Зачем вузу онлайн?

Логотип компании
Зачем вузу онлайн?
Одиннадцать причин выйти из аудиторий и рассказать о себе миру

Экстренный выход в онлайн в связи с пандемией показал, что в XXI веке недостаточно выложить на YouTube запись лекции. Такую коммуникацию можно отнести к просвещению или PR, но назвать эффективным обучением нельзя, это неэффективное обучение. Ясно, что российским университетам и ректорам надо инвестировать в современные методы с продуманной методологией и удобством учебных платформ. Инфраструктура онлайн-образования сейчас разрастается и эволюционирует. Это происходит и естественным образом, и под влиянием внешних факторов, включая государственные программы поддержки. Противопоставление фундаментального очного и «‎поверхностного» онлайн-образования фигурирует все реже. Вузы начинают двигаться к созданию контента, благодаря которому люди будут учиться и получать настоящие знания. Растет и количество других причин, по которым вуз стремится в интернет-пространство. И декларируемые, и скрываемые от публики, почти все они отвечают за решение задачи востребованности. Разберемся с самыми основными сценариями внедрения: формально можно выделить те, что в большей степени ориентированы вовне, и те, которые решают внутренние задачи вуза. Но, работая разнонаправленно, они остаются связанными и взаимно влияют на результаты.

Для решения «внешних» задач

Репутация

Выход вуза на онлайн-аудиторию становится определенным маркером, демонстрирующим уровень цифровой трансформации, а значит, определенную степень современности, гибкости, открытости. Само создание специального курса — дело трудоемкое и дорогое, его наличие повышает статус заведения. Разумеется, университет хочет, чтобы и потенциальные студенты, и преподаватели, и научное сообщество знало о «‎крутости‎» и возможностях вуза. Кроме того, наличие онлайн-платформы повышает позиции в общевузовском рейтинге как внутри страны, так и на международной образовательной арене. Интересно, что даже включение в образовательный процесс «‎не собственных» курсов все равно работает.

Расширение и сохранение аудитории

Спрос на образование продолжает расти — почти любой человек становится потенциальным студентом, потому что современные изменения в сфере труда требуют постоянного профессионального роста, повышения квалификации и переподготовки. Онлайн позволяет делать это на протяжении всей жизни, без отрыва от производства, по узкой специализации и т. п.

Развитая мобильность выпускников и ЕГЭ вынуждают региональные университеты вести борьбу за аудиторию: онлайн-обучение, в том числе с зарубежными преподавателями по привлекательным направлениям, способно в какой-то мере остановить отток талантливых абитуриентов из регионов в вузы столиц.

Привлечение узкопрофильных специалистов

Речь о создании воронки для поиска эксперта для научного направления деятельности вуза. Как это работает: университет создает и собирает курс и слушателей по интересующему направлению. Внимательно рассматривая соискателей, активно включающихся в практическую и исследовательскую деятельность, выбираем тех, кто устраивает нас по определенным параметрам. Вопрос о рентабельности такого способа поиска специалиста снимается, когда мы понимаем, что речь идет о мировых учебных заведениях с сильнейшими научными направлениями. Этот сценарий встречается в России не так часто, но он вполне реален в будущем, например, с программой «Приоритет-2030», которая выделяет значительные средства для вузов страны именно для того, чтобы вывести наше образование на иной уровень.

Развитие центров компетенции

Центры превосходства и компетенции — одна из форм организации научно-образовательного процесса. Они нужны для обеспечения мирового качества научного и/или инновационного продукта. Такие центры на базе лабораторий могут организовывать вебинары, узкопрофильные практикумы, тренинги с целью интенсивного обмена знаниями и для позиционировании в своей отрасли как эксперта, способного выполнить любые расчеты в заданном направлении. В них может сформироваться устойчивая связь между наукой и производством: теории будут подтверждены на реальных данных, а настоящие производства воспользуются инновационными продуктами вуза. Становясь экспертом не только в научном, но и практическом смысле, вуз работает на свою репутацию.

