Бизнес-цели и ИТ-стратегия. Друзья, а не враги

Логотип компании
Бизнес-цели и ИТ-стратегия. Друзья, а не враги
Отсутствие синхронизации между ИТ-стратегией и бизнес-целями сказывается на показателях в будущем. Как «подружить» два аспекта и эффективно внедрить ИТ-стратегию в бизнес?

Почему это важно для бизнеса

При рассинхроне ИТ-стратегии и бизнес-целей страдают последние. К примеру, в качестве бизнес-цели выбрали увеличить количество клиентов в одном из сегментов. При этом в компании не налажены ИТ-решения, позволяющие эффективно отследить конкретно эту часть аудитории, нет посадочной страницы под сегмент. В ИТ-стратегии эта бизнес-цель не учтена.

Частая цель наших клиентов – сократить издержки с помощью введения CRM-системы в бизнес. Тоже часть ИТ-стратегии. Но если руководство не интегрировало персонал в обучение CRM, не продумало, какие ее функции применимы в бизнесе, издержки даже увеличатся. У клиента появится система, в которой он не разбирается.

Самое печальное, к чему приводит несогласованность ИТ-стратегии и бизнес-целей – срыв общей стратегии компании в долгосрочной перспективе. Масштабы имеют накопительный эффект, потому что уровень рассинхроности без корректировок будет расти от года к году.

Определяем и приоритезируем

Первый шаг – выявить бизнес-цели и приоритизировать задачи на пути к их выполнению. Здесь пригодятся SWOT- и SMART- анализы.

Бизнес-цели и ИТ-стратегия. Друзья, а не враги. Рис. 1

Схематично рассказали, что такое SWOT-анализ

Бизнес-цели и ИТ-стратегия. Друзья, а не враги. Рис. 2

Здесь показали, что такое SMART-анализ

В нашей компании мы упростили процесс приоритезации, сведя его к трем критериям:

  • Уровень наличия необходимых ресурсов

  • Сложность выполнения с отрицательным значением

  • «Выхлоп», который принесет выполнение

Все показатели мы рассчитываем в диапазоне от 1 до 10, после складываем. Соответственно, уровень сложности вычитается. Такой метод приоритезации задач и целей ускоряет работу наших отделов.

Как CEO компании я расставляю бизнес-цели, смотря на этап нашего развития. Когда важнее укрепиться в ИТ-решениях системы или выйти на новый рынок, увеличение выручки уходит на второй план. Чем компания старше, тем долгосрочнее ее цели.

Когда AppEvent был стартапом, нашей первой бизнес-целью было найти рынок, где мы можем работать. Для стартапа – это главная проблема. 90% стартапов умирают после получения инвестиций. Причина 42% случаев – неправильно выбранный рынок. Подходящий можно искать долго. Мы на этой цели находились полгода. Уже после появились следующие: масштабирование каналов трафика, усиление ИТ-безопасности продукта и его оптимизация. С ростом количества клиентов растут и нагрузки.

Выявляем ИТ-потребности ваших бизнес-целей

Чтобы построить ИТ-стратегию, нужно определить ИТ-потребности бизнес-целей. Первое, что поможет – аудит текущих средств. Он выявит слабые точки и недостающий функционал. Первый вопрос, который владелец бизнеса должен себе задать: «Есть ли у нас вообще возможность это сделать?». Отвечая на него, смотрите на ваши ресурсы. Денежные, человеческие, ИТ, да даже геополитические.

Мы могли бы так никогда и не поставить Carrot quest, который оптимизировал наше общение с клиентом. Наши менеджеры общались в VK. Но на одном из этапов развития компании я задал себе вопрос: «Есть ли у нас сейчас возможность быть омниканальными?». После осознания, что у нас нет для этого инструмента, мы и пришли к Carrot quest. Начали общаться с клиентом, выбирая удобную для него площадку, и выросли.

Если на каждом шаге работать с метриками (конверсия, скорость перехода), рост хочется наблюдать в каждой. Однако для выявления ИТ-потребностей, стоит остановиться на ограниченном количестве. Это поможет построить конкретные задачи и «сузит» ИТ-стратегию.

Рассмотрим ИТ-потребности на примере. Наша цель – оптимизация бизнес-процессов. Для этого нужно исключить человека, роботизировать рутину: процесс выставления счета, оплату по безналу. Для этого нужна автоматизация. Наша ИТ-потребность – CRM-система.

