Земная жизнь в воздушном замке
Вообще нужно уметь слушать, вникать в то, что тебе хотят сказать или продемонстрировать. А главное, на мой взгляд, – надо уметь прощать.
Глядя на Алексея Кравченко, его легко можно принять за директора какого-нибудь небольшого, но успешного оперного театра или издателя модного журнала. С другой стороны, именно этим директор управляющего офиса клуба 4CIO и занимается: организует выступления местных и приезжих звезд (правда, не оперной, а ИТ-сцены), выпускает популярные книги, причем не обычные, а в формате новомодных приложений для AppStore и Google Play (речь о нашумевшем учебнике 4CIO, написанном сорока ИТ-директорами для тысяч и тысяч других директоров). А если учесть, что айтишники во время своих презентаций играют на саксофонах, ударных установках и поют арии, разница между руководителем современного театра и администратором ИТ-клуба становится совсем зыбкой.
Спрашивать у Алексея, что такое 4CIO, точнее, о том, чем был клуб десять лет назад и чем является сейчас, дело практически безнадежное. Не потому, что человек, стоящий у руля этой организации со дня ее основания, о каких-то нюансах клубной жизни не слишком осведомлен. Скорее потому, что знает слишком многое и прекрасно понимает, о чем здесь можно говорить, а о чем не стоит. 4CIO – он ведь на то и клуб, чтобы люди, которые здесь собираются, чувствовали себя в полной безопасности. В том числе информационной.
С другой стороны, мы встретились не на официальном мероприятии, а в небольшом итальянском ресторанчике, за окнами которого висела шумовая завеса первого осеннего дождя. Итак, мы начали разговор о клубе . Но прежде - немного о нем самом, Алексее Кравченко.
На какие этапы вы бы разделили свою жизнь?
В 19 лет я окончил техникум по специальности «Автоматика и вычислительная техника», поступил в Московский энергетический институт и ушел служить Советскому Союзу. Вернувшись, пошел работать и параллельно окончил МЭИ. А в начале 90-х взял и открыл свое дело, связанное, кстати, с информационными технологиями, – привез в Россию банкоматы NCR. У нас они были в новинку, так что, как говорится, был в числе пионеров. С начала 2000-х попробовал себя в интернет-ретейле. Тогда же сделал в Москве одну из первых цифровых фотолабораторий и через сайт принимал заказы на фотопечать. А в 2003-м Павел Пестряков создал клуб и предложил мне выполнять в нем административные функции. Я заинтересовался и, как обычно, ушел в это дело с головой. На все остальное уже времени не хватало, пришлось выбирать. И, как видите, победил 4CIO – с 2006-го полностью занимаюсь клубом.
Откуда вообще взялась идея создания клуба?
В прямом смысле из воздуха, ведь в нем, как известно, постоянно витает множество идей. В начале двухтысячных регулярных собраний CIO в России не проводилось. Дружили и общались парами, тройками. Но потребность более глубокого профессионального общения уже чувствовалась, идея объединения назрела. Требовалось лишь грамотно все организовать. Модель была понятна, круг деятельности и интересы людей, которых предполагалось объединить под крышей новой организации, тоже. Моей задачей было организовать тот уровень сервиса, который люди ожидали. Для этого требовалось найти подходящее место, устроить, чтобы под рукой было нужное оборудование для презентаций и так далее. Время шло, интерес к клубу не только не угасал, а, напротив, увеличивался. А раз так, стало быть, дело нужное. И мы двигались: с 2003 по 2006 год регулярно собирались, завели свой сайт. Когда стало понятно, что люди в клубе собрались неординарные, да к тому же обеспеченные, товарищи предложили мне руководить клубом на бизнес-основе, чтобы он мог предложить тот необходимый уровень для профессионального общения, которого от него ожидают.
Помог в чем-либо предшествующий опыт?
Лихие перестроечные учили администрированию. Что такое бизнес? Что такое менеджмент? Как управлять? Все это было профильтровано через себя, постигалось на своих и чужих ошибках. Сегодня у меня практически не возникает сомнений при выборе решений. Выбор всегда ясен и понятен
Вы говорите, можете пригласить на заседание клуба любую компанию. Это не преувеличение?
