Цифровая зрелость РСО: вчера, сегодня, завтра

Логотип компании
Как сейчас обстоят дела с цифрой в ресурсоснабжающих организациях и какие инструменты помогут улучшить ситуацию.

В конце прошлого года Распоряжением Правительства РФ было утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года. А уже нынешней весной, 11 мая, состоялось утверждение нового стандарта «Умного города», в который вошли 18 тематических блоков, среди которых строительство и ЖКХ. Согласно стандарту цифровой зрелости РСО Минстроя, государство позволит всем предприятиям сформировать план дальнейшей трансформации. Руководитель направления Виктор Рубежной и Алексей Цыплов, начальник управления цифровизации производства компании «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР), являющейся одновременно предприятием РСО и ИТ-компанией, рассказали о том, как сейчас обстоят дела с цифрой в ресурсоснабжающих организациях и какие инструменты помогут улучшить ситуацию.

Строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство еще недавно были одними из самых консервативных. Однако в последнее время их цифровизации уделяется большое внимание. Расскажите о текущем состоянии РСО и рыночных перспективах.

Виктор Рубежной: Среди основных сложностей – износ сетей и невозможность решить текущие проблемы только за счет увеличения тарифов. У РСО есть внутренние резервы для повышения внутренней эффективности за счет внедрения цифровых продуктов. Крупные водоканалы давно занимаются цифровизацией, но сейчас на первый план вышли два ключевых фактора. Первый – необходимость замены иностранных решений отечественными, второй – использование множества продуктов разных вендоров. Например, иностранная SCADA соседствует с решением по управлению основными бизнес-процессами предприятия, авторы которого уже ушли с рынка. То есть компании сталкиваются с проблемой поиска платформенных решений, которые можно использовать хотя бы в течение трех – пяти лет тарифного регулирования. Все проекты цифровизации РСО – это не только внедрение программных продуктов, это еще и проектирование, стройка, установка датчиков и контроллеров, то есть то, что подразумевает длительные сроки. Поэтому важно найти партнера, который сможет обеспечить необходимое количество функционала в рамках единой платформы и не исчезнет в обозримом будущем.

Как «цифра» может изменить ситуацию?

Алексей Цыплов: Мы занимаемся не только эксплуатацией или внедрением цифровых решений, но еще привлекаем и инвестируем в модернизацию объектов, а также можем провести аудит и консалтинг по цифровизации. Концессионным предприятиям «цифра» может помочь при составлении плана модернизации их инфраструктур, для того чтобы инвестиции компании были точечными, эффективными и контролируемыми. Например, при реконструкции насосных станций, центральных тепловых пунктов, котельных можно определить, нужна ли она вообще и если нужна, то какие технологические параметры должен иметь объект после реконструкции, чтобы обеспечить необходимое качество тепловодоснабжения и энергоэффективность. Иногда из-за неправильного подбора режимов, ошибок в программировании автоматики дорогостоящее оборудование простаивает или работает неэффективно. То есть объект не приносит инвестору никакой пользы. Наши решения позволяют выявлять эти проблемы даже после модернизации. Но мы рекомендуем проводить цифровизацию до каких-то серьезных изменений, потому что она позволяет зафиксировать базовые показатели и посмотреть динамику после организационных и технических мероприятий. Кроме того, «цифра» дает комплексный подход, позволяет вывести из эксплуатации старые объекты и вместо них реконструировать те, что будут более энергоэффективными.

В. Р.: Мы перед каждым внедрением делаем технико-экономическое обоснование, показывая заказчику каким образом можно достичь нужных результатов в проекте и при этом избежать дополнительных расходов, кроме затрат на цифровизацию. Кроме того, есть важная проблема, связанная с включением затрат на цифровизацию в инвестпрограмму. Дело в том, что, согласно нормативным актам, тарифы формируются по принципу «затраты+» и эффект от цифры через три года будет исключен из утвержденных затрат для расчета тарифа. Но когда окупаемость проекта семь-восемь лет, как это происходит в ЖКХ, то, если через три года «забрать эффект», проект через инвестпрограмму реализовывать уже бессмысленно. Это объясняет, почему на сегодняшний день уровень цифровизации в РСО остается очень низким. Мы стараемся решить отраслевую проблему, и надеюсь, что в скором времени у нас получится.

Почему, даже если «цифра» есть на предприятии, она зачастую не работает или работает не так, как хотелось бы?