Возможность заработать

Желание вуза привлечь внебюджетное финансирование понятно. Но выпуском одного массового курса этого добиться почти невозможно. Вузы, которые включаются в реальную гонку за внебюджетное финансирование, создают много курсов, специализаций и магистерских онлайн-программ. Успешность такой стратегии показывают «Вышка», Физтех и ТГУ. Лидирует здесь «Вышка»: они добились результатов не только на российской, но и международной образовательной арене. Кроме роста количества программ, можно создавать и предлагать дополнительные услуги помимо этих курсов. Например, регулярные семинары с прикладными задачами, где слушатели не только получают ответы на возникшие вопросы, но и конвертируются в лидов. Основой привлечения финансов могут стать онлайн-аспирантуры и программы ДПО.

Для внутренних задач

Если внешние задачи решаются с помощью как собственных программ, так и приобретенных, то для решения внутренних можно обойтись вообще без собственных курсов и активно использовать лицензированные со стороны, как, например, Coursera или любые крупные мировые вузы.

Мотивация талантов

Создавая условия для углубленного изучения предмета, вуз привлекает студентов, стремящихся к большему. Это может выглядеть как дополнительные курсы к основному потоку, участие в котором, скажем, необходимо заслужить хорошей учебой. Возможна и полная замена массового курса на онлайн-курс повышенной сложности для самых замотивированных студентов. Это может быть полностью внешний курс или гибридный вариант, где контент предоставляется извне, а оценка происходит вместе с основными преподавателями вуза.

Массовые компетенции

Существуют предметы, знания по которым университет обязан передать всему потоку студентов всех факультетов. Например, «‎Формирование цифровых компетенций‎» необходимы и биологу, и филологу. Помимо единого курса с «‎ликбезом‎», можно подобрать специализированные, с учетом факультетов: экономистам с упором на «‎анализ данных‎», а математикам с углубленным изучением «‎языков программирования» и т. п.

Сетевые и онлайн-магистратуры

Быстрое создание новых магистратур, которые смогут повысить привлекательность университета даже при недостатке экспертизы в самом вузе — реально! Топовый контент по интересующим направлениям вуз может приобрести и лицензировать самостоятельно или обратиться в специальные организации, которые не только подбирают необходимые дисциплины для нужных компетенций, но и проводят подготовку преподавательского состава.

Обучение на английском языке

Развитие полноценной магистратуры на английском языке, включая вариативные дисциплины, может быть очень затратным: существует недостаток качественного контента, не хватает преподавателей. Разумный и эффективный выход — работа онлайн, в малых группах, с приобретенным лицензированным контентом.

Организация ДПО, в том числе поверх основной программы

Активно работающие программы ДПО делают вуз лидером в подготовке специалистов определенного направления. Программы могут работать для внутренних и внешних студентов. Чтобы обеспечить максимально возможный охват, современные вузы постоянно увеличивают количество возможных спецкурсов. Обеспечить каждый из них качественным контентом только силами вуза возможно, но и сложно. Решение: легальное лицензирование массового онлайн-курса другого вуза (включая зарубежные) + разработка поверх него программы сдачи экзаменов и проверки знаний = свой курс ДПО.

Повышение квалификации ППС

Вуз обязан предоставлять возможность дополнительного образования для своего педсостава не реже раза в три года. Однако по некоторым направлениям новые данные и компетенции включаются в массовые курсы для студентов еще чаще. Онлайн-ДПО для ППС может быть выходом. Кроме того, внедряя онлайн- или гибридное (офлайн + онлайн) обучение для своих студентов и магистрантов, университет должен повышать уровень цифровых компетенций и для преподавателей, которые будут курировать эти курсы или даже создавать их. Низкое доверие к чужому контенту, свойственное педагогам российских вузов, также снижается, когда они проходят массовые онлайн-курсы по своим/смежным дисциплинам от мировых вузов. Это можно реализовать, просто передавая лицензию от студентов преподавателю на летний период.

 

 


Опубликовано 29.11.2021

Похожие статьи