Конечно нет. Сейчас ИТ-бизнес не может не обращать внимания на мнение ИТ-сообщества. Это даже не тренд, а пульс реальности. Если в нашем клубе всплывает информация о негативах на каком-то проекте, то за этим нередко следует звонок соответствующим людям, которым говорят: «Слушай, у тебя тут проблемы, и лучше бы их решить, потому что информация уже дошла до клуба, а дальше ее лучше не выносить». И поверьте мне, практически все вопросы решаются. А уж если доходит до моего звонка генеральному директору какой-то ИТ-компании, что тоже бывало неоднократно, то в течение сорока минут у меня телефон просто обрывается от звонков ответственных за проект сотрудников, которые спешат сообщить, какие они теперь хорошие и как все хорошо порешали.
Вы жесткий человек по жизни?
Абсолютно легкий! И в первую очередь так считает моя жена, а ее мнение для меня квинтэссенция определения человеческих отношений. Она может дать глубокую характеристику любому индивидууму. Надеюсь, что ее оценки разделяет все мое окружение, в том числе сотрудники клуба. Жесткое администрирование – не мой метод. Я всегда пытаюсь понять каждого. Для меня слова ничего не значат. Мне важно докопаться до сути, почему человек это сделал. И когда я это через себя фильтрую, то мне не обидно. Ведь на вербальном уровне мы не всегда можем точно передать свою мысль. Я слушаю, задаю вопросы, стараюсь разобраться. Вообще нужно уметь слушать, вникать в то, что тебе хотят сказать или продемонстрировать. А главное, на мой взгляд, – надо уметь прощать.
В каких случаях вы не способны идти на компромисс?
Вся наша жизнь состоит из компромиссов. Бескомпромиссны только зазнайки и глупцы. Не бывает одного-единственного способа решения, о чем бы ни шла речь. Их всегда тысячи. Главное – найти именно тот вариант, который лучше всего подойдет в данном случае. На этой грани и начинается высший пилотаж. Надеюсь, что я где-то рядом...
Возвращаясь к клубу. Старожилы 4СIO до сих пор состоят ключевыми спикерами или им на смену пришли амбициозные новички?
Первые мероприятия тащили на себе Павел Пестряков – заместитель генерального директора «Пермьэнергосбыт», Андрей Долудь – директор по сервису Infocell, Владимир Кива – управляющий партнер «Айсес», Михаил Журютин –технический директор «ИНКОМ Недвижимость» и многие другие. Они и сейчас играют важную роль в жизни сообщества. Что же касается активности новичков, то она не слишком заметна.
Может быть, дело в дедовщине – молодым аккуратно намекают, мол, рановато лезть на рожон?
Наоборот. Новичков всячески поддержат, скажут «давай-давай, выступай, тащи, зажигай». Но человеку трудно пересилить самого себя. Сказать: «У меня есть интересная тема, я сейчас зажгу». Большинство приходит послушать, набраться опыта. Никто особо не рвется на авансцену. И это нормально.
Иностранцев часто приглашаете? Для пользы или больше для престижа?
Поначалу бывало, приглашали. Они приезжали, докладывали. Весело, эмоционально. Некоторые даже на саксофоне играли. Им аплодировали. Но все чаще складывалось впечатление, что каждый иностранный спикер отчего-то думает, будто привез в Россию какое-то тайное знание, ноу-хау. В то время как реально ничего нового в его презентации для слушателей нет. Нет, мы и раньше смотрели и в сторону Востока, и в сторону Запада, и сейчас смотрим. Но надо понимать, насколько высок стал в России уровень ИТ-руководителей. Несмотря на все рейтинги, где у нашей страны в целом, может быть, не самый высокий балл за хайтек, но у нас работают одни из самых умных людей в отрасли. Пример – Сергей Меднов. Он еще в 2005-2006 годах, работая в «Альфа-Банке», создал систему интернет-банкинга «Альфа-Клик». И уже тогда ему поручили ею рулить как бизнесом. В итоге сегодня мы имеем одну из лучших банковских онлайн-систем в мире. И телекомовцы у нас классные. И представители других ИТ-отраслей. Так что сейчас иностранцев приглашаем все реже. Помните, в «Формуле любви»: «Вы в России, сударь, извольте изъясняться по-русски».
Экономический кризис в клубе тяжело переживали?
Я бы не сказал. Как ни странно, он прошел у нас на относительно позитивной волне. Без истерик. Помню, говорили в основном о том, накроет ли еще сильнее. «Дна достиг, продолжаю падение», – эта фраза наиболее точно отражает настроения того времени. Потом была «оптимизация».
