5 советов, как не ошибиться при выборе IaaS-провайдера
Как вывести на чистую воду облачного провайдера, обещающего золотые горы клиенту и как узнать, золотые ли они на самом деле? Сегодня, в силу огромной популярности облачных сервисов, на рынок облачных услуг, помимо ныне присутствующих копаний, выходят новые игроки, желающие занять нишу в столь привлекательном бизнесе. И даже мелкий провайдер готов заманить к себе как можно больше клиентов, зачастую беря количеством, но забывая про качество. И сколько таких примеров, когда клиент решает использовать облако для важного проекта, но получает сюрприз в виде нестабильно работающего сервиса. А ведь этого можно избежать, главное знать, как правильно действовать.
Доверяй, но проверяй – верно ли это утверждение при выборе облачного провайдера?
Безусловно, да. Слепо верить красивым маркетинговым словам с сайта поставщика не стоит. Важно попробовать облако на вкус, проведя заранее своего рода тест-драйв, ведь даже покупку нового авто вы вряд ли будете делать, полагаясь только на картинку. Тем не менее не всегда при тестировании облака, клиент знает, как эффективно проверить его работу и на что обратить внимание. Хотя крайне важно убедиться, что сервис отвечает функциональным требованиям, а уровень надежности и производительности инфраструктуры соответствует заявленным показателям. Ведь в случае использования поставщиком некачественного железа, обещанные красивые «девятки» в SLA, при выходе из строя оборудования, могут превратиться в мыльный пузырь. Но это лишь вершина айсберга на фоне возможных факапов отдельно взятых провайдеров. Как не стать жертвой обстоятельств и выбрать действительно надежного облачного поставщика? Придерживайтесь наших советов и удача обязательно будет на вашей стороне!
Совет 1. Относитесь ко всем компонентам облака с особой внимательностью
Вопрос выбора облачного провайдера для компании без опыта работы с облаком – непростая задача. Чрезмерное количество предложений, разнообразие услуг, пестрые заголовки и обещания усложняют выбор. Если в какой-то момент вы почувствовали, что «поплыли» и ситуация с принятием решения лишь усугубляется, самое время остановиться, подумать и уделить внимание характеристикам облака. Важно задать провайдеру правильные вопросы, и не менее важно получить взамен исчерпывающие ответы. Например, уточните время доступности сервисов, убедитесь в гарантированности производительности и возможностях масштабирования, поинтересуйтесь, какое оборудование использует поставщик. Сценарий, когда инфраструктура провайдера построена на базе лучших в своем классе решений от лидеров рынка (NetApp, Cisco, Dell, Juniper), не имеет единой точки отказа и позволяет гарантировать самый высокий в отрасли коэффициент доступности услуг является идеальным.
Совет 2. Обратите внимание на характеристики дата-центров, в которых размещается облачная инфраструктура провайдера
Этот совет является довольно важным и существует несколько причин, по которым им не стоит пренебрегать. Во-первых, клиент имеет полное право знать где и как хранится информация компании, во-вторых, цифровой фундамент для облака должен быть нерушимым. В этом конкретном случае мы говорим не о надежности оборудования, которое, безусловно, нельзя исключать, а о надежности дата-центра в целом. К сожалению, далеко не каждый коммерческий ЦОД может похвастать прохождением независимого аудита и получением сертификации по классу надежности, ведь гораздо проще присвоить желаемый уровень отказоустойчивости «авансом» либо вовсе остановится на внутренней сертификации, а дальше, как пойдет. Но чтобы инфраструктура не подвела, облако должно размещаться в действительно надежном ЦОД, проверку которого можно довольно легко организовать. Причем для этого не нужно привлекать сторонних экспертов или самостоятельно проверять компоненты систем инженерного обеспечения и их согласованной работы. Достаточно запросить у ЦОД сертификат, в идеале это должен быть сертификат UTI Operational Sustainability, подтверждающий не только надежность дата-центра, но и серьезность его владельца в части развития бизнеса.
