Точки соприкосновения

Логотип компании
Точки соприкосновения
По традиции в последней декаде сентября клуб 4CIO собрал в подмосковном Атлас Парк-Отеле участников конгресса «Подмосковные вечера».

По традиции в последней декаде сентября клуб 4CIO собрал в подмосковном Атлас Парк-Отеле участников конгресса «Подмосковные вечера». ИТ-директора России, руководители ведущих ИТ-компаний приехали обсудить волнующие всех вопросы, связанные с изменением рыночной ситуации и условий для ИТ в бизнесе, а также обменяться опытом, поделиться достижениями и, конечно, встретиться со старыми друзьями.

Деловая программа первого дня началась с пленарного заседания, которое провел Сергей Кирюшин, член совета клуба 4CIO.

«Что изменилось за прошедший год, сбылись ли прогнозы 2014-го? Чего мы ждем от рынка в следующем году?» — спросил ведущий.

Приглашенные эксперты сошлись во мнении, что ожидаемых инвестиций в эффективность не последовало. Заказчики не видят выгоды в существующих предложениях. По мнению Александра Леднева (НПФ «Благосостояние»), причина кроется в том, что в нестабильной обстановке компании не склонны выделять средства на инновационные проекты. Приоритет отдается коротким проектам, не зависящим от сроков окупаемости, но необходимым с точки зрения законодательства.

Генеральный директор IBM EE/A Андрей Филатов согласен с коллегой: «Курс рубля остается низким, а все, что касается ИТ-решений, мы пока импортируем в страну. Тем не менее, когда рынок сужается, на нем можно расти, отбирая долю у конкурентов или заполняя ниши, в которых мы раньше не работали. Можно уверенно говорить, что государство будет инвестировать в импортозамещение и дальше». По мнению Андрея Филатова, те вендоры, которые будут следовать этому правилу, безусловно выиграют. «Никто не станет инвестировать, если не очевиден возврат инвестиций в короткие сроки. Соответственно, нужно смотреть в ту сторону, где можно достичь эффективности в течение года. Вложили 10 рублей — сэкономили 20. Также будет востребована централизация бизнес-процессов на крупных предприятиях», — добавляет он.

Сергей Карпов, генеральный директор в России и СНГ компании ЕМС, считает, что нужно находить более эффективные способы расходования денег. На Западе ИТ порождают новые типы бизнеса, новые сервисы для заказчиков. «CIO испанского банка «Сантадер» (Santander) в сентябре на пресс-конференции открыто назвал свой крупнейший европейский банк софтверной компанией. Примерно в таком направлении двигается и наш Сбербанк», — говорит Сергей Карпов. Он подчеркивает, что ЕМС заинтересована в сотрудничестве с такими инновационными предприятиями. «И сейчас на рынок выходят новые компании с новыми сервисами, которые начинают завоевывать рынок, вытесняя привычных игроков. У тех, кто ничего не хочет менять, забирают клиентов в массовом порядке», — уверен глава российского ЕМС.

Кризис — это всегда шанс поправить свои позиции. ИТ-директор Россельхозбанка Александр Чухланцев ставит своей задачей сократить разрыв с ведущими российскими банками и сделать большой технологический скачок вперед. «В прошлом году мы начали активно реализовывать программу технического перевооружения банка и продолжаем ее в этом году, так как у нас есть множество задач, требующих решения. Растет конкуренция на банковском рынке, особенно среди коммерческих банков», — продолжает Александр Чухланцев.

CIO «ИНТЕР РАО ИТ» Дмитрий Алтухов рекомендует вендорам относиться всерьез к сегодняшней ситуации, иначе можно потерять клиентов: «Бюджеты у заказчиков остались в рублях. Никто в валюте бюджет не планирует, поскольку доход получает в рублях. Вообще в кризисный период первое, на чем экономят, — это ИТ. Операционные расходы находятся именно на том уровне, на котором обеспечивается непрерывность бизнеса».

С другой стороны, по мнению Дмитрия, существует неопределенность, связанная с выбором технологий и с государственной политикой в этой области. Отечественные разработки «Эльбрус» и «Байкал» имеют ограниченный рынок. «Эльбрус» — это оборонка, а «Байкал» через два года — десктопный процессор, через три — серверный, в лучше случае к 2020-му сможет появиться в ЦОДах. Причем «Байкал» хотя и разрабатывается в России, но изготавливается в Азии. И это связано с некоторыми рисками, если вдруг завтра азиатские страны присоединятся к санкциям. ОЕМ-сборка может быть неким выходом в сложившихся условиях. При ней продукт будет считаться произведенным в России независимо от страны происхождения комплектующих. Вообще инвестиций в развитие ИТ сейчас крайне мало», — считает Дмитрий Алтухов и надеется, что в перспективе хотя бы не станет хуже.

