Новая коммуникационная среда

Логотип компании
О том, каким стал 2021 год для государственных органов рассказывает Юлия Смирнова, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

Роль цифровых технологий растет с каждым годом, в том числе при взаимодействии граждан и власти. Эффективность этого взаимодействия и упрощение его форм зависит от развития и поддержания общественного доверия. О том, каким стал 2021 год для Северной столицы, какие проекты обеспечили коммуникации жителей и государственных органов, как развивались цифровые сервисы, рассказывает Юлия Смирнова, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

Юлия Леонидовна, вы возглавили Комитет по информатизации и связи в 2021 году. Расскажите о том, как складывалась ваша карьера. Почему вы решили связать свою жизнь с ИТ?

Интерес к точным наукам у меня был с ранних лет. Тогда мне хотелось стать ученым математиком. После окончания школы поступила в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана по направлению прикладной математики и математического моделирования. Именно такая фундаментальная наука, как математика, позволяет нам шагать в ногу со временем и даже немного опережать его: моделировать и прогнозировать процессы. Сегодня сфера информационных технологий самая быстроразвивающаяся и востребованная в мире. Спрос на ИТ-специалистов растет ежедневно, и эта потребность в кадрах будет только увеличиваться. Отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что мне повезло работать и профессионально расти в такой прогрессивной отрасли, видеть, как благодаря цифровизации трансформируется современная действительность — в онлайне и в реальном времени, как меняются все сферы жизни в сторону комфорта и безопасности, при этом любить дело, которым я занимаюсь.

Какие значимые проекты Комитет реализовал в 2021 году?

Самыми значимыми, на мой взгляд, безусловно являются проекты, направленные на облегчение взаимодействия граждан с госорганами. Практически каждый наш жизненный период в том или ином виде требует тесного взаимодействия с органами власти — от рождения ребенка до покупки квартиры. Поэтому мы в Петербурге особое внимание уделяем работе таких сервисов.

Наш регион одним из первых ввел в действие Единую региональную информационно-справочную службу 122, которая обеспечивает круглосуточную информационную поддержку жителей Санкт-Петербурга по всем вопросам относительно новой коронавирусной инфекции COVID-19. Напомню, Служба работает с апреля 2020 года.

За время работы Службы 122 ее функционал значительно расширился, сегодня она оформляет все заявки на вызов врача на дом для всех поликлиник города, является дополнительным каналом записи граждан на вакцинацию от Covid-19, оформляет заявки по свободной записи на прием к врачу, запись на медицинские исследования. Этот функционал — результат тщательной совместной работы, проделанной Комитетом по информатизации и связи, подведомственным комитету СПб ГУП «АТС Смольного» — оператором Службы 122, и Комитетом по здравоохранению, администрациями районов и лечебно-профилактическими учреждениями Санкт-Петербурга.

Для решения проблемы с дозвоном в медицинские учреждения во всех городских поликлиниках, осуществляющих квартирную помощь, были организованы виртуальные кол-центры, интегрированные со Службой 122. Теперь все звонки в поликлиники по вызову врача на дом перенаправляются в Службу 122. Данный проект позволил увеличить доступность медицинских учреждений по телефону. На текущий момент ВКЦ функционируют во всех 80 городских поликлиниках.

В приоритете по-прежнему остаются вопросы общественной безопасности. Например, «Безопасный город» в том виде, в котором он реализован в Петербурге, не реализован больше нигде. Сейчас АПК «Безопасный город» — единая мегасистема, в которую входит 12 различных информационных систем, отвечающих за безопасность в городе. Это городская система видеонаблюдения, система мониторинга безопасности социальных объектов, система «112» и другие.

В рамках развития «Безопасного города» сейчас реализуется масштабный комплексный инфраструктурный проект «Умный двор», главная задача которого — сделать дворы и парадные максимально безопасными для жителей. Проект предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче данных в центр обработки и хранения данных Санкт-Петербурга от управляемых устройств мониторинга (специальных домофонных панелей), установленных на входах в парадные жилых домов. На данный момент модернизировано около шести тысяч домофонов в различных районах города, впереди по плану — еще 14 тысяч.

Также мы фактически завершаем реализацию еще одного крупного и крайне важного для города проекта — по развитию городской системы фиксации нарушений ПДД. В этом году мы установили 240 новых комплексов, фиксирующих превышение скорости, и отдельно оборудовали комплексами фотовидеофиксации 40 аварийно-опасных перекрестков. Проект реализуется совместно с Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, вся информация о нарушениях ПДД и проезжающем автотранспорте передается с комплексов фотовидеофиксации в ЦАФАП УГИБДД.

