Александр Беглов: «Благодаря ключевым цифровым сервисам поддержка государства и региона пришла к человеку»
Александр Дмитриевич, какую роль сегодня играют цифровые технологии для ключевых инфраструктурных проектов города?
Четыре года назад мы определили четыре стратегических направления развития Петербурга как комфортного, открытого, социального и «умного» города. Без цифровизации решить поставленные задачи невозможно. Цифровые технологии, по сути, становятся виртуальной инфраструктурой города. Онлайн-сервисы, информационные системы охватывают все отрасли. Они дают гибкость и технологичность, которые необходимы в управлении мегаполисом. Например, «Информационная система управления проектами» обеспечивает контроль за реализацией всех городских инфраструктурных проектов. Государственная информационная система «Объекты городской среды Санкт-Петербурга» помогает контролировать качество уборки внутриквартальных территорий. Системы автоматизированного мониторинга позволяют в реальном времени видеть, что происходит в городе. Практика показывает эффективность такой инфраструктуры, и город продолжит ее развивать.
Президент поставил задачу обеспечить технологический суверенитет страны. Важная его составляющая — цифровой суверенитет. Что делает Петербург в этом направлении?
Мы придаем большое значение проектам импортозамещения в цифровой инфраструктуре. Внедряем отечественные разработки. Переводим операционные системы с разработок компании Microsoft на отечественную операционную систему Alt Linux. Закупили порядка 20 тысяч лицензий на отечественную операционную систему и офисный пакет. Они переданы органам власти, подведомственным казенным учреждениям. Переход на российское программное обеспечение гарантирует импортонезависимость, отказоустойчивость и безопасность. Закупаем и отечественное оборудование — системные блоки, ноутбуки, моноблоки, коммутаторы.
Российские программно-аппаратные решения сегодня применяются в многофункциональных центрах. Так, уже в 45 из 69 МФЦ внедрена система управления очередью. Реализовали функционал выдачи электронных талонов — вместо бумажных. Получили дополнительный положительный эффект — экологический. До конца 2023 года отечественная система управления очередью будет установлена во всех МФЦ.
Какие технологии и инновации были внедрены за последний год в инфраструктуру города?
В 2023 году мы запустили несколько пилотных проектов. В частности, видеонаблюдение за детскими площадками. На придомовой территории дома 22 на Наличной улице Васильевского острова развернута система видеонаблюдения. Изображения поступают в государственную информационную систему АПК «Безопасный город». Они обрабатываются нейросетями — алгоритмами видеоаналитики. Это повышает эффективность работы оперативных служб и качество профилактики противоправных действий в отношении маленьких горожан. Также алгоритмы позволяют фиксировать неисправное состояние уличного освещения, отсутствие своевременной уборки и многое другое. Планируем применить такой комплексный подход к детским и спортивным площадкам во всех 18 районах нашего города.
Продолжаем развивать городскую систему видеонаблюдения. С начала года в Петербурге установлено более 10 тысяч видеокамер, в том числе 5 тысяч камер «умных» домофонов. Эффект ощутим: в 2022 году почти четверть всех общественных правонарушений раскрыты с помощью АПК «Безопасный город».
Видеокамерами оснащаем остановки общественного транспорта. Они интегрированы с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения горожан при возникновении ЧС. Сейчас в Петербурге более 200 «умных» остановок в 11 районах города, больше всего их в историческом центре.
В этом году мы активно внедряли цифровые решения с применением искусственного интеллекта. Голосовой помощник «Виктория» Службы «122» помог оформить более 1,2 миллиона заявок горожан на вызов врача на дом, а также продолжил предоставлять сведения о статусе ранее оформленной заявки на вызов врача. «Виктория» приглашает и записывает граждан на диспансерное наблюдение, напоминает о предстоящей записи на прием к врачу. С начала года «Виктория» сделала более 1,7 миллиона звонков горожанам.
Вы инициировали программу «Эффективный регион». Как меняется работа органов власти Санкт-Петербурга благодаря ее реализации?
Сегодня все государственные органы власти Санкт-Петербурга участвуют в программе «Эффективный регион». Изменения происходят во всех отраслях. Меняется корпоративная культура — потому что госслужащие вовлечены в процесс. Идет активное внедрение и использование отечественных наработок в области роботизации, RPA. Это сокращает издержки при выполнении больших объемов однотипной и монотонной работы. Высвобождается время государственных служащих для выполнения других задач. А жители благодаря бережливым технологиям получают услугу быстрее, без волокиты.
Рост городского бюджета до 1 триллиона рублей позволяет нам расширять меры поддержки граждан. За четыре года общий объем социальных выплат вырос в полтора раза, их получают 2 миллиона 600 тысяч человек. Помощь города сегодня получает каждая четвертая петербургская семья. Соответственно, увеличилось количество обращений. Реализация проектов программы «Эффективный регион», создание дополнительных государственных сервисов помогает нам существенно сократить время на оформление справок и документов. Уменьшается объем бумажного документооборота. Переходим на единый электронный документооборот.
Бережливые технологии внедряем в здравоохранении. С 2018 года на «бережливый» формат перешли 223 медицинские организации, внедрившие локальные проекты по улучшению рабочих процессов. В 2023 году в городских поликлиниках реализуется 371 локальный проект, в том числе по оптимизации работы регистратуры, дневного стационара, проведения вакцинации. Также с 2020 года реализовано 15 пилотных проектов в медицинских организациях Петербурга, как амбулаторного, так и стационарного звена. Затем они были распространены на весь город. Результат — сокращение временных затрат, облегчение работы врачам и доступность медицинской помощи для пациентов.
