Три кита под деревом решений

Логотип компании
Три кита под деревом решений
ИТ может помочь собрать данные, обработать и получить из них информацию. Но вот вопросы коммуникации решаются скорее культурой организации, чем наличием баз данных

Дерево решений. Звучит грозно. Прямо как дерево познания добра и зла. Как древо жизни. Или дерево Сиферот. Или даже, не побоюсь этого слова, как дерево услуг. Это грозное дерево произрастает из почвы организации и упирается в хрустальный свод организационного мира. А где-то там, под землей, на спине огромной черепахи, стоят три кита.

В матрицах компетенций крупных корпораций есть отдельная компетенция — decision making for effective results, или information analyzing and problem solving, или decision making and problem solving. Все это на русский язык обычно переводят как «анализ информации и выработка решений». Столь суровая компетенция предусматривает разные умения, в зависимости от уровня принятия решений.

На разных уровнях, для одной из транснациональных корпораций, эти умения звучит так, как отображено в табл.1


Чем же отличается процесс принятие решений топ-менеджером от процесса принятия решений его подчиненными? Когда я вспоминаю и снова осознаю свой восемнадцатилетний опыт работ CIO, то отчетливо понимаю, что наиболее эффективным я стал, когда отказался от принятия решений «вниз». Потребность в принятии решения может прилететь «снизу» — это когда наши подчиненные требуют от нас решения; «сверху» — когда принятия решения требует босс; «сбоку» — когда о решении просят наши коллеги. Главный вопрос, который я себе задавал, когда ко мне приходили за решением мои подчиненные: действительно ли проблема такого масштаба, чтобы ей занимался целый CIO? Или просто мои парни боятся взять на себя ответственность? И если последнее, то каким образом я сумел так «отбить им руки»? Почему они настолько мне не доверяют, что боятся самостоятельных решений? Или как я умудрился показать, что не доверяю им? И как мне помочь им, как научить их самих принимать верные решения?

Когда человек может спокойно принимать решения? Когда у него есть четко выстроенная система приоритетов: что важнее? кто важнее? чьи интересы удовлетворять в первую очередь? что срочно, а что может подождать? Верные решения проистекают из верно выбранных приоритетов, и основная задача CIO — их расставить. В матрице компетенций это называется: «Вырабатывать критерии для принятия решений». Речь идет не про дерево услуг из ITIL ITSM и не про SLA. Речь о тех приоритетах, которые надо расставить прежде, чем рисовать дерево услуг.

Первый кит — приоритеты

Считается, что корпоративная миссия — это выражение обязательств организации по отношению к основным заинтересованным лицам. По крайней мере, к основным. К акционерам, потребителям, сотрудникам и партнерам. Если расставлять приоритеты таким образом, то дерево услуг и SLA начинают выглядеть совсем по-другому. В них первый приоритет получает не возможность бухгалтера сделать проводку, а возможность потребителя купить то, что продает организация. Про бухгалтера не забудут, он «сотрудник». Но все же акционеры и потребители имеют более высокий приоритет. Я, будучи CIO, потратил массу усилий, чтобы первым делом мои парни, принимая решение, задавали себе вопрос: как это отзовется на потребителе, станет ли ему удобнее или хотя бы не помешает ему?

Между прочим, столь простой и очевидный вопрос задают не так часто. Однажды сотрудники коммерческого отдела написали запрос на изменение в ERP, который явно осложнил бы жизнь клиента. Поскольку комитет по изменениям в нашей организации состоял из меня (очень удобно, всегда есть кворум), то RFC лег ко мне на стол. В любой организации сотрудники коммерческой службы — люди уважаемые. Поэтому я оторвал свою директорскую задницу от кресла и лично отправился обсудить требуемые доработки. Этот диалог мне не забыть:

Я: Есть идея, давайте спросим мнение директора по маркетингу и рекламе.

Сотрудник: Да что они там понимают в этом «маркетинге»! Спрашивай у нас, мы тут главные маркетологи.

Я: Хорошо, давайте посмотрим на результат этого изменения глазами потребителя.

Сотрудник: Да пофиг нам твой потребитель!