Была создана рабочая группа по внедрению технологий квантовых коммуникаций на территории Санкт-Петербурга с участием представителей Правительства Санкт-Петербурга, ОАО «РЖД», АО «Технопарк Санкт-Петербурга», СПб ГУП «АТС Смольного», НП «Руссофт», ФГАОУ ВО СПб ГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, ФГАОУ ВО «Университет ИТМО». Результат работы — создание пилотного участка магистральной квантовой связи Москва — Санкт-Петербург общей протяженностью более 700 км с 21 промежуточным доверенным узлом. Эта трасса самая крупная в Европе и вторая по величине в мире. Сеть «Москва — Санкт-Петербург» построена на базе оригинальных отечественных решений и передовых заделов российской научной школы в области фотоники и квантовой оптики.

В этом году особое внимание было уделено увеличению числа МФЦ, оборудованных секторами пользовательского сопровождения, где жители города могут самостоятельно оформить электронные услуги. В первую очередь это касается граждан пожилого возраста, которым зачастую трудно самостоятельно разобраться в тонкостях оформления госуслуг. В секторе пользовательского сопровождения им в этом поможет сотрудник МФЦ. В Петербурге в 51 МФЦ и шести Центрах оказания услуг для бизнеса установлены ПК самообслуживания.

Постепенно в МФЦ внедряется сервис, позволяющий проводить оплату государственных пошлин и сборов непосредственно в окнах приема документов. В следующем году данный сервис будет расширяться и в других структурных подразделениях.

На горячей линии МФЦ подключен автоматический голосовой помощник, а на официальной странице МФЦ в социальной сети «ВКонтакте» — чат-бот, информирующие жителей города о наиболее востребованных услугах и сервисах.

Силами подведомственного Комитету СПб ГУП «АТС Смольного» успешно обеспечено видеонаблюдение и трансляция в Интернет хода основного периода сдачи Единого государственного экзамена в Санкт-Петербурге. В 2021 году впервые организовывалась видеотрансляция сдачи государственных выпускных экзаменов по русскому языку и математике для 11-х классов. Трансляция экзаменов в основные и резервные дни прошла без сбоев и в надлежащем качестве. В 2021 году поставлен рекорд по количеству школ, аудиторий и камер в отдельно взятый экзаменационный день.

В этом году Петербург принял семь матчей ЕВРО-2020 с 12 июня по 2 июля. СПб ГУП «АТС Смольного» выполнило большой объем работ для обеспечения ЕВРО-2020 бесперебойной связью на стадионе во время проведения матчей. Проводную связь тоже задействовали — оснастили пикеты полиции на пропускных пунктах стадиона и комнаты дежурной смены Ленэнерго на стадионе. Ну а для болельщиков была реализована возможность авторизовываться в сетях Wi-Fi по своим FAN-ID.

Каковы основные результаты реализации?

Мы добились значительных успехов по всем направляем работы, однако всегда есть к чему стремиться. Если брать ту же систему фотовидеофиксации, к которой у водителей часто много вопросов, то статистика по новым комплексам говорит сама за себя: за первые пять месяцев работы практически по каждому адресу количество нарушений снизилось в три-пять раз. То есть, свою «профилактическую» задачу комплексы выполняют прекрасно, поэтому мы обязательно продолжим этот проект и в следующем году.

Кроме открытия новых МФЦ, проводятся плановые ремонты существующих центров. Мы выстроили работу таким образом, чтобы закрытие МФЦ на ремонт не сказывалось на доступности госуслуг. Например, в Приморском районе на ремонт были закрыты центры на Туристской улице и Шуваловском проспекте, но предварительно был открыт МФЦ в ТК «Долгоозерный». Также в Пушкинском районе на ремонт закрылся МФЦ в поселке Шушары, но мы открыли новый центр в поселке Ленсоветовский.

Какие дальнейшие шаги планируете?

Сейчас мы очень активно работаем над созданием и развитием «Озера данных» регионального уровня в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организацией единого информационного пространства регионального уровня для оперативного решения задач РСЧС. Для эффективной работы системы необходимо ее сопряжение с государственной информационной системой АПК «Безопасный город». Кроме того, до 2024 года необходимо обеспечить информационное взаимодействие в цифровом формате со всеми органами повседневного управления территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Какие разработки Санкт-Петербурга переданы для развертывания в другие регионы? Как ваш Комитет помогает коллегам?

