Диплом хорошо, а опыт лучше

Логотип компании
Диплом хорошо, а опыт лучше
Сложно сводить миллионы строк данных в электронной таблице, оперируя калькулятором и счетами.

Александр Виноградов, ИТ-директор компании BAON убежден, что научить ИТ-менеджера быть руководителем может только опыт. О том, как сложилась его карьера в сфере информационных технологий, Александр Виноградов рассказывает в интервью журналу IT Manager.

Наш традиционный вопрос всем CIO, с которыми редакция впервые общается в формате интервью. каким был ваш путь в ИТ и почему вы избрали именно это направление?

Если обратиться к моей карьере, ее начало пришлось на период превращения СССР в Россию. Жизнь была не простая, и многие вспоминают те времена с тоской, особенно в Сибири, где я родился. Учился в школе с углубленным изучением информатики и уже тогда всерьез заинтересовался ИТ. Окончил ее в конце 90-х, можно сказать, на заре развития ИТ в нашей стране, и решил связать дальнейшее обучение и будущую профессию с этим направлением. Первым моим местом работы, с 2002 по 2011 год, стала группа компаний «Паритет» (ныне — Дистрибьюторская Менеджмент Система, или просто ДМС), занимающаяся дистрибуцией различных товаров на территории России. Компания активно развивалась, постепенно охватывая своей сетью все регионы страны, и каждый год фактически удваивая объемы бизнеса. А вместе с ней начала развиваться, и моя ИТ-карьера.

Многие молодые люди, начиная работать в ИТ, на долгое время останавливаются на уровне сотрудников техподдержки или системных администраторов. Как и благодаря чему, исходя из вашего опыта, происходит превращение рядового ИТ-специалиста в ИТ-менеджера?

Специфика моего первого места работы заключалась в территориальной распределенности бизнеса: в группу компаний входило три компании, существовавшие автономно и отвечавшие за работу в конкретных регионах. На начальной стадии у них не было ИТ-директоров — лишь рядовые ИТ-специалисты. Однако бизнес активно развивался, и его потребности в ИТ постоянно увеличивались. Я пришел на должность рядового ИТ специалиста в одну из компаний. В компании на тот момент работал всего один сотрудник, который с моим приходом в компанию стал моим начальником. Два года мы с ним работали в связке, а затем он пошел на повышение и был переведен в другой регион, а я смог занять эту должность. В течение четырех лет занимался вопросами автоматизации складов, отдела продаж, финансового отдела, транспортной логистики, развертыванием ИТ-инфраструктуры. В рамках решения таких задач приходилось ездить между различными локациями, устанавливать контакты с коллегами из других регионов. С годами развития компании, также развивался и ИТ-департамент, в результате произведенных изменений мне предложили занять должность Заместителя ИТ-директора. При этом я хочу подчеркнуть, что в тот период у меня не то что было, время думать о карьере — и поспать-то не каждый день удавалось.

Специализированные вузы все-таки в основном учат студентов тому, как быть инженером и программистом, но ИТ-директор — это в первую очередь менеджер. Как вы приобретали управленческие навыки и знания?

Честно говоря, институт меня не многому научил — когда я пришел работать, то ощутил, что мои теоретические знания не особенно помогают в решении профессиональных задач. Весь последний курс института я практически не учился, а проходил практику, в рамках которой работал у сокурсника нашего декана — выполнял функции системного администратора, составлял технические задания, собирал необходимые для этого данные и так далее. Этот год дал мне гораздо больше для моей последующей ИТ-карьеры, чем весь предыдущий период обучения в институте. Что касается именно управленческих навыков, их мне привил опыт работы в «Паритете». Кроме того, мне это всегда было интересно и нравилось заниматься управленческими задачами.

Есть ли у вас в планах получение какого-то дополнительного бизнес-образования?

В настоящий момент я уже дистанционно получаю второе высшее образование в области экономики.

Ваша ИТ-карьера тесно связана с ретейловым бизнесом. Это осознанный выбор? Чем он обусловлен?

В большей степени это, наверное, воля обстоятельств. Начинал я карьеру в дистрибьюторских компаниях, а это все-таки не ретейл, а бизнес в области B2B, поскольку в нем нет прямых продаж конечным клиентам. Когда я принял решение о переезде из Сибири, то рассматривал различные варианты продолжения карьеры и в итоге мой выбор пал на корпорацию SELA. Могу с уверенностью сказать, что с точки зрения ИТ принципиальной разницы в задачах между дистрибуцией и ретейлом, за исключением некоторых специфических моментов, нет.

Какую роль, по вашей оценке, играют ИТ в современном ретейле? Насколько это направление бизнеса зависимо от ИТ?

В современном мире совсем без ИТ сложно существовать кому угодно. Безусловно, если в каком-то магазине вдруг сломался компьютер, продажи не остановятся. Но вот повышать эффективность и развиваться без информационных технологий, на мой взгляд, ретейлеры уже не могут. Сложно сводить миллионы строк данных в электронной таблице, оперируя калькулятором и счетами. На сегодняшний день ретейл заинтересован в применении инновационных решений, таких как Big Data, CRM, ERP, системы повышения качества обслуживания клиентов, и необходимо использовать для развития бизнеса все возможности, которые они предоставляют. Поэтому, на мой взгляд, без ИТ ретейлу сегодня никуда.

Что входит в вашу зону ответственности как ИТ-руководителя BAON?