Так я узнал о еще одном типе маркетинга. Маркетинг, в котором потребитель просто никого не интересует. Состоявшийся разговор будто развеял туман умных слов, который стоял у меня перед глазами. Я как-то внезапно увидел, какое огромное количество организаций выстроило мощные оборонительные редуты из KPI, SLA, OLA и прочих мудреных аббревиатур только для того, чтобы у сотрудников не было ни возможности, ни желания видеть потребителя товаров и услуг организации. Конечно, CIO не царь и бог. Не в его силах заставить организацию повернуться лицом к потребителю. Но в его силах каждый раз задавать на совете директоров простой вопрос: «Потребителям станет лучше? Удобнее? Им не станет хуже?» Собственно, ответ на этот вопрос – прямая обязанность топ-менеджера. Ибо сказано, топ-менеджер обязан: «Прогнозировать развитие событий, оценивать риски и последствия при решении проблем, влияние решения на все заинтересованные стороны».

Второй кит — умение заглянуть в будущее и увидеть последствия своих решений

Умение видеть дальше собственного носа — редкий дар. На все организации никаких провидцев не хватит. Да и выражаются эти оракулы весьма туманно. Даже если вооружить их bigdata. Потому что bigdata — все равно статистика. По выражению Нассима Николаса Талеба, «среднестан» — мир, который соответствует мудрым словам Ветхого Завета. В первой главе книги Экклезиаста записано: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». То ли завет у нас уже очень новый, то ли глобальное потепление виновато, но мы уже давно живем в «крайнестане». В мире, в котором океан статистики бороздят талебовские «черные лебеди», неожиданные и непредсказуемые события. Что же делать? На что полагаться? На здравый смысл, здоровую интуицию… Их просто надо тренировать. В книге Питера Сенге «Пятая дисциплина» описана «пивная игра». Это не та игра, когда после первого дня тренинга совет директоров в полном составе сидит в сауне и пьет пиво. Нет, это совсем другая игра, в нее можно играть всем советом директоров, оттачивая интуицию в принятии решений. Она моделирует цепь дистрибьюции с четырьмя ступенями поставок: ретейлер, оптовый торговец, дистрибьютор и производитель. Задача цепи поставок состоит в том, чтобы произвести и поставить конечному потребителю пиво: фабрика производит, а три другие звена цепи поставок продвигают пиво, пока оно не достигает конечного потребителя в конце системы поставок. Исключительно увлекательное занятие. Одно неосторожное решение — и в системе развиваются расширяющиеся колебания и все летит к чертям. Она существует в бесчисленных вариантах на бесчисленных бизнес-симуляторах.

Третий кит - коммуникации

Помните? Топ-менеджер обязан «на основании анализа противоречий в данных делать выводы об эффективности процессов и коммуникаций». И не только делать выводы, но всемерно их улучшать. Беда в том, что мы частенько путаем информацию и коммуникации. ИТ может помочь собрать данные, обработать и получить из них информацию. Но вот вопросы коммуникации решаются скорее культурой организации, чем наличием баз данных. В «Вкусвиле», в котором каждый сотрудник знает зарплату всех остальных, сам назначает зарплату себе и на 130 магазинов приходится один директор, используются такие же ERP, как в ООО «Зона-лимитед», в которой засекречено все. Кстати, по моим наблюдениям, чем больше секретов, тем легче воровать. CIO не может обеспечить информационную прозрачность во всей организации, но может и обязан обеспечить информационную прозрачность внутри своего подразделения. Информированные люди принимают намного более качественные и взвешенные решения.

Приоритеты, предвидение и коммуникации. Это три кита, на которых можно вырастить замечательное дерево решений. В земле, которая стоит на этих китах, оно растет само. ИТ-подразделение не властно над всей организацией, но дорога в сотню миль начинается с одного шага. Изменения в организации начинаются с изменения в одном подразделении. Главный вопрос: зачем вообще выстраивать подразделение именно так? Ответ: просто потому, что это самый лучший способ собрать в одном месте взрослых ответственных людей. Которыми не надо управлять, потому что они сами прекрасно знают, что, когда и как делать. Аминь.

 

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Три кита под деревом решений. Рис. 1

Опубликовано 05.06.2017

Похожие статьи