Наш подход к созданию «Безопасного города» и особенно его единой интеграционной платформы пользуется большой популярностью. Не только наши регионы, но Киргизия и Узбекистан используют петербургскую модель.

Насколько данные работы Комитета синхронизированы с федеральной повесткой?

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 не менее чем в одном МФЦ города федерального значения должно быть организовано оформление и выдача заграничных паспортов, содержащих электронный носитель информации. В этом году мы реализовали этот проект в двух МФЦ. Криптобиокабины введены в эксплуатацию в МФЦ Московского и Калининского районов. Криптобиокабина — это «умное» устройство, позволяющее оформить загранпаспорт, не переживая за безопасность своих данных. Защита персональных данных заявителя обеспечивается на всех этапах оформления документа. В дальнейшем планируется задействовать криптобиокабины в выдаче электронного паспорта гражданина РФ и других документов с электронными носителями информации.

Использует ли ваш Комитет в работе облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект?

Системы искусственного интеллекта используются в работе Службы 122 при обработке вызовов. Голосовой помощник «Виктория» помогает оформлять заявки граждан на вызов врача. С мая 2021 года голосовой помощник запущен в промышленную эксплуатацию. Применение роботизированного решения помогает осуществлять одновременный прием более 900 вызовов, что полностью исключает ожидание на линии до соединения даже в периоды пиковой нагрузки. В среднем с помощью виртуального ассистента оформляется порядка 90% заявок в день.

Для правильного распределения вызовов и максимально эффективного использования операторов Службы 122 предусмотрено интерактивное голосовое меню (IVR) — система предварительно записанных голосовых сообщений, выполняющая функцию маршрутизации звонков, распознающая голосовой ответ. Этот виртуальный помощник уточняет у граждан, которые не сделали выбор нужной кнопки, прослушав голосовое меню, цель их обращения, предлагая ее озвучить — и направляет звонок в нужном направлении.

Пандемия ускорила внедрение цифровых сервисов. Какие сервисы в нашем городе оказались наиболее востребованными? Как вы планируете их развивать с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки?

В условиях пандемии существенно выросла нагрузка на кол-центры. Цифровые помощники позволяют принимать больше звонков. До тысячи обращений в день принимает голосовая помощница «Аврора» по телефону. Мы будем совершенствовать технологию, внедряя в алгоритмы помощников элементы искусственного интеллекта для лучшего распознавания человеческой речи, а также расширять их базы данных, увеличивая число доступных запросов.

Зоны самообслуживания были введены как элемент повышения цифровой грамотности. После введения QR-кодов их можно распечатать в общедоступных ПК в МФЦ. Для граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться на госуслугах и получить QR-код самостоятельно, в большинстве МФЦ организована услуга распечатки QR-кода.

Какие направления работы Комитета будут наиболее актуальны в следующем году?

Как я уже говорила, в Петербурге уделяется особое внимание работе сервисов, которые облегчают взаимодействие граждан с госорганами. Кроме федеральных и региональных порталов Госуслуг, много лет успешно работает также портал «Наш Санкт-Петербург». В следующем году портал ждут большие изменения, которые давно уже назрели. Это и расширение использования нейросетей, и долгожданное обновление мобильного приложения, новые сервисы для пользователей.

Кроме цифровых проектов в чистом виде мы продолжим развивать весь блок общественной безопасности. Это и городская система видеонаблюдения, система фиксации нарушений ПДД, ряд других проектов. В частности, запланировано увеличение количества городских камер до 100 тыс. и увеличение количества камер с функционалом видеоидентификации лиц. Мы планируем в городских камерах внедрять функционал ситуационной аналитики, что позволит автоматизировать процесс подсчета людей, обнаружения бесхозных предметов, появления людей на закрытых территориях.

Также мы хотим активнее использовать большие данные о передвижениях людей по городу для решения прикладных задач органов власти Санкт-Петербурга. В том числе на основе анализа больших данных будут формироваться предложения по размещению дополнительных городских камер с обзором актуальных мест массового пребывания людей и предложения по закрытию слепых зон городской системы видеонаблюдения.

Добавлю также, что в текущем году Комитетом была подготовлена городская стратегия цифровой трансформации на 2022–2024 годы, утвержденная губернатором. В нее включены мероприятия по цифровой трансформации всех ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга. В следующем году начнется реализация большого количества проектов стратегии. В приоритете значимости проекты, реализуемые в областях здравоохранения, образования и социальной сферы, которые непосредственно влияют на жизнь горожан.

Опубликовано 24.12.2021

Похожие статьи