Аудитория в зале тоже сдержанно пессимистична. Судя по результатам голосования, большинство ожидает падения рынка в пределах 10%.

Крупные закупки все чаще откладываются на неопределенный срок. Продажи корпоративного ПО снижаются. Есть ли свет в конце тоннеля? Какие новые ИТ-решения и услуги появляются в поле зрения корпораций? Каков спрос на них? Как найти себя на изменившемся рынке? Об этом участники пленарного заседания продолжили говорить на секциях.

Технологический суверенитет

Ведущий секции «Институт развития корпоративного ИТ», директор клуба 4CIO Алексей Кравченко предложил собравшимся обсудить, как конкретные замыслы и намерения бизнеса на ближайшие годы впишутся в генеральный план, намеченный государством.

Точки соприкосновения. Рис. 1

С точки зрения Евгения Борисова, заместителя директора ФРИИ, импортозамещение — это не замена существующих продуктов, а создание новых. Так было выбрано решение для «Газпромнефти» — новая система управления буровыми установками взамен прежней, попавшей под американские санкции. Сейчас ФРИИ поддерживает разработку более дешевого и функционального по сравнению с зарубежными аналогами продукта.

Заместитель генерального директора «Сбербанк технологии» Михаил Хасин уверен, что новые технологии формируют существенные преимущества для бизнеса. «Все крупные предприятия используют автоматизированные системы, и от качества работы этих систем зависит эффективность компаний. Новые требования времени приводят к тому, что все системы предыдущего поколения проходят реинжиниринг. А это существенное усовершенствование софта. Надо сказать, что в последние годы основные разработки ведущих вендоров базировались в странах Восточной Европы, а также в России и Индии. Соответственно, здесь накоплена большая экспертиза. И эти ресурсы могут быть задействованы российскими интеграторами и разработчиками софта, — говорит Михаил. — Многие компании, прежде ориентированные на западных вендоров, имеют возможность сфокусироваться на создании отечественных продуктов». В компании «Сбербанк технологии» шесть тысяч сотрудников занимаются программным обеспечением, и в результате все банковские системы являются собственными разработками.

По мнению Сергея Земкова, управляющего директора в России и странах Закавказья компании «Лаборатория Касперского», активное развитие российских разработок происходит только тогда, когда проектировщик получает возможность строить продолжительный диалог с заказчиком, вникая в конъюнктуру рынка и требования тех или иных отраслей: «Мы встречаемся с клиентами и обсуждаем, какие решения им нужны. А также готовы ли они делать инвестиции в дальнейшем». Алексей Кравченко добавил, что в настоящее время ведется совместная разработка отечественной защищенной шины для АСУ ТП.

Читайте также
Несмотря на то что российским компаниям удалось выстоять в условиях санкций и ухода западных вендоров, ситуация остается непростой, а до подлинной технологической независимости далеко. Но проблемы решаемы, и последовательное движение в сторону импортозамещения обязательно даст результаты, убежден Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM.

Продолжая тему импортозамещения, Михаил Носов, ИТ-директор компании «Вертолеты России» говорит, что государство ждет, когда со стороны бизнеса появятся реальные запросы и реальная готовность покупать отечественные продукты. Оно готово оказывать помощь, инвестировать в консорциумы, но без функциональных заказчиков невозможно поднять этот софтверный пласт.

Михаил рассказал, что сейчас инфраструктурная трехуровневая сеть одного из заводов корпорации строится практически полностью на российском «железе» и софте, и только в незначительной части — на разработках КНР. В качестве отечественной операционной системы специалисты компании выбрали ALT Linux. CIO уверен, что востребованность этому решению обеспечена, и готов делиться опытом и помогать коллегам в подобных начинаниях.

Методология Agile

Прогрессивным методам разработки ПО была посвящена вторая секция, модератором которой стал Дмитрий Кочуров, директор департамента управления программами МЕЧЕЛ.

Андрей Педоренко, ИТ-директор СК «Альфастрахование», рассказал о том, как создавалось ПО в его компании. Когда из-за назревающего конфликта между функциональными заказчиками и разработчиками процесс застопорился, было решено создать команду, действующую по методологии Scrum. Решение себя оправдало, уже через две недели появились результаты. Однако, как считает Андрей, даже в сложившихся командах методология Scrum далеко не всегда эффективна.

