лет пять-семь назад казались параллельными: личное сливается с корпоративным, товар с сервисом, программное с аппаратным, ИТ с ИБ… Продолжать можно бесконечно, в той или иной мере всё проникло во всё.

Интегрируем байты в транзисторы. Покупаем два по цене одного

Всеобщая интеграция, как в упомянутом фильме, происходит во всем: как в самой основе ИТ (базисе), так и в ее производных. Видимой и самой заметной частью айсберга ИТ-базиса становятся тенденции к производству не только микропроцессоров, но и микровсего: материнских плат, микросистем, микросерверов и, как апофеоз, – микросетей и микроинфраструктуры предприятий. Компоненты переходят в модули, модули – в единые устройства, устройства – в инфраструктуру. С большой долей вероятности в ближайшем будущем нас ждут устройства по принципу «всё в одном кристалле», когда телефон, ПК, сервер и т. п. будут производиться одним технологическим процессом в виде одного монолитного модуля.

И у этой тенденции на данный момент есть весьма веские основания. Звено ИТ-инфраструктуры – это уже не предоставляемые вычислительные мощности для выполнения тех или иных математических операций по заложенной в них потребителем программе, а набор сервисов для выполнения длинных и вполне конкретных процессов. Прочно вошедшие в нашу жизнь облака, гипервизоры, сетевые устройства all-in-one и т. п. – это только начало. Программные и аппаратные составляющие звеньев сейчас зачастую неразделимы, ПО вшито в аппаратную платформу и является ее неотъемлемой частью. При разделении каждая часть теряет значительную долю своей функциональности либо становится вообще непригодна к использованию. В итоге ИТ-сообщество потянулось не к вычислителям входных данных, а к обработчикам комплексных процессов и задач.

История всегда развивается циклами, в нашем случае цикл «централизация – децентрализация» подходит к новому витку распределенных систем, но уже на качественно ином уровне: распределенные файловые системы и хранилища данных, кластеризация серверной инфраструктуры, ПК пользователей, предоставляющие часть своих незадействованных процессорных ресурсов, – всё вовлекается в эту матрицу внешне интегрированных и внутренне распределенных технологий. Итог – снижение стоимости владения и эксплуатации систем, повышение отказоустойчивости, упрощение взаимодействия как пользователя и администратора с системой, так и систем между собой. Но все ли так радужно? Уже сейчас на поверхности лежит несколько аспектов, заставляющих задумываться о безопасности и дальнейших перспективах развития.

Розовые очки и подводные камни

Высокая масштабируемость подобных высокоинтегрированных систем получает на другой чаше весов сложность изменения и замены инфраструктуры. Сервисы дают преимущества в использовании интеграции, но несут проблемы при глубоком изменении бизнес-процессов, переориентировании бизнеса или смене его структуры. Быстрое внедрение, дешевое использование и обслуживание ИТ-систем, несомненно, могут откликнуться сложностью перехода, когда ИТ-инфраструктура предприятия состоит не из десятков или сотен звеньев, некоторые из которых последовательно, с той или иной степенью болезненности можно заменить, а представляет собой монолитный сервис, когда мы уже сели на иглу производителя и замене подлежит либо всё, либо ничего.

Вторым важным аспектом работы с данными системами являются повышенные риски безопасности находящейся в них информации. Зачастую она хранится либо на большом количестве различных узлов и компонентов внутри организации, либо за ее пределами, либо комбинированно. Но вся система прочна настолько, насколько прочно ее самое слабое звено. В случае использования облаков небольшими организациями у них создается ложное чувство защищенности своей информации – ведь она находится на оборудовании поставщика услуг, все организовано экстраспециалистами на самом высоком уровне. Но к «бастиону» совершенно легально подключаются мало защищенные ПК потребителя, через которые эта информация циркулирует и становится легкой добычей злоумышленника. Что же касается собственных ресурсов в распределенных хранилищах, ЦОДах, то здесь тоже не все гладко: четко выстроенные границы между разными видами информации, а также удерживание этих границ при выводе из эксплуатации одной из подсистем или их массовом перестраивании, отсутствие «забытых» в хранилищах данных, особенно если это бэкапы, – скорее редчайшие исключения, чем правило.

