Коренные жители цифрового мира и цифровые эмигранты

Логотип компании
Коренные жители цифрового мира и цифровые эмигранты
Они родились со смартфоном в зубах и «Гуглом» в мыслях. Они не представляют свою жизнь без мобильных устройств, компьютеров, социальных сетей и Интернета.

Поколения бэби-бумеров, X, Y, Z: отношения с информацией

Цифровые аборигены, или цифровые туземцы, поколение Z – так называют людей, родившихся после 1990 года и вступивших в новое тысячелетие детьми. Они родились со смартфоном в зубах и «Гуглом» в мыслях. Они не представляют свою жизнь без мобильных устройств, компьютеров, социальных сетей и Интернета. Информационные технологии для них естественное продолжение собственных возможностей. Люди этого поколения привыкли иметь доступ к любой нужной им информации, в любое время и из любой точки света. Они пользуются знаниями, накопленными человечеством, для решения разнообразных повседневных задач – от покупки пиццы до признания в любви.

Именно отношение к информации определяет основное отличие поколения Z от предыдущих поколений – бэби бумеров, X и Y.

Теория, предложенная Уильям Штраусом и Нейлом Хоувом в конце прошлого века, определяет характерные черты поколений. К поколению они отнесли людей, рожденных в период примерно равный 20 годам. Среди тех, кто сейчас живет на Земле и работает с информацией, принято выделять четыре поколения, приведенные в таблице 1.

 

Наименование поколения

Год рождения

Важнейшие события

Характеристики

Бэби-бумеры (наименования связано с послевоенным всплеском рождаемости)

1944–1963

Окончание Второй мировой войны, советская оттепель, покорение космоса, СССР – мировая супердержава, холодная война, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, рок-музыка

Подъем

Оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости, уважение любознательности

Поколение X (потерянное, или неизвестное поколение, «дети с ключом на шее»)

1964–1983

Продолжение холодной войны, перестройка, наркотики, война в Афганистане, большая самостоятельность в детстве, многие росли в неполных семьях

Пробуждение

Готовность к изменениям, умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, равноправие полов

Поколение Y, или поколение Миллениума («осеннее поколение», «поколение большого пальца» – за способность набирать СМС пальцем одной руки)

1984–2003

Распад СССР, теракты и военные конфликты (чеченские кампании), эпидемии (например, атипичная пневмония), развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет

Спад

 

Легко общаются в сети, но трудно – в реале, наивность, гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом скептицизм и неумение подчиняться, потребность в постоянных положительных эмоциях и немедленном вознаграждении

Поколение Z («цифровой человек»)

2004–2023

Цифровая трансформация общества и бизнеса, смартфоны, виртуальная реальность, искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей

Кризис

 

Интерес к науке и ИТ, стремление к здоровому образу жизни и продлению активности, индивидуализм

Таблица 1. Послевоенные поколения и их характерные черты


Поколение бэби-бумеров стало первым поколением, работающим с персональными компьютерами. Многие из них так и не смогли освоить эту техническую новинку. И многие из не освоивших либо вовсе были выброшены из своих профессий, либо принуждены менять их на менее оплачиваемые и менее престижные.

Некоторые представители поколения X еще в детстве имели возможность увлечься компьютерными играми, и хотя они вполне способны обходиться без электронных устройств практически в любых ситуациях, обычно не боятся их использовать для решения самых различных задач. При этом если мы имеем в виду Россию, а точнее СССР, то домашние компьютеры для детей поколения Х были все же довольно дорогой игрушкой. А их родители, бэби-бумеры, зачастую даже имея такую возможность, не покупали ПК из боязни нанести любимому чаду вред опасным и непредсказуемым устройством, способным поглотить все свободное время и заставляющим забыть об уроках и гулянье на свежем воздухе. А увидев впервые компьютер на работе, некоторые представители этого поколения все же считают его совершенно необязательным и не доверяют ему свои профессиональные функции.

Большая часть людей поколения Y, миллениалов, все же видела или хотя бы знала о компьютере еще с раннего детства. Поэтому ПК обычно не вызывает у них того отторжения, которым могут похвастаться бэби-бумеры и поколение X. Вряд ли хоть один из миллениалов не выскажет возмущения, если ему не позволят работать на компьютере и не обеспечат нужной для его деятельности информацией, как было в моем случае в 80-е годы прошлого века, когда ПК только появились. Однако люди поколения Y привыкли довольствоваться тем, что дают. Если нет или недостаточно информации, они примут решение, скорее всего, исходя из своего предыдущего опыта.

А вот поколение Z, или «цифровые» люди, как их еще называют, слишком избалованы доступностью информации и крайне негативно смотрят на любые ограничения и сбои в ее получении. То, что информация стала не просто доступной, а практически немедленно доступной в любое время, в любом месте и с любого устройства, привело к абсолютно иному отношению к ней. Как отмечают многие эксперты, это вызвало кардинальное изменение скорости и качества превращения информации в знание. «Цифровые» люди хорошо усвоили закон Спенсера, который гласит, что каждый может принять решение, располагая достаточной информацией; хороший руководитель способен принять решение, имея недостаточную информацию, и только идеальный руководитель способен принять решение, не зная абсолютно ничего. И они категорически отказываются принимать решения в отсутствие информации, справедливо полагая, что идеал в реальной жизни недостижим.