Мы сократили срок от желания клиента купить систему до оплаты. Сами запрограммировали этот процесс, разработав модуль внутри компании. Он позволяет самостоятельно по клику заказать счет. После оплаты система видит начисление средств и начинает выполнять обязательства.

Об ИТ-потребности может говорить наличие постоянных ошибок со стороны сотрудник при выполнении задачи. Проведите интервью и обсудите, в чем проблема. Возможно, для ее решения можно внедрить ИТ-инструмент и свести все к одной кнопке.

Еще примеры ИТ-потребностей:

  • Оптимизация онлайн-связи для удаленщиков: оборудование, выбор площадки для совещаний;

  • Оборудование сотрудника: профессиональные гарнитуры для техподдержки и отдела продаж;

  • Увеличение серверных мощностей;

  • Сайт и его адаптация под разные типы устройств;

  • Выпуск мобильного приложения;

  • Средство по типу ушедшего из России Confluence;

  • Jira (для разработки must have);

  • Discord.

Составляем и разрабатываем

К основным элементам ИТ-стратегии относятся:

  • Бизнес-стратегия с прописанными целями, на которую накладывается ИТ-стратегия;

  • План изменения развития процессов управления ИТ-ресурсами. Нужен, чтобы внедрить ИТ-решения, определить отделы, которые будут этим заниматься, назначить ответственных и сроки реализации;

  • Архитектура технологии. Сюда же ТЗ;

  • Финансовые инструменты. Сюда же смета;

  • Сорсинг людей. Будь то сторонние эксперты или сотрудники компании. 

При составлении ИТ-стратегии ключевое слово – «хватает». Хватает ли мощностей, специалистов, оборудования, чтобы решение стало частью стратегии. Возможно, вы придумали интеграцию с турникетом, а турникета на входе в офис – нет.

Чтобы в стратегии задачи не противоречили друг другу, можно использовать декомпозицию. Тогда вы подробнее развернете каждый пункт. Опираясь на уже такой список задач, можно убрать лишние, не вписывающиеся в рамки бизнес-целей или ИТ-стратегии.

Приступаем к реализации

Реализовать ИТ-стратегию можно своими силами или с помощью экспертов. Мое личное мнение – конечный результат лучше оставить за собой. Отдать все приглашенному эксперту значит переложить с плеч компании ответственность. Бизнес перестает в какой-то степени принадлежать владельцу, так как ускользает из-под его контроля.

Можно запросить экспертизу или консультацию. Такой вариант подходит, если ранее у компании либо совсем не было опыта, либо был, но отрицательный. Само построение стратегии – за вами. А рекомендации эксперта помогут, увидеть конфликты в решениях и не допустить части ошибок.

При реализации проекта я всегда выбираю методику Agile, потому что она позволяет увидеть проблему в моменте. Далее о реализации я буду рассказывать именно с помощью этого подхода. Поклонники Waterfall, простите!

На этапе реализации ИТ-стратегии важно вести аудит ресурсов. Решения в моменте могут потребовать закупки дополнительного оборудования или найма еще одного человека в штат, пересмотра функционала сотрудников. К примеру, наш бизнес-аналитик частично взяла на себя функционал Scrum-мастера для отдела разработки.

Точки контроля – обязательный элемент при реализации ИТ-стратегии. У нас все по классике Agile: ежедневные встречи на 15 минут для синхронизации ближайших дней, еженедельные отчеты для корректировок и месячные отчеты для отслеживания общей динамики. Увидеть ее в ежедневных встречах бывает сложно. Как и составить прогноз на год, к примеру. А вот месячные и квартальные отчеты для этого подойдут.

Оцениваем результат и адаптируем

ИТ-инструменты напрямую связаны с оптимизацией и сокращением времени, поэтому его же стоит принимать за главную метрику успешной реализации.

После – денежные ресурсы, вложенные в реализацию стратегии. На начальных этапах можно рассчитать расходы без учета особенностей технологий, общего ценника по рынку. Да даже курса рубля. Чем меньше вы выбились из изначально заложенного бюджета, чем больше те технологии, что вы получили, соответствуют тем, что вы хотели изначально – тем лучше.

Бизнес-цели и ИТ-стратегия. Друзья, а не враги. Рис. 3

Собрали чек-лист со всеми шагами для построения ИТ-стратегии из статьи

Опубликовано 10.07.2024

Похожие статьи