Совет 3. Убедитесь, что облачный провайдер обладает необходимыми компетенциями
Сертификаты и статусы для провайдеров придумали не просто так, многие из них дают возможность оказывать определенные услуги, повышают значимость и ценность компании, подтверждают глубокие знания по конкретной технологии или группе продуктов, свидетельствуют о высокой экспертизе и дают уверенность клиентам, что поставщику можно доверять. Но, нередки случаи, когда в погоне за клиентом, провайдер пытается выдать желаемое за действительное, выставляя сертификаты, явным образом не дотягивающие до необходимого уровня оказания услуг. В таком случае сервис не может быть оказан в полном объеме, отчего в результате снова пострадает клиент. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, еще до начала использования услуги, поинтересуйтесь, какими компетенциями обладает поставщик и обратите внимание на даты сертификатов, ведь многие из них имеют сроки давности. Чтобы было проще ориентироваться, приведем несколько примеров, по которым несложно понять, какие услуги, в зависимости от статуса и сертификата, может предоставлять облачный провайдер:
-
Статус VMware Enterprise Solution Provider позволяет предлагать полный комплекс услуг по виртуализации ИТ-инфраструктуры с использованием решений VMware.
-
Статус Cisco Cloud and Managed Services Advanced Partner (провайдер облачных и управляемых сервисов) позволяет предлагать сервисы, отвечающие высоким требованиям Cisco в части архитектуры решения и организации бизнес-процессов.
-
Статус PCI DSS Managed Service Provider (поставщик услуг управляемых сервисов) дает право оказывать услуги по физическому размещению и аренде оборудования, включая аренду виртуальной инфраструктуры в модели IaaS, ее управлению и администрированию. Информацию об этом следует искать в границах предоставления услуг, прописанных в сертификате соответствия. Если эти границы обозначены иначе, например содержат Hardware hosting in the data center (размещение оборудования в машинных залах ЦОД), то провайдер имеет право предлагать услугу, ограничиваясь форматом PCI DSS Co-location.
Совет 4. Убедитесь в наличии у провайдера квалифицированной службы технической поддержки
Служба технической поддержки провайдера – критичное звено облачного бизнеса, без которой поставщик не сможет должным образом обеспечить сопровождение облачной инфраструктуры. Поэтому крайне важно убедиться, что техподдержка соответствует минимальным требованиям:
-
Обеспечивается круглосуточная доступность по всем каналам в режиме 24-7-365.
-
Прием заявок производится всеми доступными способами, включая телефонные обращения, электронную почту и веб.
-
Обеспечивается контроль и соблюдение таких метрик, как время реакции на обращение, максимальное время решения типового запроса, максимальное время решения инцидента.
-
Производятся оповещения об инцидентах, их решении и проведении любых регламентных работ.
Совет 5. Внимательно изучите SLA
Напомним, что SLA – это своего рода договор между провайдером и заказчиком, гарантийный талон на услугу, по которому сторона-исполнитель обязуется предоставлять определенный уровень качества оказания сервиса. Важно, чтобы все типовые запросы на обслуживание были формализованы в описании услуги и имели целевые параметры времени решения, зафиксированные в документе. Для нетиповых запросов на обслуживание необходимо определить фиксированные сроки, в течение которых определяется плановое время решения.
Важно понимать, что облачный провайдер несет финансовую ответственность за нарушение параметров SLA, поэтому при заключении договора с поставщиком, внимательно изучите все прописанные пункты. Убедитесь, что в соглашении зафиксированы стоимость, количественные и качественные характеристики оказываемой услуги, такие как конфигурация, доступность услуги, время реакции на обращения клиента, ограничения предоставляемого обслуживания, отчетность и так далее. Кроме того, провайдер должен быть готов обсуждать индивидуальные параметры качества – помните об этом пункте и не упустите возможность обговорить этот вопрос на начальном этапе.
Надеемся, что озвученные советы помогут упростить задачу поиска облачного IaaS-провайдера. А если возникнет желание подойти к вопросу более основательно, разобраться с терминами и определениями, тогда книга «IaaS для бизнеса по кирпичикам» вам в помощь. И удачи в выборе!
Опубликовано 04.07.2018