Я обычно говорю, что, как ИТ-директор, отвечаю за все, что включается в розетку. Ну а если серьезно, то отвечаю за всю коммуникационную и ИТ-инфраструктуру, а также все учетные системы и бизнес-приложения компании. Формально я руковожу департаментом технической поддержки, отделом автоматизации и всеми системными администраторами. Антивирусы, межсетевые экраны — это тоже все в моей зоне ответственности. Но за системы безопасности, системы контроля доступа, информационную безопасность в части неразглашения и предотвращения несанкционированных утечек данных, а также за видеонаблюдение у нас в компании отвечает департамент информационной безопасности. Для понимания масштабов нашего хозяйства надо отметить, что помимо интернет-магазина у BAON есть распределенная торговая сеть, включающая 80 собственных торговых точек и 80 партнерских.

Какие ИТ-задачи для вас сейчас наиболее актуальны?

Первая глобальная ИТ-задача, стоящая перед нами, — выстраивание стабильно функционирующей ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивала бы необходимые информационные ресурсы в любой момент, когда это нужно бизнесу. В частности, мы активно внедряем технологии виртуализации и переводим всю инфраструктуру в виртуализированную среду. Содержание текущего парка серверов обходится компании слишком дорого, а виртуализация позволит существенно оптимизировать подобные расходы. Данный проект мы планируем завершить в ближайшие четыре месяца.

Вы используете в своей работе модель аутсорсинга?

Я бы сказал, мы практикуем смешанную модель: все, что успеваем, делаем сами, все, что не успеваем, — отдаем на аутсорсинг. Для этого у нас заключены договоры с несколькими ИТ-компаниями, с которыми мы сотрудничаем по всей стране. Кстати, отдаваемые на аутсорсинг задачи могут быть самыми разными — от починки сломанного компьютера до реализации глобальных вопросов. Мы всегда ориентируемся на стоимость решения задачи силами аутсорсеров и стараемся прибегать к их помощи, когда это действительно выгодно.

Вы занимались разработкой и продвижением интернет-магазинов на базе «1C:Битрикс» и Shop-Script — на ваш взгляд, это оптимальные CMS для подобных задач? И какая из них более универсальна?

С 2006 года я активно занимаюсь развитием веб-решений для интернет-магазинов автомобильной тематики. Как и у любой другой задачи, универсальных моделей здесь не существует. Просто ИТ-специалисты, как и автомобилисты, часто выбирают те решения, которые им больше нравятся и более удобны. Я предпочитаю систему «1C:Битрикс», потому что тот набор задач, который было необходимо осуществить, она выполняла. Но стоила втрое дороже, чем Shop-Script. И когда пришло время оптимизации расходов, выбор пал именно на Shop-Script. Нам требовалась мультидоменная платформа, способная реализовывать много проектов в рамках одной лицензии. Схема лицензирования «1C:Битрикс» такова, что ее стоимость в этом случае превышает 100 тыс. рублей. В этом смысле Shop-Script гораздо более выгодное решение, хотя у него меньше возможностей с точки зрения кастомизации.

Читайте также
Вызовы в процессе цифровизации логистики, роботизация и массовое внедрение ИИ, пути монетизации больших данных и грядущие изменения в сегменте с переходом к нацпроекту «Экономика данных» — все эти вопросы поднимались участниками круглого стола «Логистика 4.0: будущее, управляемое данными», организованного и проведенного порталом IT-World.

Какой из реализованных ИТ-проектов вы считаете, скажем, самым необычным, сложным или интересным?

Когда я работал в системе дистрибуции товаров Procter & Gamble, моему ИТ-руководителю совет директоров поставил задачу автоматизации складов. Посидев с моим руководителем, и обдумав решили — надо делать. Решено было начинать с одного из подразделений и выбор пал на Иркутск. В команду были взяты начальник департамента логистики, и его заместитель и втроем приступили к реализации. Процесс продлился два года, и мне он запомнился как самый сложный и продолжительный ИТ-проект, которым я когда-либо занимался. В качестве примера приведу одну задачу из этого проекта. На складе есть трое ворот, через которые заезжает 40-тонный контейнер. Компания ставит задачу — в день должно заходить 20 контейнеров. Склад расширить невозможно, построить дополнительные ворота тоже. Норма приемки контейнера — 40 минут, вне зависимости от веса транспортируемой продукции. Для ее соблюдения пришлось внедрять различные средства автоматизации, что и позволило выполнить проект.

Есть мнение, что почти всегда в решении задач компаний ИТ-руководители ориентируются на внутренних, а не на внешних клиентов бизнеса. Согласны ли вы с этим утверждением?

Нет, потому что в рамках наших задач мы, в частности, помогаем бизнесу анализировать клиентов и их предпочтения, создавая каналы общения, по которым эта информация поступает в компанию. Без этого наш бизнес просто не в состоянии предложить клиентам качественный продукт, а значит, не имеет возможности развиваться.

Вы обладаете богатым опытом по созданию и продвижению форумов по автомобильной тематике. Чем это обусловлено, какими-то рабочими проектами или хобби?

Безусловно, это хобби. Долгое время я был равнодушен к автомобилям, пока случайно не попал в движение так называемых стрит-рейсеров. Оказалось, очень интересно. Одно время я сам участвовал во всевозможных гонках, но в один прекрасный момент задался вопросом: где взять актуальную информацию по данной тематике? Начал сам создавать тематические ресурсы и форумы, которые со временем стали еще и приносить деньги. Я занимаюсь этим не в одиночку, а с партнером, который определяет направление развития наших проектов. Я же в рамках наших проектов выбираю хостинг, движок, настраиваю сайт, заполняю его первичной информацией и запускаю.

Как вам удается совмещать столь масштабное хобби с работой?

Увы, с того момента как я переехал в Москву, занимаюсь любимым делом все меньше и меньше — не хватает времени. Поэтому все чаще приходится делегировать свои функции другому человеку, просто чтобы проекты не останавливались и продолжали развиваться.

Опубликовано 30.03.2017