Интернет для них такой же неотъемлемый источник информации, как зрение, слух, осязание и обоняние. Без него люди поколения Z зачастую становятся совершенно беспомощными.

 
Обучение

Из этого следует, что поколение Z надо обучать совершенно по-новому. «Цифровые» люди могут почерпнуть любую информацию из Интернета, поэтому традиционная роль педагога, который вкладывает (а иногда и вдалбливает) в их головы знания, непоправимо устарела.

Вы хотите возразить, что Интернет – это большая помойка, в которой действительно ценные знания не менее редки и трудно извлекаемы, чем золото на приисках? Но боюсь, что современный ученик или студент скорее обратится к Интернету и поверит ему, чем будет вдумываться в объяснения учителя. Что, впрочем, подкрепляется не только моим практическим опытом, но и опытом моих друзей и коллег. Из ответов на контрольных, зачетах и экзаменах моих студентов, почерпнутых ими в Интернете, вполне можно собрать несколько номеров юмористического журнала под названием, например, «Нарочно не придумаешь» или «Крокодил ИТ».

Мне кажется, студенты просто идут на поводу у своего инстинкта (впитанного, можно сказать, с молоком матери, представительницы поколения Y) – набрать строку в поисковике и выбрать из ответов наиболее подходящий. Хотя критерии отбора бывают просто удивительны. Да и к поисковикам, даже к лучшим из них, у меня, честно говоря, есть большие претензии. Все мы знаем, как влияет реклама на последовательность ответов, выплевываемых «Яндексом» или «Гуглом». Могучая длань SEO1, не менее мощная, чем сходная по звучанию другая аббревиатура CEO2, довлеет над работой поисковых программ. Получив миллион ответов, трудно оценить их качество и выбрать нужный. Особенно если о предмете не имеешь ни малейшего представления. Как дальше будет развиваться система управления всеобщим знанием, предоставляемая через Интернет, – вопрос сложный и неоднозначный. И решать его придется именно поколению Z, хотя, похоже, они об этом пока не догадываются.

Поколение Z учили и продолжают учить «цифровые» туземцы – те, кто зачастую с подозрением относится к компьютерам и обрабатываемой ими информации (часто это бэби-бумеры). Во многих учебных заведениях компьютер остается только одним из возможных инструментов обучения, наряду с флипчартами и обычными, известными несколько веков досками и мелками. И далеко не самым популярным. Вы возразите, что консерватизм системы образования совсем не новость. Она естественно отстает от развития технологий, ведь от момента появления чего-то нового должно пройти время вывода этого нового на рынок, в массовое использование. И только тогда появится слой преподавателей, и, соответственно, можно будет обучать новым технологиям.

Но сейчас ситуация с образованием намного серьезнее, чем естественный консерватизм образовательной системы. Потому что «цифровые» эмигранты пытаются учить «цифровых» аборигенов, причем заведомо устаревшими и неэффективными методами. Если вспомнить историю, то они предлагают стекляшки и ракушки тем, кто давно освоил электричество и огнестрельное оружие. Современные студенты прекрасно понимают, что все, о чем нудно повествуют профессора, они легко обнаружат в Интернете. Причем смогут выбрать ту форму освоения знаний, которая им удобна. Именно поэтому современные студенты не ходят на лекции, предпочитают сдавать экзамены за деньги и не особенно заморачиваются посещением занятий и выполнением домашних заданий. Они учатся самостоятельно, если хотят учиться. А в образовательные учреждения приходят либо за корочкой, либо по принуждению родителей, либо, чтобы продлить беспечные годы детства.

Налицо разрыв между потребностями и возможностями обучения. И первые все дальше уходят от вторых. Робкие попытки создания профстандартов, как формализации потребностей общества и бизнеса, и привязки их к образовательным стандартам слишком медленны и не успевают за теми потребностями, которые диктует цифровизация.

Получается, что единственная явственно различимая роль педагога – быть проводником в непростом пространстве Интернета: взять за руку студента и, словно Вергилий, провести его сквозь все заблуждения, предрассудки и опасности, подстерегающие на пути извлечения крупиц знаний из огромных массивов руды данных. И конечно, есть вероятность стать Сусаниным и привести студента в тупик, отвратить от предмета и даже от будущей профессии.