Член клуба 4CIO Алексей Часников рассказал о том, как применял Agile на практике. Инновационный подход увеличил оперативность и сократил время при взаимодействии с заказчиком. Решение было в строю уже через три месяца после начала работ.

Для Сергея Агеева, ИТ-директора «Gett-такси», Agile — единственный способ существования. В последнее время компания постепенно отходит от концепции агрегатора услуг такси в сторону универсальной сервисной компании. Основываясь на собственном опыте, Сергей Агеев заметил, что ИТ-департаментам (а тем более ИТ-компаниям) все чаще выгоднее самостоятельно разрабатывать софт на основе открытого кода, необходимый для решения специфических задач, — это быстрее, дешевле и надежнее, чем связываться с вендором/интегратором.

Если гибкая разработка ПО настолько выгодна, почему крупные корпорации ее не используют? Аудитория считает, что этого не происходит потому, что большей частью такие компании инерционны и им сложно перестраиваться, особенно если ИТ не является их основным бизнесом.

Аналитика и эффективность в ИТ

О больших данных шла речь на секции «Анализируй это». Аналитические инструменты в умелых руках могут преобразить бизнес-процессы компании до неузнаваемости. Однако на сегодняшний день количество специалистов, обладающих теми самыми «умелыми руками», на рынке крайне мало.

Андрей Педоренко («Альфастрахование») уверен, что, внедряя интересные аналитические подходы, собирая больше информации о клиенте и разрабатывая индивидуальные программы, можно поднять эффективность бизнеса. Руководитель ИТ-службы «Полюс Золото» Василий Долгов рассказал о решении PMQ (Predictive Maintenance and Quality). Как и во многих других компаниях, выяснилось, что огромные массивы данных о применении оборудования не просто не обрабатываются — они даже не сохраняются, так как функционального заказчика на их использование попросту нет. В последнее время, по словам Василия, в связи со сменой менеджмента наметилась положительная динамика, и в обозримом будущем можно ожидать проекта по внедрению PMQ на предприятии. Наличие функционального заказчика на аналитику в компании — один из ключевых факторов для внедрения подобных систем.

Секцию «Эффективность» представил собравшимся модератор Алексей Лобачев, директор ИТ-департамента НПФ «Благосостояние».

Что такое эффективность и в чем ее измерять? Павел Алферов, руководитель центра МЭК ИНТЕР РАО ЕЭС считает, что самое главное для ИТ — это адаптивность. Умение быстро реагировать на изменения ситуации. Второе важное качество — устойчивость. И только на третье место он ставит эффективность. В презентации Павел доказал, что, во-первых, единой концепции эффективности для сферы информационных технологий не существует, это не просто результат, поделенный на ресурсы, эффективность для разных компаний бывает разной. Во-вторых, ИТ-стратегия должна строиться на таком понимании эффективности, которую принял для себя бизнес, а не департамент ИТ. И в-третьих, ошибка в выборе приоритетов незамедлительно окажет на CIO негативное влияние. «Не нужно путать результативность с эффективностью», — сказал Павел.

Дискуссия вызвала живой отклик участников. Михаил Сусоров (компания «1С») предположил, что критерии эффективности могут быть определены только тогда, когда уже имеются единицы ее измерения — будь то деньги или какие-либо коэффициенты KPI. Он привел в пример проекты по качественным изменениям, количественным совершенствованиям и снижению рисков. Александр Смирнов (компания Polycom) заметил, что в конечном счете эффективность так или иначе измеряется в деньгах, однако формулы ее расчета обычно исчисляются индивидуально.

Точки соприкосновения. Рис. 2

Internet of Things, безопасность и открытые данные

Все эти темы стали предметом обсуждения в первый конгрессный день. По мнению Евгения Колесникова, директора ЦДПО МФТИ, «умные» гаджеты пока относятся к аудитории В2С и успех в бизнесе ожидает того вендора, который «поймает волну» и возьмет в свои руки контроль подавляющего большинства «умных» устройств. Андрей Себрант («Яндекс») объяснил, что для его компании появление «умных» девайсов — это в первую очередь новые источники информации. Например, сервисы «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Транспорт» получают информацию именно от пользовательских устройств — указанные пакеты несут данные о скорости движения и местонахождении смартфонов и планшетов, и алгоритмы провайдера строят картинку происходящего на основании результатов обработки полученных сведений.

Дмитрий Алтухов («ИНТЕР РАО», ИТ) считает, что в скором времени решения для консьюмерского сегмента приблизят появление первых серийных «умных домов» на рынке недвижимости.

