Командная игра: роль команды в реализации ИТ-проектов
О роли команды в реализации ИТ-проектов, а также об основных достижениях и сложностях в работе в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Кирилл Григоров, руководитель отдела информационных систем «РЭП Холдинг».
Расскажите о себе, как вы стали ИТ-руководителем?
Я увлекся компьютерами очень давно. Началось это все с Дома пионеров и школьников, где нас обучали языку Basic и я даже написал на нем какую-то игру, благодаря чему занял третье место в районном конкурсе и получил грамоту. С того времени я погрузился в компьютерную литературу, активно изучал тематические форумы — в общем, уверенно встал на путь превращения в ИТ-специалиста. Позднее предпринял попытку уйти в собственный бизнес и тогда почувствовал, что информационные технологии мне, безусловно, интересны, но управление все-таки привлекает больше. Пять лет назад я пришел в «РЭП Холдинг» на должность ведущего инженера по информационным технологиям. В определенный момент мой руководитель ушел на повышение, а я занял его место и уже три года руковожу отделом информационных систем, который поддерживает и развивает ИТ-инфраструктуру всего холдинга.
Кем вы себя в первую очередь считаете — ИТ-специалистом или менеджером, и почему?
Раньше я бы ответил, что считаю себя ИТ-специалистом, но сейчас уже в большей степени менеджером. Мне удалось стать им, прежде всего, благодаря практическому опыту — я глубоко убежден, что нельзя научиться руководить людьми, просто прочитав учебник. Лучше не погружаться слишком глубоко в теорию, а, получив базовые знания, развивать их на практике.
Что представляет собой ИТ-направление столь крупного предприятия, как «РЭП Холдинг»?
В первую очередь наш отдел занимается всеми проектами, приближенными к ИТ-инфраструктуре холдинга, — всем, что связано с поддержкой и развитием технологических ИТ-сервисов и платформы для бизнес-приложений. Кроме того, поскольку ИТ-инфраструктура — это фундамент для работы предприятия, нас также привлекают ко многим смежным проектам прикладного характера. Например, организация заинтересована в повышении мобильности сотрудников, и в связи с этим мы занимаемся развитием удаленного доступа к различным корпоративным информационным системам. В частности, помимо таких традиционных инструментов, как корпоративная почта и календарь, ряду наших специалистов необходим удаленный доступ к PDM-системе, а топ-менеджерам холдинга — к системе электронного документооборота предприятия.
Какие наиболее интересные, на ваш взгляд, ИТ-проекты холдинга вы можете отметить?
Первым таким проектом для меня стало создание нового дата-центра предприятия. Им я занимался еще в статусе инженера — тогда, несколько лет назад, назрела необходимость в обновлении ЦОДа, который эксплуатировался уже более пяти лет. У нас не было виртуализации, а кроме того, пользователи начали испытывать дефицит вычислительных мощностей. В результате мы создали новый дата-центр с резервированием 2N, причем виртуализировали все системы. Этот проект, реализованный в 2012 году, по тем временам он был очень масштабным и инновационным. Из относительно новых проектов могу отметить полный перевод печати на предприятии на аутсорсинг. Теперь мы больше не закупаем печатную оргтехнику — вся она используется нами на условиях аренды, а доступ к ней организован с помощью карт доступа и пин-кодов. Сам проект интересен тем, что он серьезно изменил все бизнес-процессы, связанные с печатью документов. В частности, благодаря виртуальному устройству печати пользователям, перемещающимся в рамках нашей инфраструктуры, не надо думать о том, на каком устройстве им печатать документы, перенаправление потока печати на ближайшее устройство происходит автоматически. Проект очень масштабный: он охватывает обе наши производственные площадки — в сумме свыше 1300 рабочих мест. К плюсам данного внедрения относится и высокая скорость реагирования подрядчика на любые проблемы, возникающие в процессе эксплуатации арендуемого оборудования, и современный парк устройств.
Какие требования вы выдвигаете к партнерам по ИТ-проектам?
При реализации ИТ-проектов совместно с партнерами мы сталкивались с необходимостью замены инженеров на стороне подрядчика. Но никакой инженер партнера не знает твою инфраструктуру лучше тебя. В итоге постепенно мы пришли к тому, чтобы реализовывать абсолютное большинство проектов самостоятельно, за исключением сложных проектов, вроде упомянутого перевода печати на аутсорсинг. Безусловно, мы привлекаем партнеров в качестве ИТ-консультантов, если нам недостаточно собственных компетенций. Если же говорить о критерии выбора партнера, ключевым для нас, пожалуй, является положительный опыт сотрудничества. Мой опыт показывает, что запуск каких-то серьезных проектов с новым и незнакомым поставщиком или партнером может быть чреват множеством проблем и рисков.
Кто является вашей ИТ-командой? И какую роль она играет?
Нас девять человек, из них четверо занимаются развитием инфраструктуры, а остальные — технической поддержкой, и распределены по всем площадкам холдинга. При этом у нас есть и группа разработчиков, но она закреплена за другим отделом. Я не участвовал в формировании существующей ИТ-команды с самого начала — можно сказать, она частично досталась мне в наследство от предыдущего руководителя. Скорее, мне пришлось сформировать окончательный состав команды. Но я убежден, что в работе это играет определяющую роль — без правильной команды добиться решения серьезных задач невозможно.
Кто формирует требования к ИТ-решениям, используемым в холдинге, и по какому принципу они отбираются?
Обычно все начинается с выражения пожеланий со стороны бизнеса. Наша задача эти пожелания уточнить и детализировать, чтобы транслировать их в технические требования, которые позволят выбрать максимально подходящее ИТ-решение.
В чем заключаются основные сложности вашей работы?
Наверное, это обоснование затрат. Традиционный вопрос руководителей бизнеса: если и так все работает, зачем что-то покупать? Найти подходящие аргументы, которые будут услышаны и поняты бизнесом, пожалуй, и есть самая большая трудность в работе. Не менее сложный момент для меня, как и для любого руководителя, — необходимость расстаться с некоторыми членами команды ввиду различных причин. Но такое, к счастью, случается редко, хотя мне и приходилось с этим сталкиваться.
Вы довольно много времени проводите в клубе ИТ-директоров — что вам это дает?
Опубликовано 28.06.2017