В этом смысле могу поделиться опытом преподавания цифровой трансформации студентам, которые учились на направлении «Менеджмент» на четвертом курсе бакалавриата. Ребята не очень представляли себе область ИТ. А точнее, она сводилась у них к информатике, с разной степенью грамотности преподаваемой в школе и в университете. Поэтому погружаться в технические тонкости облачных технологий, искусственного интеллекта, больших данных и «Интернета вещей» не представлялось возможным. Во-первых, меня бы не поняли, во-вторых, большой вопрос, насколько это надо будущим менеджерам. Я-то уверена, что основы технологий им нужны и они вполне в силах это понять, а вот сами будущие менеджеры придерживаются, к сожалению, противоположного мнения. Как сказала мне одна девочка: «А моя мама (у которой было несколько парикмахерских) считает, что ИТ ей совсем не нужны». Ну что тут скажешь? Мама-то еще из поколения X. Я так и ответила: «Твоя мама, может, и без них проживет, а вот ты не сможешь».

Итак, бакалавры готовили презентации по основным направлениям цифровой трансформации, перечисленным выше, рассказывали про использование технологий в одной из выбранных отраслей. И в их выступлениях мы и выявляли заблуждения/предрассудки и учились отделять зерна информации от плевел недостоверных данных.

Специалисты в области обучения предсказывают:

  • Создание комплексных курсов и программ, сочетающих самостоятельное обучение студентов с помощью дистанционных курсов и Интернета с проведением очных сессий с учителем, на которых выявляются пробелы и ошибки и уточняется направление обучения студента.

  • Разработку индивидуальных обучающих программ для каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей на основе тестов, измерения показателей усвоения материала, внимания и здоровья.

  • Формирование комплексных образовательных программ, рассчитанных на всю жизнь человека, потому что уже понятно: учиться поколению Z придется всю активную жизнь, так как технологии и мир вокруг нас развиваются столь стремительно, что в противном случае, люди поколения Z рано окажутся выброшены из активной жизни.

Все это можно назвать переворотом традиционной системы обучения. И чем раньше мы это поймем и к нему приступим, тем будет лучше для всех.


Работа

Не успеем оглянуться, как поколение Z закончит обучение и придет на предприятия. И, по оценкам социологов, они захотят изменить мир и уверены, что это им по силам. «Цифровые» аборигены надеются, что их воспринимают всерьез, и на все имеют свою точку зрения. Они намерены отстаивать свое право на естественное получение любой информации, причем того качества и в той форме, которая им нужна. Для них условны любые границы и необоснованные запреты.

Это поколение не зациклено на расовых и гендерных различиях. Оно более гибкое и толерантное, чем поколение миллениума или Y. Оно не представляет свою жизнь без информационных технологий, которыми пользуется как естественным продолжением своего организма.

Очевидно, что, приходя на работу и выполняя свои профессиональные обязанности, они также захотят использовать всю имеющуюся в Интернете информацию и потребуют этого от своих работодателей.

А готовы ли к этому работодатели и ИТ, которые функционируют на предприятиях?

Тут все плохо, причем как с качеством программных систем, так и с сервисом по поддержке пользователей и эксплуатации этих систем.

Первая загадка, которую я не могу для себя решить, заключается в отвратительном качестве программных систем. При этом еще в 90-е годы прошлого века, когда я со своими коллегами занималась автоматизацией нефтеперерабатывающих заводов, программные системы АСУТП3 работали вполне надежно. Почему почти за 30 лет эти технологии не распространились на другие программные системы, непонятно.

Вторая неразрешимая загадка – почему, если ITIL, вполне четко определяющий, что и как надо сделать, чтобы ИТ на предприятии работали хотя бы на твердую троечку, пришел в Россию еще в 90-е годы прошлого века, службы поддержки все еще работают даже не на двойку, а на оценку, которую я для себя считаю отрицательной. Знак минус я ставлю потому, что такие, с позволения сказать, ИТ отталкивают от них руководителей, специалистов и сотрудников компаний, которые из двух несомненных зол: 1) мучиться с плохо работающим оборудованием и программами и 2) обходиться без насущно необходимой информации, выбирают второе. Но это верно, только когда мы говорим о поколениях X и Y. А вот насчет приходящего на производство, в банки и офисы поколения Z такого сказать нельзя: они совершенно точно не согласятся терпеть такую ситуацию.

Кроме того, что, как я писала выше, они не привыкли обходиться без своевременной и качественной информации, есть и еще одно соображение. Если при отсутствии информации принято принимать решения на основании прошлого опыта, то в современном мире, когда изменения участились и затрагивают иногда основы деятельности, это практически невозможно и даже вредно. Действительно, если какой-то руководитель принял управленческое решение два месяца назад и оно оказалось удачным, то, повторив это решение сегодня, он с высокой степенью вероятности попадет впросак. Потому что не только компания, но и окружающей ее мир за эти два месяца уже могли кардинально измениться. Так что без свежей информации о том, что происходит сейчас, сию минуту, принять правильное решение становится практически невозможно.

Итак, коренные жители цифрового мира не могут и не хотят жить в тех условиях, которые им можем предложить мы, «цифровые эмигранты, представители поколения бэби-бумеров, X и Y. Как вы думаете, это не революционная ситуация? 


1 - SEO – Search Engines Optimization.

2 - CEO – Chief Executive Officer.

3 - АСУ ТП – Автоматизированные систему управления технологическими процессами.

Опубликовано 19.09.2019

Похожие статьи