Дмитрий Иншаков, ИТ-директор PricewaterhouseCoopers, уверен, что на российском рынке есть настоящее «непаханое поле» для «Интернета вещей» — нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, промышленность, частный и государственный транспорт. В то же время, по мнению Дмитрия, общенациональная инертность менеджмента и населения, скорее всего, отодвинет масштабное распространение технологии на неопределенный срок.

Читайте также
Кризис — это не только вызов, но и шанс. Вместо попыток скопировать прошлые решения, российские ИБ-разработчики фокусируются на том, что действительно нужно сегодня — на надежных и понятных инструментах для безопасности. Заместитель генерального директора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов рассказал, как вопреки уходу иностранных технологий и непрерывным кибератакам удается перестраивать цифровую оборону и создавать решения, которые отвечают реальным вызовам, а не формальным требованиям.

О бесконечном противодействии «меча и щита» шла речь на секции, посвященной информационной безопасности. Защита периметра, проактивное противодействие угрозам, повышение компьютерной грамотности сотрудников — основные задачи ИБ-службы. Как считает Константин Коротнев, CISO «Эльдорадо», для отсечения киберугроз достаточно выстроить такую структуру, чтобы получение несанкционированного доступа к ней стало невыгодным и трудоемким занятием: «Если мы сможем защитить контур так, чтобы его нужно было ломать пять лет, то желающих просто не будет». Делясь собственными достижениями, Константин заметил, что за прошедший год удалось предотвратить мошенничества на сумму около 50 млн рублей.

О том, как можно использовать открытые данные, о перспективах их монетизации, говорили на секции «50 оттенков Open Data». Пользу открытых данных продемонстрировал Андрей Себрант («Яндекс») на примере сервиса «Яндекс.Пробки». Участники согласились, что область Open Data еще ждет своих первопроходцев.

Танцы на граблях

Во второй день конгресса председатель совета клуба 4СIO Павел Пестряков предложил провести запланированную дискуссию в формате круглого стола.

Точки соприкосновения. Рис. 3

Может ли внешний вид испортить имидж ИТ-директора? Павел уверен, что отношения внутри коллектива ИТ-службы зависят от того, как выглядит ее начальник. «Встречают по одежке», — говорит Павел и подчеркивает, что пиджак является неотъемлемой частью гардероба ИТ-руководителя. Конечно, бывают обстоятельства, когда деловой костюм лучше не надевать. Например, если CIO собирается на производственную или строительную площадку, добавляет Дмитрий Кочуров («Мечел»). В таких случаях следует найти компромисс.

Следующий вопрос — почему увольняют CIO? Одна из причин — отсутствие коммуникаций с другими топ-менеджерами, с руководством компании. Неумение донести до них ценность ИТ, представить свою позицию и аргументировать свои предложения. Надо учиться говорить с бизнесом на его языке, и тогда тебя будут слушать. Чем больше точек соприкосновения — тем теснее связь ИТ- и бизнес-подразделений.

ИТ-директора вели речь о зонах ответственности, о том, как строить отношения с подрядчиками, о стратегических подходах, обсуждали тонкости закупок и проведение тендеров, рассказывали, как в своих компаниях воспитывают лояльность к ИТ. Разговор шел о традиционных граблях, и о том, как все-таки постараться избежать ошибок на тернистом пути современного CIO.

Точки соприкосновения. Рис. 4

«Мерседес», «шмайсер» и другие удовольствия

Кроме насыщенной деловой программы организаторы «Подмосковных вечеров» предложили гостям и развлечения. Так, компания Violin привезла на конгресс раритетные автомобили времен Второй мировой войны, на которых могли покататься желающие. Для всех на регистрационной стойке стояли коробки с яблоками, выращенными членами клуба на своих участках. Коллективное фото впервые было сделано с помощью квадрокоптеров, парящих над территорией отеля. Традиционный футбол завершился победой сборной клуба, и для гостей на торжественном ужине выступила санкт-петербургская группа Markscheider Kunst. А еще в эти дни в Москве и Подмосковье стояла теплая и солнечная погода, и это добавило важному мероприятию прекрасное настроение.

Комментируя итоги конгресса, Алексей Кравченко сказал: «Мы живем в другой экономической ситуации, управляем иными рисками, о которых еще два года назад не имели представления. Виден такой эмоциональный подъем, единение, которые происходили на Руси в трудные годы. Виден прогресс в отечественной разработке, потихоньку уходим в сторону от традиционных ИТ-решений, и, надеюсь, в следующем году российских продуктов будет еще больше».

Опубликовано 28.10.2015