SMM: как и зачем
Маркетинг в социальных сетях – относительно новый способ продвижения компании или продукта. SMM (Social Media Marketing, процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы) пользуется популярностью и уже оброс легендами. В пользу этого инструмента говорят относительная дешевизна и кажущаяся легкость работы. Попробуем дать ответ на основополагающие вопросы: чего не следует ждать от социальных сетей сразу же, какому бизнесу стоит использовать SMM и как начать продвижение в социальных сетях.
Ожидания и реальность
Компания, которая решает прибегнуть к SMM, не имея опыта и четко сформулированных целей, должна понимать несколько первоначальных установок.
Во-первых, не стоит ждать быстрого появления широкой базы подписчиков. Просто так никто не станет заходить на вашу страничку и тем более подписываться на нее. Потребуется реклама.
Во-вторых, интерес пользователей к страничке не появится сам по себе и комментарии не будут появляться просто так. Для того чтобы вызвать ответные эмоции, следует позаботиться о ярком контенте, способном «зацепить» посетителя.
В-третьих, сама тема странички (а следовательно – и сфера деятельности компании) должна быть дискуссионной. Например, такие сферы, как здравоохранение или автомобили людям всегда интересно обсуждать. Если же сфера вашей деятельности не дискуссионная (металлопрокат, например), то и большого внимания к своей страничке вам добиться вряд ли удастся.
Зачем?
Маркетинг в социальных сетях может служить разным целям. Первая – развитие бренда, укрепление его узнаваемости и престижа. Вторая – продажи, и здесь SMM используется в первую очередь представителями сегмента малого и среднего бизнеса.
Наиболее эффективны социальные сети для продажи товаров спонтанного спроса, того, что человек захочет приобрести сразу же, как увидит рекламу или объявление. Это могут быть оригинальные предметы одежды (футболки с необычными принтами), спортивный инвентарь, аксессуары. Как правило, цена таких товаров невысока, но, занимаясь продажами в социальных сетях, стоит внимательно относиться к выбору площадки. Так, пользователи «ВКонтакте» охотно совершают покупки стоимостью до 2000 рублей. А для пользователей Facebook такой предельный ценник составляет уже 7000 рублей.
Еще одно направление использования социальных сетей – личный брендинг. Он будет эффективным для тех, кто предлагает какие-то услуги, и для фрилансеров, работающих на заказ. В данном случае для работы в социальной сети потребуется создание и поддержка своей группы, где можно демонстрировать свою экспертизу, делиться кейсами.
Некоторое время я сам работал в качестве фрилансера, оказывая SMM-услуги. Чтобы находить через соцсети клиентов, создал собственное сообщество, где размещал посты, посвященные SMM. И именно из числа читателей получал заказчиков.
Помимо текстов, посвященных услуге или продукту, привлекать заказчиков могут карточки товара с подробным предложением. Однако стоит иметь в виду, что само по себе такое предложение едва ли может вызвать мгновенную реакцию. Оно работает только в том случае, когда потенциальный клиент доверяет поставщику как эксперту, и формировать это доверие может только правильное позиционирование. Поэтому, прежде чем начать размещение в своих группах товаров, нужно провести предварительную работу по подготовке контента, который поможет вам приобрести имидж эксперта в своей области, «разогреть» аудиторию.
Таким образом, прежде чем начать продавать свои экспертные услуги, нужно провести работу по формированию соответствующего имиджа. Еще один аспект, который следует учитывать при решении об использовании такого инструмента, как SMM, – правило хорошего тона. Сегодня присутствие в соцсетях является для бизнеса таким правилом. В любом случае потребитель, заинтересованный в коммуникациях с компанией, ищет ее в «ВКонтакте» или Facebook, и корпоративная страничка может оказаться дополнительным доводом «за» при выборе товара или услуги. При этом – бесплатным.
Хорошо помогает наличие собственной группы в социальных сетях и для продвижения корпоративного сайта. Во-первых, непосредственная ссылка на странички групп поможет сохранить контакт с посетителем – он может за пару кликов стать подписчиком сообщества. Во-вторых, для поисковиков социальные сети – это старые и проверенные площадки, а ссылки на корпоративный сайт со страниц в социальных сетях индексируются Google и повышают корпоративный сайт в поисковой выдаче. Кроме того, в выдачу могут попасть и сами группы, если в их названии присутствуют ключевые слова, совпадающие с запросами пользователей.
Для какого бизнеса SMM будет бесполезен
Не стоит заниматься маркетингом в социальных сетях тем компаниям, которые продают товар разового спроса. Примером такой продукции являются пластиковые окна. Установив их однажды, человек едва ли совершит такую покупку в обозримом будущем. Да и вычислить человека, которому нужны такие товары очень сложно.
Гораздо более эффективным инструментом для таких компаний будет контекстная реклама. Что касается социальных сетей, в случае товаров типа пластиковых окон, эффективным инструментом будет разве что ретаргетинг. Для его использования компания должна заранее установить на своём сайте пиксель социальной сети.
Ретаргетинг – механизм, позволяющий «поймать» адрес пользователя, чтобы показать ему рекламу уже посещенной веб-страницы. Простейший способ его осуществления – настройка одного из пикселей на корпоративном сайте. В том случае, если в браузере пользователя открыто несколько вкладок, в одной из которых – его страница в социальных сетях, возможно определить адрес этой страницы и в дальнейшем показывать ему таргетированную рекламу.
Как?
Начиная заниматься маркетингом в социальных сетях стоит учитывать важный, принципиальный момент. Период взрывного роста популярности соцсетей прошел и органического роста, постоянного притока подписчиков ждать не следует. В любом случае, на продвижение собственной группы потребуются затраты – времени и денег.
Каких расходов следует ожидать бизнесу? Для того, чтобы поддерживать SMM-активность, потребуются услуги специалиста. Самый дорогостоящий вариант, нанять его в штат, подойдет тем компаниям, которые планируют самую активную кампанию в социальных сетях и стремятся привлечь максимально возможный трафик. Услуги штатного специалиста обойдутся как минимум в 50 000 рублей.
Более экономный вариант – услуги фрилансера. Таргетологи-фрилансеры и копирайтеры возьмут за свои услуги от 10 000 рублей.
Наконец, еще один вариант – прибегнуть к услугам агентств, которые могут четко сформулировать цели кампании, разработать контент-план и оказывать в последующем услуги по осуществлению SMM-активности. Стоимость услуг таких агентств – предмет договора, они определяются каждый раз индивидуально, в зависимости от авторитета агентства и потребностей заказчика.
Опубликовано 30.03.2017