Вкупе с этим возникают риски карточного домика: каждый узел становится слишком критичным, малейшая уязвимость каждого элемента высокоинтегрированной системы становится уязвимостью всей системы, в том числе и всего бизнеса. Ставки становятся предельно высоки. Свою долю масла в огонь добавляет и сама интеграционная шина, становясь наиболее дорогим и критичным для владельца и самым лакомым для злоумышленника активом – дороже и вожделеннее, чем отдельные информационные и физические активы. Наравне с риском несанкционированного доступа к шине (в свою очередь, имеющей доступ ко всем составляющим ИТ-инфраструктуры организации, зачастую еще и с очень высокими привилегиями) возникают риски лавинообразной ошибки, когда одна некорректная процедура приводит к повреждению всех подсистем и может попросту запустить самоуничтожение.

Та самая матрица, пока еще на базовом уровне, но смело и уверенно входит в обыденую жизнь. Наравне с интеграцией всех бизнес-процессов и совершенно разных ИТ-подсистем друг в друга в рамках организации, наравне с BYOD, когда личные устройства интегрируются в корпоративную среду, мы видим, как все те же личные телефоны, планшеты, телевизоры, компьютеры, да чего уж там говорить – отдельные модели пилотных холодильников и утюгов интегрированы в ИТ-инфраструктуру своего производителя. Потребитель (клиент) интегрируется в поставщика и приобретает уже не товары или услуги, а сервисы – как часть своего жизненного цикла. Человек на бытовом уровне интегрируется в ИТ-системы производителей услуг, а ИТ-системы – в него и в его жизнь. Основным драйвером таких процессов служит вожделение продавцов получить всеобъемлющую информацию о потребителе – для таргетированной рекламы и продаж. И здесь мы подходим ко второму аспекту – адаптивному управлению этими системами и их обратным связям с потребителем.

Сложные системы с примитивной логикой

При всей кажущейся развитости ИТ-систем, на настоящий момент в большинстве своем они являются «замкнутыми». То есть получение информации о внешних событиях и ее аналитика происходят практически внутри системы и по достаточно примитивным правилам, а внешние сенсоры и адаптивные (изменяющиеся в процессе и в зависимости от поведения сенсоров) правила управления практически отсутствуют. Приведу простой пример: вы хотите купить новую куртку и серфите в поисковых системах и/или интернет-магазинах, дабы узнать порядок цен, ознакомиться с ассортиментом и т. п. Через какое-то время вы совершили планируемую покупку – но что продолжают предлагать вам поисковые машины, соцсети и баннеры на сайтах? Правильно, все ту же куртку – но она вам уже не нужна! На этом этапе наиболее выгодным и для рекламной системы, и для продавцов, и для покупателя было бы предлагать вам, к примеру, новую обувь, подходящую по стилю и цвету к этой куртке, а также средство по уходу за ней, химчистку, в конце концов. Но реклама куртки будет преследовать вас еще несколько месяцев…

Именно в этом проявляется отсутствие адаптивности систем и практически полное отсутствие внешних сенсоров. У поисковиков, конечно же, нет доступа к трансакциям по вашей банковской карте или сведениям о наличности в вашем кошельке, чтобы точно определить, что и где вы покупали, но хотя бы смена рекламного предложения на перечень сопутствующих товаров через пять-семь дней была бы вполне логичной. Здравомыслящий человек за это время с большой долей вероятности либо купит то, что хотел, либо передумает и прекратит поиски. И вот именно в этом важном моменте – адаптивности систем управления и наличии качественных сенсоров у ИТ-систем, где потребитель или пользователь взаимодействует с ними полноценно, с наличием у систем обратной связи – на мой взгляд, и заключается самое важное, что отделяет ИТ от качественно нового витка их развития.