А. Ц.: Я думаю, эта ситуация сложилась из-за того, что у нас не было четких регламентов, правил и стандартов по цифровизации отрасли РСО. Для того чтобы цифровизация прошла успешно, нужен в первую очередь директор по цифровой трансформации с соответствующими компетенциями. Необходима также концепция трансформации, нужна рабочая документация и определенный набор внедренных цифровых решений, направленных в первую очередь на повышение эффективности предприятия. В ходе проектов часто меняются организации, подходы и требования. В результате через 10–15 лет даже на крупных водоканалах возникает зоопарк разнородных ИТ-решений и они тратят огромные деньги на аудит своих информационных систем. Это относится не только к РСО, но и к любым российским компаниям. Поэтому, повторяю, нужны методические стандарты цифровой зрелости, чтобы сотрудники понимали, зачем нужно то или иное мероприятие при цифровой трансформации, а также выполняли перечень обязательных организационных мероприятий, без которых цифра будет неэффективна.

Как на будущее рынка повлияет уход из России иностранных производителей? Например, в мире существует очень мало хороших BIM-систем и, пока российские девелоперы ищут замену, что происходит в РСО?

В. Р.: Действительно, с отечественными BIM-системами для управления производственными процессами в крупной промышленности, машиностроении существуют большие проблемы. Но, например, Мосводоканал самостоятельно написал полный аналог функционала системы, которую использовал ранее. И я уверен, что после пилотного запуска он заработает. Мы тоже поставили себе задачу создать заменитель высоконагруженных информационных систем. Активно ведется разработка и уже пошли первые внедрения. Кстати, такую систему можно реализовать за счет набора российских продуктов на виртуальных серверах, разделив нагрузку и просто подойдя к этому творчески, с учетом имеющегося опыта. Это, конечно, повышает сложность проекта и требования к компетенциям исполнителей.

А. Ц.: До недавнего времени комплексные MES-системы для предприятий ресурсообеспечения поставляли в Россию в том числе зарубежные вендоры. Сейчас эти системы нужно менять, потому что развивать и масштабировать их нет возможности. Поэтому предприятия находятся в поиске того, на что менять. И мы готовы оказать им помощь, например, предложив наши продукты «Цифровой водоканал» и «Цифровое теплоснабжение» – полностью независимое отечественное ПО. Особенностью наших решений является то, что мы не привязаны к конкретным продуктам, датчикам, приборам учета. Мы работаем всегда с тем, что уже есть у заказчика.

Что РИР может предложить РСО в качестве удобных инструментов? Расскажите о ваших разработках для отрасли. В чем их технические преимущества?

А. Ц.: У нас есть линейка продуктов для водоканалов и теплоснабжающих организаций, в том числе электрогенерация, совмещенная с теплом. Все решения построены на единой платформе. Это позволяет заказчику не тратить дополнительные средства на поддержку. Мы создаем продукты не для того, чтобы замещать функционал отечественных решений, которые уже используются на рынке, а стараемся сделать что-то новое, уникальное и эффективное. У нас есть возможность интеграции с различными SCADA-пакетами, учетными системами, которые обеспечивают сбор полевых данных. Наши модули позволяют оптимизировать основные бизнес-процессы предприятий водо- и теплоснабжения. В «Цифровом водоканале» мы сделали пять программных модулей. «Обходчик-контролер» предназначен для оптимизации работы персонала службы сбыта, модуль «Заявки» позволяет автоматизировать процессы ремонтных работ на сетях и объектах, а также контролировать эффективность работ мобильных бригад. Технические модули – «Анализ режимов», который поможет выявить неэффективный режим работы объектов с соответствующими рекомендациям службам, и «Анализ балансов» для прогнозирования утечек в сетях. Кстати, мы активно двигаемся в сторону использования искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, чтобы заказчику не нужно было тратить огромные средства на установку приборов учета в больших количествах. «Анализ балансов» может спрогнозировать места возможных утечек без оснащения системы дополнительными приборами. Для работы этой системы достаточно датчиков давления в контрольных точках. Сейчас ведется активная разработка и промышленные испытания этого сервиса, и мы планируем запустить его до конца года. А для управленческого персонала есть модуль «Центральная панель» – с его помощью можно отследить основные показатели деятельности предприятия и структурных подразделений. Дашборды могут индивидуально создаваться под каждого менеджера. Все пять модулей имеют платформенные связи для интеграции с BI- и ERP-системами предприятия.   

Кроме «Цифрового водоканала», вы разработали программный комплекс «Цифровое теплоснабжение». Расскажите о нем.