Оптимизируем процессы для инвесторов. Уменьшаем объем и сроки согласований проектов, упрощаем механизм обмена информацией с органами власти и ресурсоснабжающими организациями. Снятие избыточных административных барьеров помогает быстрее передавать участки инвесторам, сокращать сроки согласований, а городу — получать новые объекты. Оптимизация процессов государственного строительного надзора помогла строительным компаниям ускорить темпы ввода социальных объектов. Сокращены временные издержки на оборот документации и согласование этапов работ, снижена административная нагрузка на застройщиков.
Активно происходит оптимизация государственного контроля в сфере благоустройства. Это позволяет сократить время на согласование адресных программ, уменьшить бумажный документооборот.
Какие расходы предусмотрены в городском бюджете на 2024 год на реализацию стратегии цифровой трансформации?
Мы в приоритетном порядке реализуем Стратегию цифровой трансформации Санкт-Петербурга. Она нужна в первую очередь, чтобы обеспечить потребности горожан в современных сервисах. На развитие и эксплуатацию государственных информационных систем предусмотрели 6 миллиардов 800 миллионов рублей.
Около 1,5 миллиона человек еженедельно пользуются возможностями государственных информационных систем, которых сегодня уже более 50. В рамках развития ГИС в Петербурге создается уникальный для России миниапп «ВКонтакте» «Я здесь живу», чат-боты для «Телеграм», которые помогают петербуржцам решать самые разные житейские вопросы. В настоящий момент каталог насчитывает более 200 сервисов, их количество постоянно растет.
Мы продолжаем развивать сеть наших многофункциональных центров. 43 миллиона рублей будут направлены на увеличение количества окон приема и расширение площади действующего МФЦ на Невском проспекте, 174. Ведем дальнейшую автоматизацию госуслуг, внедрение в работу МФЦ новых информационных технологий и цифровых сервисов. В 2024 году планируется на 6% увеличить объем услуг МФЦ за счет перевода «традиционного» способа подачи документов в электронный вид.
В проект бюджета заложены расходы на создание новых сервисов в рамках экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург».
Предусмотрено финансирование регионального проекта «Цифровое государственное управление» – продолжим развивать Межведомственную автоматизированную информационную систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Она предусматривает и мероприятия в области цифровой трансформации госуправления и госуслуг.
Как цифровые технологии изменят Петербург в течение следующего десятилетия?
В перспективе в Петербурге будут еще более активно развиваться суперсервисы. Четыре года назад мы начали реализовывать принцип, по которому органы власти берут на себя инициативу и не только принимают заявления от граждан и организаций, но и, предугадывая их потребности, предоставляют нужные меры поддержки или направляют рекомендации для получения других полагающихся госуслуг. Благодаря цифровым сервисам поддержка государства и региона пришла к человеку. Сегодня такая проактивная позиция дает результаты. Мы комплексно подходим к оказанию поддержки гражданам и бизнесу в разных жизненных ситуациях. Это повышает качество жизни людей, упрощает работу органов власти, сокращает бюджетные расходы. Петербург активно участвует в реализации федерального проекта «Государство для людей», где все инструменты помощи гражданам рассматриваются именно в контексте жизненных ситуаций. Здесь не только предоставление государственных услуг и сервисов, но и услуг негосударственных организаций. Это позволяет заявителю не тратить время на получение ответов у различных ведомств. Ему предоставляется комплексный результат в виде набора полагающихся именно ему мер поддержки.
Как вы оцениваете инициативы совместных образовательных программ, организуемых вузами и крупным бизнесом в Петербурге, направленных на специализированную подготовку ИТ-специалистов для различных отраслей?
Это очень важное и перспективное направление. Для эффективной и планомерной цифровизации нужны кадры. В Петербурге много вузов, которые готовят специалистов высокого уровня в сфере информационных технологий. У нас ведущие технологические компании — «Лаборатория Касперского», «Яндекс», VK и другие, в которые выпускники приходят работать. Крупные компании, с которыми у нас заключено стратегическое партнерство, включая «ВКонтакте» и «Яндекс», обеспечивают конкурентный уровень заработной платы и создают привлекательные условия для выпускников вузов.
Общая цель государства, бизнеса и вузов — эффективное взаимодействие для подготовки наиболее востребованных специалистов. Нужно, чтобы будущие специалисты со студенческой скамьи были погружены в сферу, в которой будут работать в будущем. Чтобы знали, какие цифровые сервисы будут развивать. Нужна долгосрочная программа развития цифровых технологий и ее регулярная актуализация под потребности экономики.
Какие партнерства или совместные проекты с частным сектором были осуществлены или планируются в ближайшем будущем?
В этом году совместный проект реализуют МФЦ Петербурга и «Яндекс». Все отделения МФЦ теперь выделены в картографических сервисах специальной брендированной меткой «Мои документы». Можно найти на карте удобный МФЦ и нажать кнопку «записаться онлайн». По каждому МФЦ на «Яндекс.Картах» отображается вся необходимая информация. Не только адрес и телефон, но и доступная среда для инвалидов, востребованные услуги и сервисы.
Также на «Яндекс.Картах» в режиме реального времени отражено движение автобусов, их маршрут и расписание — информация предоставляется Правительством Санкт-Петербурга. Другой удачный пример — экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург», которая реализована на платформе социальной сети «ВКонтакте».
Мы продолжим реализацию проектов, которые делают Санкт-Петербург цифровым городом будущего.
Опубликовано 02.11.2023