Во времена «оптимизации» от CIO требовалась определенная жесткость. Кого-то он должен был уволить, кому-то сократить зарплату, бюджет. Эти качества и сейчас востребованы?
ИТ-директору стало сложнее доказывать необходимость траты денег. Но сегодня самое востребованное качество не жесткость, а коммуникативные навыки, умение доказать вышестоящему начальству свою точку зрения. Мало у кого из айтишников есть это качество – врожденное либо приобретенное, это не важно. Основная масса получает приказ и исполняет его. Но только те, кто может что-то объяснить и доказать, растут и достигают должностей замгенерального и выше. Тот же Павел Пестряков сейчас уже не ИТ-директор – он переехал в Пермь, заместитель генерального директора «Пермьэнергосбыта». У Павла одни из лучших в отрасли коммуникативные навыки. Он может с кем угодно говорить о задачах, и с ним соглашаются. Когда есть аргументация, невозможно не согласиться. Правда, справедливости ради надо отметить, что руководство может быть адекватным, а может таковым и не быть. Все зависит от людей. По меткому изречению Дмитрия Назипова: «У нас мало кто инвестирует в отношения», можно судить об уровне руководителей ИТ.
В связи с «эффектом Сноудена» и кибервойнами не стала ли информационная безопасность клубной темой номер один?
На одной из недавних престижных зарубежных конференций по безопасности выступал эксперт из Gartner. Он заявил, что информационная безопасность сама по себе – это в чистом виде надувательство клиента. Другими словами, когда вам предлагают защиту от какой-то «серьезной» угрозы, самое главное – понять, сколько здесь скрыто реальной угрозы для вашей компании и сколько желания вендора заработать на вас деньги. А для этого нужно уяснить, как выглядит вся предлагаемая вендорами безопасность изнутри. В январе мы ездили в Израиль, в лабораторию, которая разрабатывает системы защиты банков. Очень полезное, как мне кажется, мероприятие. Разработчики довольно откровенно рассказали, как можно защищаться и от чего. И когда слушаешь все это в компании единомышленников, легче разобраться и в угрозах, и в способах защиты. А дальше сам думай, что из всего этого тебе реально угрожает, какие средства у тебя уже есть, какие можно было бы добавить.
Хобби у членов 4CIO есть? Какие самые необычные?
Сложнее найти обычные. Среди участников клуба есть и автогонщики, и яхтсмены, и… короче говоря, представители всех без исключения экстремальных видов спорта. А уж как они в играют футбол! Любят экстремальные путешествия. Почти все поголовно либо музыканты, либо певцы. На «Подмосковных вечерах», кстати, прозвучат две оперные арии. Исполнить их вызвался Илья Филлипских из компании Dell. Ну а мне лично больше всего нравится хобби Максима Зубарева– «Машины войны»: люди находят и восстанавливают технику военных времен. И она, к слову, имеет довольно большую рыночную стоимость. Яхты, можно сказать, наша обязательная программа. Уже пять регат провели. Люди в клубе азартные и соревнуются на полном серьезе, хотя едут в первую очередь совсем не за этим. Едут общаться.
А ваше хобби?
Клуб 4CIO. Для меня это и хобби, и работа. И меня устраивает такая жизнь полностью, несмотря на то что занимает практически все рабочее и личное время. Помимо этого есть постоянные увлечения. Например, довольно много фотографирую. Сплавляюсь по рекам – в августе вернулся из Саян, где мы прошли очередную речку. Зимой - на Белое море в походы, катаюсь на горных лыжах, люблю хорошую музыку, кино. А еще люблю переключаться, менять направление мысли. Когда сидишь за компьютером несколько часов подряд, полезно встать, пройтись, взяться за что-то иное. Если ты на работе, в офисе, можно банально сходить пообедать с коллегами, пообщаться. И не забывать о постоянном развитии. Профессиональном, культурном – любом.
Кто вам интересен?
Поскольку я сам стараюсь расти культурно и духовно, то, когда вижу, что человек развивается, мне с ним интересно. У меня есть круг друзей, с которыми мы знакомы по 20-30 лет, понимаем друг друга с полуслова. Вместе ходим в походы, у нас всегда есть общие темы для разговора. Другой круг общения – клуб 4CIO. Это специалисты, коллеги, с которыми я встречаюсь с огромным удовольствием. И, наконец, традиционный сбор единомышленников - конгресс «Подмосковные вечера», который в этом году мы проводим уже в седьмой раз.
Опубликовано 30.09.2013