А. Ц.: В «Цифровом теплоснабжении» есть 11 программных модулей, начиная от генерации электроэнергии и выработки тепла и заканчивая объектами тепло- и водопотребления. Модуль «Информационная система технико-экономических показателей», или система цифровых двойников, позволяет описать математическую модель всего оборудования объекта электрогенерации и в дальнейшем контролировать и управлять его эффективностью в режиме, близком к реальному времени. Система дает возможность оптимизировать работу оборудования в зависимости от текущих потребностей, определять периоды переключения, позволяет сокращать потребление топлива на станции. Те же пять модулей «Цифрового водоканала» есть и в «Цифровом теплоснабжении», адаптированные под бизнес- процессы этой сферы. Модуль «Охрана труда и промышленная безопасность» позволяет проводить видеофиксацию нарушений, контролировать ношение СИЗов на площадках, отслеживать проникновение в зоны, запрещенные для доступа. Модуль «Управление транспортом» предназначен для контроля эффективности использования транспорта и техники. Модуль «Потребители» – для контроля за потреблением ресурсов конкретными абонентами: складскими помещениями, производственными площадками, разными предприятиями. Модуль «Поддержка и эксплуатация» позволяет автоматизировать процесс эксплуатации технически сложных объектов, таких как ТЭЦ, квартальные котельные, центральные тепловые пункты и т. д. В разработке сейчас модуль по VR, он связан с обучением персонала работе на различных технически сложных установках: на виртуальных тренажерах сотрудник проходит как обучение, так и проверку знаний. У нас в РФ имеются единые РСО, которые управляют как водой, так и теплом. Поэтому «Цифровой водоканал» и «Цифровое теплоснабжение» выполнены на единой платформе цифрового ресурсообеспечения, которая позволяет компоновать для различных заказчиков кейсы под их многогранную специфику.

А что еще вы можете предложить заказчику?

В. Р.: Я хотел бы сделать акцент на трех важных аспектах нашей работы. Первый – это комплексный подход. Мы применяем в наших проектах лучшие практики проведения различных изменений, то есть не только внедряем продукт, но также принимаем участие в предпроектном обследовании, выявляем узкие места, формируем картину того, что должно получиться в итоге и за счет чего будет получен эффект, как нужно поменять квалификацию персонала и т. д. Второй – мы стараемся помочь нашему заказчику привлечь допфинансирование. Наш цифровой продукт обладает защищенным опытом внедрения на проектах, он оценен экспертными сообществами. Поэтому мы помогаем представить обоснование финансирования проекта на региональной энергетической комиссии. Третий – проводим обучение сотрудников с последующим тестированием знаний. Потому что очевидно – без принятия решения линейным персоналом оно не заработает. Мы привлекаем команды изменений и проводим предприятие через цифровую трансформацию, которая занимает не один месяц.

В этом году в Нижегородской области стартует пилотный проект цифровой трансформации крупных коммунальных предприятий — муниципального водоканала и тепловых сетей. В чем его особенности?

В. Р.: Нижний Новгород всегда был на передовой цифровизации. Но они столкнулись с проблемами, связанными с диспетчеризацией и автоматизацией полевого уровня, когда системы нужно развивать и тиражировать на следующие объекты. И эти системы построены на иностранном ПО, которое по понятным причинам необходимо заменить. Соответственно, встала задача найти новую платформу для новых объектов. Поэтому сейчас мы совместно с центром цифровой трансформации городского хозяйства пытаемся разработать плановый переход от существующей архитектуры цифровых решений Нижегородского водоканала в новую. Нам также нужно подготовить обоснования на грант для привлечения дополнительного финансирования, поскольку это очень затратно. Кроме того, мы изучаем имеющиеся решения: что может быть использовано в нашей системе, а что нужно менять. В этом году будем разрабатывать концепцию, готовить долгосрочный план и оформлять заявку на грант.

Каковы сроки внедрения вашей системы и от чего они зависят?

А. Ц.: Они зависят от размера предприятия и базовой технической оснащенности. На развитых предприятиях, где автоматизация и диспетчеризация объектов ведутся уже давно, полевого уровня не требуется, а на других всё надо делать с нуля. Установка полевого уровня подразумевает мероприятия по проектированию, прохождению экспертизы сметной стоимости, промышленной безопасности для определенных объектов. В городе с населением 100 тыс. проект может быть реализован за год, а в городе-миллионике он займет не менее двух лет. При этом десять месяцев будут проводиться обследование, проектирование, различные экспертизы. Затем закупка, поставка и монтаж оборудования, развертывание программного обеспечения, корректировка существующих бизнес-процессов с учетом внедрения «цифры», опытная и промышленная эксплуатация с обучением соответствующих пользователей. Отмечу, что осуществлять монтаж на РСО-предприятиях всегда сложно, так как они работают в непрерывном цикле. За две-три недели ежегодной плановой остановки нужно успеть выполнить все мероприятия по внедрению системы, установке датчиков, что практически невозможно в большом городе. Поэтому проект длится от двух лет.

Опубликовано 28.07.2022

Похожие статьи