Особенности национального ИТ-ландшафта

Логотип компании
Особенности национального ИТ-ландшафта
8 апреля в Санкт-Петербурге в отеле «Амбассадор» состоялась конференция «ИТ-ландшафт регионов России». Ее организатором выступил Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга при поддержке журнала IT Manager.

8 апреля в Санкт-Петербурге в отеле «Амбассадор» состоялась конференция «ИТ-ландшафт регионов России». Ее организатором выступил Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга при поддержке журнала IT Manager.

Мероприятие прошло в рамках весенней сессии форума «IT Диалог 2016» — серии конференций, посвященных практике внедрения и использования современных инфокоммуникационных технологий на службе государства. В ходе открытия конференции «ИТ-ландшафт регионов России» с приветственными словами выступили руководители профильных министерств и ведомств. Они отметили важность подобных мероприятий, позволяющих представителям различных регионов России обменяться опытом в области развития информационных систем для госсектора.

В Багдаде все спокойно

Лейтмотивом конференции стала безопасность обеспечения жизнедеятельности городов: ей, в частности, была посвящена отдельная дискуссия под названием «Безопасный город. Опыт и проблемы «Проекта-112». Открывая дискуссию, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов подчеркнул, что на текущем этапе тема безопасности весьма актуальная для всех городов, и Санкт-Петербург не исключение. В ближайшие несколько лет в Северной столице состоится множество крупных мероприятий международного значения — например, XX Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ 2016), чемпионат мира по хоккею 2016 и чемпионат мира по футболу 2018. И все эти события должны быть проведены с должным уровнем безопасности.

Особенности национального ИТ-ландшафта. Рис. 1
Иван Громов

В своем выступлении Иван Громов подробно рассказал об опыте реализации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»). Он отметил, что в рамках этого проекта описаны и задокументированы все возможные риски для жизнедеятельности города. В состав комплекса входит Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ), а также ее подсистемы — городская система видеонаблюдения, система экстренной связи «Гражданин-Полиция», комплексная система обеспечения безопасности и центр обработки вызовов 004 (аналог «Системы-112», предназначенный для решения проблем в сфере ЖКХ). Все эти системы объединены в общее информационное пространство посредством Единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС).

Об особенностях ее архитектуры и функционирования в отдельном докладе рассказал Феликс Касаткин, директор Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Автоматическая телефонная станция Смольного». Он подробно описал все сервисы, предоставляемые госучреждениям на базе ЕМТС, а также привел примеры ее эффективного использования в важнейших городских проектах, в том числе с использованием системы видеонаблюдения на выборах губернатора Санкт-Петербурга, а также для контроля обстановки на территории образовательных учреждений.

Помимо этого, к комплексу «Безопасный город» относятся такие проекты, как система фотофиксации нарушений правил дорожного движения, региональная автоматизированная система централизованного оповещения, система экстренных вызовов «112». В рамках ее развития к 2017 году Санкт-Петербург намерен запустить резервный центр обработки вызовов, который со временем планируется сделать основным. «Будет очень обидно, если «Программу-112» видоизменят на федеральном уровне, поскольку мы уже нацелились на ее реализацию в полном объеме в том виде, в котором она существует сегодня», — подчеркнул Иван Громов.

«Нам повезло с городом — он занимает относительно небольшую территорию, где очень компактно расположена вся инфраструктура. И при этом у нас нет муниципальных образований, которые существенно осложняют любые проекты автоматизации», — считает Владимир Бирючков, первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу.

Особенности национального ИТ-ландшафта. Рис. 2
Владимир Бирючков

По оценке Комитета по информатизации и связи, в результате развития проекта «Безопасный город» в 2015 году количество чрезвычайных происшествий на объектах социально значимой инфраструктуры сократилось на 30%. При этом, говоря о проблемах и трудностях реализации данного проекта, глава Комитета отметил, что пока на местах далеко не всегда сотрудники учреждений социальной инфраструктуры добросовестно реагируют на сигналы тревоги и обращения граждан, однако городские власти ведут целенаправленную борьбу с халатностью.

