36,6: интернет-аптека в облаке

Логотип компании
36,6: интернет-аптека в облаке
Примеров, когда фармацевтический ретейл успешно развивает онлайн-продажи, в России пока немного. Тем интереснее история аптечной сети 36,6: пережив сложный период трансформации, сеть не только стала крупнейшей в России, но и запустила e-commerce проект – интернет-аптеку...

Текст: Елена Богловская

Примеров, когда фармацевтический ретейл успешно развивает онлайн-продажи, в России пока немного. Тем интереснее история аптечной сети 36,6: пережив сложный период трансформации, сеть не только стала крупнейшей в России, но и запустила e-commerce проект – интернет-аптеку. Про облака, аутсорсинг, новые идеи по поддержке лояльности и развитию в регионах мы беседуем с директором по стратегическому развитию ПАО «Аптечная сеть 36,6» Андреем Орловым.

36,6: интернет-аптека в облаке. Рис. 1
Андрей Орлов

Почему вы решили инвестировать в развитие онлайн-продаж, ведь в аптечном сегменте очень высокая конкуренция и аптеки находятся буквально на каждом шагу?

Ответ кроется в самом вопросе: именно потому, что в ретейле серьезная конкуренция, нужно идти в онлайн. Приходится бороться за каждого покупателя, а ситуация на рынке сейчас такова, что все больше и больше людей переходят в онлайн, начинают свой поиск с интернета, ищут более удобные места, более выгодные цены. Отказ от возможности быть представленной в онлайне – это гигантская стратегическая ошибка для современной компании. Сейчас это один из важнейших элементов стратегии выживания. Тот, у кого нет онлайн-канала, рискует главным: будущим бизнеса.

Иметь хороший онлайн канал могут себе позволить только достаточно крупные компании.

Безусловно. Одна из особенностей отечественного фармрынка заключается в высокой степени региональной фрагментации игроков. Не везде конкурентное покрытие настолько жесткое, как, например, в Москве, и маленькие или средние региональные сети пока еще могут себе позволить на этом поле не играть. Но если смотреть на ситуацию совсем цинично, то время таких игроков сочтено, они будут поглощены более крупными игроками рынка – это вопрос времени. Наш опыт это подтверждает: группа «36,6» сегодня включает в себя 1765 торговых точек, работающих под брендами «36,6», ГОРЗДРАВ, A.V.E - Luxury, А5, Норма, Фармадар, «Старый лекарь» и др. Мы – крупнейший игрок фармретейла в России.

Какие интересные сервисы и возможности есть у вашей онлайн-аптеки, чего нет у конкурентов?

Мы играем на высококонкурентном поле, и для победы нужно иметь весомые преимущества. Но они настолько быстро повторяются другими игроками, что можно говорить только о каких-то тактических победах. В нашем случае речь скорее идет о подходе к ведению бизнеса: мы стремимся сделать все, чтобы клиент мог быстро найти нужный товар максимально удобным для него способом. И естественно стараемся подключить к этому наши программы лояльности – то, что многие конкуренты не делают. Это один из элементов нашей мультиканальной стратегии.

Вы решили отдать поддержку инфраструктуры своей онлайн-аптеки аутсорсинговому партнеру. С чем это связано?

У нас есть и собственные ресурсы, но именно из-за нашего размера мы не хотим решать некоторые задачи самостоятельно: есть вещи, которые аутсорсинговый партнер делает намного эффективнее, быстрее и иногда дешевле. Онлайн – это как раз хороший пример, когда соединяется несколько сторон: мы, как заказчики и владельцы бизнес-процесса, аутсорсинговый партнер, который прекрасно представляет возможности нашей онлайн-платформы и помогает нам ее развивать, ну и естественно подобные проекты часто удобнее размещать на аутсорсинговых площадках.

В 2017 году мы передали почти всю ИТ-инфраструктуру, включая поддержку нашей онлайн-площадки – интернет-аптеки 366.ru – на аутсорсинг «Сервионике» (ГК «АйТеко»). Наш партнер развернул ИТ-инфраструктуру аптечной сети в высокозащищенном дата-центре «ТрастИнфо» (Tier III) на платформе eCloud, предназначенной для масштабных, высоконагруженных проектов.  Аппаратная основа платформы - серверное оборудование HPE, многократно подтвердившее свою надежность и эффективность для проектов, связанных с высокими нагрузками. Это мощные двухпроцессорные Blade-серверы ProLiant, которые ИТ-профессионалы ценят и за высокую производительность и отказоустойчивость, за гибкие возможности настройки и сниженное энергопотребление (в среднем, на 15-25%). Для нас важно, что наш аутсорсинговый партнер использует такое оборудование в своем ЦОДе, т.к. это определенный стандарт надежности при высоких нагрузках.