Первые попытки такого взаимодействия уже совершаются, человек частично интегрируется во Всемирную паутину своими базовыми потребностями: продукты питания, одежда, бытовые приборы многими покупаются в интернет-магазинах, а соцсети и аудиовидеопорталы с лихвой удовлетворяют его культурные потребности. И каждый раз все эти сервисы в той или иной мере подстраиваются под своего пользователя для увеличения его удовлетворенности и прибыли продавца. Но только ли для ИТ-систем может приносить пользу такая интеграция человека? На мой взгляд, это могло бы стать довольно хорошим драйвером для развития как отдельных организаций, так и всего государства или всего экономического сообщества.

А теперь, как и обещал, предлагаю немного пофантазировать. Получив (неважно каким способом) необходимые обратные связи и сенсоры в привязке к конкретной виртуальной личности, ИТ-системы, а через них и бизнес, и государственные экономические ведомства могли бы создать качественно новый и достаточно мощный инструмент планирования и корректировки своей деятельности. Человек или организация как потребители избежали бы необходимости затрачивать уйму времени на выбор наиболее выгодных и подходящих товаров и услуг, планирование и организацию их транспортировки, оформление заказов и другие организационные вопросы. Осталось бы только просмотреть автоматически сформированный перечень, внести в него небольшие корректировки и получить свой заказ за N денежных единиц. При этом частная и государственная экономика получила бы очень точную и «рафинированную» информацию для планирования производства.

Свет в конце туннеля. Куда и какой дорогой движемся?

Сейчас одним из наиболее понятных и очевидных сенсоров является доступ ИТ-систем к банковским аккаунтам, но реализация этого ничтожно маловероятна в перспективе ближайших 10-20 лет, а возможно, и вообще когда-либо – уж слишком чувствительна для подавляющего большинства людей эта информация, а сама плоскость сильно зарегулирована. Слишком неэтичен и опасен такой доступ для владельцев этих данных. Наиболее близкая и простая альтернатива – более тщательный анализ соцсетей, фотографий и заметок в них. Семантический анализ и анализ образов на выкладываемых фотографиях, анализ связей потребителя могут внести очень большой вклад в развитие обратных связей, и подвижки в этом направлении сейчас весьма заметны.

Но реализации всего этого мешают причины, находящиеся совершенно не в русле ИТ, а больше в недоверии и страхе. Страхе того, что эти данные попадут в руки злоумышленника или будут использованы в корыстных и неприемлемых для потребителя целях. Что человек, слишком сильно, далее своего предела разумного, интегрируясь в ИТ-экосистему, будет отдавать ей свои данные, потребности, возможности, работу, а та даст ему в ответ удобные сервисы для жизни, снизит их себестоимость, даст ресурсы… Но насколько приемлемо такое взаимодействие? Вопрос переходит в плоскость этики и нравственности, но пока ответов на него даже не угадывается.

Примеры слабых обратных связей и примитивного управления в системах были взяты для таких сложных инфраструктур, как поисковые машины и соцсети, но если задуматься, то в остальных отраслях дело обстоит еще хуже. Единственным выделяющимся на общем фоне флагманом пока является только АСУ ТП, где сам процесс дает возможности, да и просто заставляет вводить обратные связи и прорабатывать сложные системы управления и анализа. Практически все остальные системы, начиная от автоматизации HR и заканчивая BI, варятся в собственном соку, мало заботясь о сопоставлении внутренних аналитических процессов с реальной жизнью.

Современные информационные технологии, и это сложно отрицать, движутся в сторону всеобщей и всеобъемлющей интеграции всего и во все, и человек здесь – одно из важнейших звеньев. Насколько велики эти шаги и куда они приведут – сказать очень сложно, но контуры уже предугадываются, хотя пока больше похожи на научно-популярный фэнтези. Сейчас человечество сознательно тянется к новой виртуальной ИТ-реальности, но на подсознательном уровне все еще старается дистанцироваться и соблюдать невидимую границу. Каждый из нас сам определит свой взгляд на этот вопрос, свой путь и свое место в этих изменениях, сам начертит границы дозволенного. Ведь как бы то ни было – e pur si muove![1]




[1] И все таки она вертится! (Галлилей)



Опубликовано 23.11.2015