О развитии науки в России: как организовать прорыв
Характерной чертой развития современной эпохи является то, что наука и образование становятся реальными отраслями экономики. За счет жесткой технологической конкуренции во всех индустриях и раскручивания маховика непрерывных инноваций уже не имеет смысла бороться за патенты и авторское право: победит не тот, кто больше сможет аккумулировать интеллектуальной собственности, а тот, кто сформирует постоянно растущий поток знаний и компетенций. И в мире уже началась гонка подобного рода «интеллектуальных вооружений»! Так, за последние 20 лет в США доля наукоемких услуг в общей добавленной стоимости экономики выросла на 26%, доля управленческих услуг — на 38%, а образовательных услуг — на 31%.
Основная проблема развития российской науки и образования связана не с низким бюджетным финансированием, а с тем, что наука и образование оторваны от практики и не вносят вклад в инновации. В результате такой оторванности коммерческие структуры не финансирует прикладные исследования (хотя средства у них на это есть), а ученые не имеют фактуры для исследований. Бизнес не получает прорывных технологий, а наука — практического применения, и в результате интеллектуальный потенциал страны снижается. Например, по данным Scimago Journal & Country Rank, по числу публикаций в реферируемых международных журналах Россия за 20 лет спустилась с 8-го места на 14-е, пропустив вперед Китай, Испанию, Австралию, Индию, Бразилию и Южную Корею. Причем отставание касается в первую очередь прикладных областей. В частности, в области физики Россия сегодня находится на 5-м месте (за 20 лет пропустив вперед лишь Китай), а в области исследований менеджмента — на 32-м месте.
Современные коммуникационные технологии предоставляют России выход из создавшейся ситуации. В мире все больше развиваются профессиональные и экспертные сети[1], объединяющие практиков и теоретиков в различных областях и получившие наибольшее развитие в США, Европе и в Китае. Именно такие сети позволяют сформировать среду, объединяющую науку, образование и бизнес. За счет глобальных сетевых технологий и особых технологий коллективного интеллекта (которые существенно отличаются от краудсорсинговых технологий) можно получить уникальную синергию от существующих и еще довольно сильных, интеллектуальных ресурсов в нашей стране. И в этом направлении Россия пока не слишком отстала от конкурентов. Более того, у нас накоплен значительный теоретический и практический опыт использования технологий коллективного интеллекта для сотрудничества ученых и практиков[2].
В связи с этим предлагается поддержать проект создания Единой национальной экспертной сети (ЕНЭС).
Данный проект призван объединить ученых и практиков, обладающих уникальными экспертными знаниями, которые сейчас используются научными фондами (РФФИ, РГНФ, РНФ и др.) под патронажем Минобрнауки, венчурными фондами (РВК, Сколково, ФСИ, Роснано и др.) под эгидой Минэкономразвития, а также многочисленными отраслевыми фондами. Единая национальная экспертная сеть призвана объединить многочисленных ученых и практиков, не являющихся экспертами фондов, но имеющих значительные для развития науки и бизнеса компетенции.
ЕНЭС не социальная сеть, она построена на посткраудсорсинговых технологиях, предполагающих создание регулируемых механизмов обмена знаниями, самоуправления. ЕНЭС — это своего рода Академия наук, использующая современные технологии глобальных сетевых коммуникаций и объединяющая не только ученых, но и практиков. Новые технологии коммуникаций уже проработаны и опробованы на практике.
Проект создания ЕНЭС — самоокупаемый, но для его развития необходим административный ресурс консолидации Минобрнауки, Минэкономразвития, Минтруад и других ведомств, а также государственных предприятий в части использования экспертного потенциала членов сети. ЕНЭС должна стать единой экспертной площадкой для всех государственных фондов. Более того, государственные компании и органы власти должны быть обязаны использовать ЕНЭС для проведения экспертизы всех наукоемких и высокотехнологичных проектах. Единая сеть также должна стать инструментов развития и для малых и средних предприятий, которые не в состоянии содержать собственные научные и инновационные центры.
Синергия интеллектуальных ресурсов России способна повысить технологический потенциал страны в разы, но для этого нужна консолидация ведомств, органов власти и госпредприятий. По отдельности предприятия, ведомства и органы власти не смогут победить в гонке «интеллектуальной вооружений». Программа импортозамещения должна в первую очередь предусматривать замещение на отечественные компетенции и прорывные исследования, а не замещение импортных, но уже прошлых достижений. Создание национальной сети профессионалов позволит решить сразу несколько проблем в области развития науки и образования в России:
- увеличение финансирования науки и образования за счет партнерства с бизнесом и поддержки коммерческими компаниями отечественных инноваций;
- существенное расширение прикладных, необходимых бизнесу, исследований для создания инновационной продукции;
- повышение производительности и качества контента и, как следствие, возвращение былого авторитета российской науки в мире.
[1] Б. Славин. Современные экспертные сети // Открытые системы. 2014. № 7.
[2] Сборник «Рождение коллективного разума». М.: «Ленанд», 2013. Проект Expinet.ru
Опубликовано 10.03.2017