Основной сложностью в рамках реализации АПК «Безопасный город», по мнению Владимира Бирючкова, является процесс согласования регламентов реагирования различных ведомств на инциденты. «Нам нужно разработать адекватную систему принятия решений для тех, кто непосредственно занимается данным вопросом. Мы хотим, чтобы система доводила на 100% точную информацию об инцидентах до руководителей, принимающих решения, и описывала возможные сценарии последствий. Сейчас ведется ее разработка, она будет состоять из блоков мониторинга и оповещения».

В своем выступлении Иван Громов уделил особое внимание порталу «Наш Санкт-Петербург», дополняющему проект «Безопасный город»: все обращения граждан через этот портал модерируются сотрудникам СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» и обязательны для исполнения всеми органами власти, участвующими в работе. Единственным блоком, пока не охваченным в рамках обеспечения безопасности города, остаются вопросы экологии. «Мы только подошли к решению этой задачи — систематизируем экологические проблемы и прорабатываем механизм автоматизации реагирования на них», — уточнил глава Комитета.

По мнению Владимира Бирючкова, никаких технических затруднений в рамках реализации АПК «Безопасный город» нет, ну а если они и возникают, то специалисты оперативно находят выход из ситуации. Основные проблемы лежат именно в организационной плоскости: для их устранения необходимо четко определить круг лиц, который принимает решения и несет за них ответственность. Без этого никакая автоматизация не будет эффективной.

Опыт регионов

Тему обеспечения безопасности жизнедеятельности городов продолжил руководитель департамента информатизации и связи и заместитель губернатора Ярославской области Эдуард Лысенко. Он рассказал о практике взаимодействия между органами исполнительной власти и местного самоуправления посредством АПК «Безопасный город» в процессе реагирования на кризисные ситуации и происшествия. Эдуард Лысенко отметил, что в Ярославской области АПК «Безопасный город» играет роль оперативного ситуационного контура, над которым надстроен областной ситуационный центр. При этом ЖКХ является первым звеном реагирования на запросы граждан, а затем в зависимости от ситуации сигналы о проблемах могут передаваться далее, например в МЧС. Одним из ноу-хау региона является подсистема мониторинга безопасности объектов (ПМБО). По словам Эдуарда Лысенко, она аккумулирует данные из разных подсистем обеспечения безопасности жизнедеятельности и осуществляет их централизованное хранение. Это, в частности, позволяет реализовать правильные меры информационной безопасности, основанные на единых регламентах и комплексной политике.

Особенности национального ИТ-ландшафта. Рис. 3
Эдуард Лысенко

На текущем этапе развития АПК «Безопасный город» в Ярославской области уже определены четыре муниципальных образования, для которых данный проект выполняется в пилотном режиме. Для каждого из них составлено и отправлено на согласование в совет главных конструкторов АПК «Безопасный город» соответствующее техническое задание. Сегодня дальше всех в реализации проекта продвинулся город Рыбинск — второй по размеру и численности населения в Ярославской области. «Залог успеха реализации любых проектов масштаба города — политическая воля и решимость», — убежден Эдуард Лысенко.

Член правительства Новосибирской области, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов поделился опытом реализации АПК «Безопасный город» за Уралом. По его словам, в Новосибирской области плотность населения существенно ниже, чем в центральной и Северо-Западной части страны, поэтому основная активность в сфере информатизации наблюдаются прежде всего в крупных райцентрах. Анатолий Дюбанов считает «Систему-112» наиболее комплексным подходом к обеспечению безопасности, а потому именно на ее основе был сформирован АПК «Безопасный город» в Новосибирской области. Благодаря решению, созданному отечественной компанией НТЦ «Протей», все контактные центры экстренных служб реагирования в Новосибирской области удалось интегрировать с «Системой-112». Кроме того, немалую роль в развитии системы сыграли собственные наработки департамента в области ситуационной аналитики.

