Минэкономразвития хочет ради эксперимента отменить тайну переписки

Логотип компании
23.07.2020Автор
Минэкономразвития хочет ради эксперимента отменить тайну переписки
В законопроекте предлагается временно изменить правила обработки персональных данных, в том числе отменить врачебную тайну, ради тестирования технологии искусственного интеллекта в телемедицине и дистанционном обучении.

В том числе в законопроекте предлагается временно отменить врачебную тайну ради тестирования технологии искусственного интеллекта в телемедицине.

Согласно проекту закона, авторы предлагают с минимальным отступом от общего регулирования временно изменить правила обработки персональных данных, а именно отменить:

  • врачебную тайну;

  • обязательное получение письменного согласия гражданина на обработку его данных;

  • обязательное соблюдение тайны связи, переписки и телефонных переговоров.

Зачем?

Таким образом министерство хочет ускорить внедрение цифровых медицинских технологий (телемедицина, сбор и обработка данных для постановки диагноза), высокоавтоматизированных транспортных средств, электронного и дистанционного обучения, технологий на финансовом рынке и в e-commerce, а также технологий в сфере строительства.

Проще говоря, искусственный интеллект сможет диагностировать заболевания и назначать лечение. Остальные же данные понадобятся для создания сервиса для малого и среднего бизнеса, который на их основе будет давать предпринимателям рекомендации по повышению эффективности бизнеса (расширение ассортимента и доступности товаров, увеличение прибыли и снижение издержек, улучшение госуслуг).

Когда?

Для начала проекту необходимо пройти согласование. В случае положительного решения эксперимент запустят спустя месяц после установления экспериментального режима, и продлиться он может не более трех лет.

На данный момент закон находится на стадии антикоррупционной экспертизы.

Участники — юридические лица — будут вести реестр клиентов (вступивших в правоотношения в рамках эксперимента лиц), и в обязательном порядке сообщать им об экспериментальном режиме.

А стоит ли?

С одной стороны, очевидно, что для развития искусственного интеллекта и увеличения точности его работы необходимо больше обучающих и контрольных выборок, однако с другой подобная инициатива крайне сильно противоречит прописанной в Конституции РФ тайне частной жизни.

«Если говорить о медицинских данных, то, как мне кажется, можно создать рынок, чтобы люди могли выбирать, какие данные они хотят продать или пожертвовать на определенных условиях. Это легальный способ сохранить права граждан на собственные данные и, при этом, собрать большие выборки», — считает сооснователь и генеральный директор компании HFLabs, Дмитрий Журавлев.

Также, по его словам, сейчас накопленных у компаний легальных данных вполне достаточно для развития технологии искусственного интеллекта и решения практических задач, и потенциал этой информации используется не в полную силу, а значит стоило бы пока начать с нее.

Учитывая количество участников в Ассоциации Больших Данных, вопрос информационной безопасности остается под вопросом, особенно если брать во внимание тот факт, что даже банки не всегда могут ее обеспечить. Компании еще не научились работать с теми легальными источниками, которые у них уже есть, так что велик шанс, что подобный ход в первую очередь повлияет на доступность для граждан банковских кредитов, страхования, возможности вступить в брак или трудоустроиться на работу.

Вместе с тем можно предположить, что клиенты, те самые «лица, вступившие в правоотношения», предпочтут отказаться от услуг компании, которая в рамках эксперимента не будет соблюдать медицинскую тайну и без получения письменного согласия возьмется за обработку полученной информации. Многие ли участники рынка захотят подать заявку на участие при таких перспективах?

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Читайте также
Сергей Леонов, CEO и CPO Альянса Региональных Ритейлеров – о том, как использовать ИИ для автоматизированного управления товарами, и как передовые технологии позволяют ретейлерам оптимизировать цепочки поставок, совершенствовать взаимодействие с покупателями и контрагентами и оптимизировать бизнес-процессы.

Похожие статьи