На eCloud развернута высоконагруженная аналитическая система 36,6, позволяющая получать и использовать для принятия решений актуальную информацию по многим бизнес-параметрам: поставкам, продажам, загруженности точек продаж, запросам клиентов и различным маркетинговым акциям. У бизнес-подразделений и руководства в любое время есть актуальная информация для оперативной аналитики из облака.

Есть ли аналогичные проекты в Вашем сегменте? Российские или зарубежные?

Если говорить только про интернет-коммерцию, то все наши конкуренты известны, но бизнес-модель у всех разная. Отечественный фармретейл в силу своей зарегулированности развивается несколько другими путями, нежели обычный. Для решения, казалось бы, типовых задач – например, переход в онлайн – используются методы и подходы, которые в другой отрасли выглядели бы несколько авантюрными. В первую очередь, это активное использование собственных разработок. Многие игроки фармрынка транслируют в онлайн собственный опыт, минимально привлекая сторонние компетенции.

Как вы выбирали аутсорсингового партнера? Какие критерии учитывались в первую очередь?

Используемая нами платформа электронной коммерции диктует и партнеров. Нам в первую очередь был важен отраслевой опыт.

Расскажите о нормативах устранения сбоев по SLA в случае с онлайн-аптекой и другими ИТ-сервисами вашей компании.

Есть внутренние нормативы, которые периодически меняются. Не будем забывать, что нашей собственной интернет-аптеке не исполнилось и года, она развивается очень динамично и опыт, который мы получили на старте, уже нерелевантен. Если же говорить о втором уровне SLA (готовность инфраструктуры и ее доступность), который обеспечивается аутсорсинговым партнером, то тут все прозрачно и понятно. В данном случае перед нами отвечает аутсорсинговый партнер, и параметры, которые мы запрашиваем, достигаются и управляемы. Здесь никто не изобретает велосипед. Обычно требования к доступности начинаются от цифры 99, 97%. Это достаточно высокие цифры, но в мире аутсорсинга они не считаются самыми высокими. Нужно стремиться к даунтайму, равному 0.

Что в конечном итоге получили бизнес и ИТ в результате перевода онлайн-продаж и других ИТ-сервисов в облако и в аутсорсинговый ЦОД?

Теперь у нас нет головной боли, связанной с обслуживанием аппаратных частей нашей инфраструктуры. От «Сервионики» мы получаем необходимые вычислительные мощности, поддержку бесперебойной работы ИТ-систем. Аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры, включая переход в облако, позволил нам значительно оптимизировать расходы, отказаться от сложного комплекса ИТ-систем на платформах разных вендоров, максимально упростил масштабирование различных технических решений в сети и управление ресурсами. В случае необходимости переключиться на резервные мощности можно в считаные минуты, а более серьезные изменения в конфигурации вносятся специалистами «Сервионики» в течение трех рабочих дней. Нам самим для этого потребовалось бы нескольких недель, учитывая сроки закупки и поставки оборудования.

Какие риски возникали в ходе проекта и как они были преодолены?

Риски стандартны для любой миграции в облако. Знания и навыки, которые мы применяли при управлении собственной физической инфраструктурой, продолжают работать, но немного трансформируются, потому что мы начинаем оперировать уже не физическими параметрами, а виртуальными. Мы покупаем не сервер с каким-то количеством процессоров, объемом памяти, а сервис, который выполняет определенную задачу.

Какие преобразования потребовались в 36,6 в связи с переходом к аутсорсингу и выстраиванием облачной ИТ-инфраструктуры? Был ли у компании опыт таких проектов?

Я не могу сказать, что потребовались какие-то существенные преобразования. Сейчас вещи, связанные с переходом на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, уже более-менее сложились: есть стандарты обслуживания, эти услуги стали популярными и действительно стабильными за последние годы. Наш бизнес состоит из сегментов, каждый из которых можно рассматривать отдельно и решать, будет ли здесь эффективен аутсорсинг, стоит ли переходить в облако, либо принципиально оставлять на своей стороне. Это вопрос взвешивания рисков, бюджетов и тех целей, которые мы перед собой ставим.

Опубликовано 08.03.2018