Особенности национального ИТ-ландшафта. Рис. 4
Анатолий Дюбанов

По словам Анатолия Дюбанова, основной сложностью в проектах информатизации области является плохо налаженное информационное взаимодействие между службами реагирования, повысить эффективность которого мешают действующие регламенты. «В частности, силовые службы очень неохотно делятся какой-либо информацией с коллегами», — сетует Анатолий Дюбанов.

Поступательная информатизация

Помимо АПК «Безопасный город» участники конференции активно обсуждали инновации в ИТ-обеспечении государственных органов, а также возможности для оптимизации расходов на приобретение и внедрение инфраструктурных решений для госсектора. В частности, Дмитрий Никифоров, председатель Государственного комитета Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий затронул в своем выступлении вопросы обеспечения доступности муниципальных услуг в многофункциональных центрах (МФЦ). По его словам, сеть МФЦ в Карелии создавалась поэтапно: в 2013 году был открыт один МФЦ, в 2014-м — четыре, в 2015-м — 11 центров, а в феврале 2016 года — оставшиеся два. Таким образом, процесс создания сети МФЦ в Карелии завершен, а сама сеть содержит 18 МФЦ и 60 удаленных рабочих мест (ТОСП), суммарно насчитывающих 194 окна обслуживания населения. Интересным опытом Республики Карелия стал пилотный проект по интеграции МФЦ с офисами «Почты России»: такие многофункциональные центры уже работают на базе пяти отделений почтовой связи в Прионежском районе. В 2016 году планируется расширение государственных и муниципальных услуг, оказываемых через МФЦ, из числа наиболее востребованных гражданами и субъектами малого и среднего бизнеса. Большое внимание уделяется и типизации услуг: по заданию Комитета подведомственное учреждение ГБУ РК «Многофункциональный центр Республики Карелия» провело инвентаризацию административных регламентов первоочередных муниципальных услуг, подлежащих типизации, подготовлены предложения по унификации процедур их оказания.

Особенности национального ИТ-ландшафта. Рис. 5
Дмитрий Никифоров

Директор СПб ГКУ «МФЦ» Константин Марков рассказал о планомерном развитии предоставления госуслуг на базе МФЦ в Санкт-Петербурге. В частности, он упомянул о недавно реализованной возможности отслеживать загруженность каждого конкретного МФЦ города в режиме онлайн и сделал сообщение об очень перспективном проекте «МФЦ для бизнеса», призванном обеспечить комфортные условия обслуживания для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. «Наш опыт показывает, что в электронном виде можно реализовать любые госуслуги — главное, чтобы это было закреплено юридически на нормативном уровне и в административных регламентах», — подчеркнул Константин Марков.

Тему развития МФЦ поддержал Александр Котов, старший менеджер департамента по работе с государственными учреждениями Huawei Enterprise Business Group. Он поделился опытом компании Huawei по построению специализированного МФЦ, ориентированного на обслуживание трудовых мигрантов.

В русло безопасности вернул дискуссию Андрей Лихолетов, начальник отдела информационно-компьютерной безопасности Управления информационной безопасности и технической защиты Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. В своем выступлении он затронул основные аспекты обеспечения информационной безопасности объектов государственной инфраструктуры.

Кадры решают все

В завершение конференции состоялся круглый стол, посвященный ИТ-инструментам для подбора кадров в исполнительные органы государственной власти. Его участники обсудили существующие подходы к выбору кандидатов на государственную службу, а также к подготовке молодых специалистов. Начальник информационно-аналитического отдела Комитета государственной службы и кадровой политики администрации губернатора Санкт-Петербурга Геннадий Курченко рассказал о недавно реализованном проекте «Кадровый портал администрации Санкт-Петербурга». «Использование самых современных информационных технологий при реализации кадровой политики — одно из приоритетных направлений нашей деятельности», — подчеркнул Геннадий Курченко. В свою очередь Юлия Сахарова, директор по Северо-Западному региону компании HeadHunter (hh.ru), раскрыла возможности кадрового портала как инструмента брендинга и позиционирования работы на госслужбе. Представители региональных властей высоко оценили актуальность темы круглого стола и приняли активное участие в его работе.

Опубликовано 05.05.2016

Похожие статьи