Вэбинар или Конгресс? Личное мнение

Логотип компании
Вэбинар или Конгресс? Личное мнение
Как отделить «зерна от плевел»? Как отсортировать только качественную, т.е. объективную «пищу для ума»?

Жаловаться некому, никто нас не обязан

лечить, как и мы никому не обязаны жить.

М. Жванецкий

В сегодняшнем, изобилующем информацией мире, очень тяжело понять, откуда и каким образом можно получить качественные и необходимые сведения о чем-либо. Техника и технологии меняются с быстротой проходящего курьерского поезда, производители продуктов и услуг ищут новые и эффективные способы быстрой доставки информации до потребителя. Мегатерабайты данных находятся в глобальной Сети, но их поиск и использование тоже имеют определенные ограничения. Весь этот информационный поток является ежедневным рационом ИТ-директора. Как отделить «зерна от плевел»? Как отсортировать только качественную, т.е. объективную «пищу для ума»? Давайте попробуем разобраться.

Вэбинар или семинар через Интернет

С некоторых пор стало модным проводить вэбинары. Еженедельно в почте я получаю предложения зарегистрироваться и подключиться к очередному такому мероприятию. Вот как пишет г-н Пичугин из компании IDS Scheer: «Замечательный инструмент — Webex (или, как еще говорят, вебинар). Сел перед микрофоном, налил чайку, открыл на компьютере презентацию, и — вперед». Действительно, с точки зрения желающего донести информацию, просто мечта. На лицо одни удобства и ничего при этом не надо: никаких затрат, аудитория — гипотетически — многомиллионная. Только вот «чего-то в супе не хватает», однобокая какая-то ситуация. Наверное, идеально она подходит для школьников, летящих на Альфа Кассиопею и вынужденных таким образом получать среднее образование. Не правда ли, похоже на «Английский за 5 дней»? Ведь понятно, что ни за 5 дней, ни за другое время без труда и практики вы английский не выучите. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Дополнительной проблемой является то, что ни квалификацию лектора не проверить, ни корректного on-line вопроса-ответа не получить. Слушай, верь, внимай и запоминай. Возможно, из-за этого (а возможно, и нет) распространенность данного вида передачи информации и посещение таких мероприятий невелико. Статистика, собираемая ИТ-сообществом, свидетельствует об очень незначительном количестве подключений и их кратковременности. Не будем строить догадки, почему так происходит. Несомненно, вэбинар, как инструмент доставки информации, действительно интересен, но им нужно уметь пользоваться с обеих сторон монитора. На мой взгляд, есть еще один момент, существенно снижающий интерес к подобным мероприятиям — отсутствие живого общения. Коммуникации необходимы любому человеку хотя бы просто для того, чтобы ощущать себя сопричастным, чтобы иметь возможность определить свой уровень по отношению к окружающим. Неужели есть люди, которые променяют живое общение на профильном мероприятии среди своих коллег на одинокое сидение за рабочим ПК при бегающих сотрудниках и звонящих телефонах?

Если развивать тему вэбинаров и представить недалекое будущее, то нужно постараться избежать массового «вэбинарного гипноза». И тут уместно вспомнить слова классика: «…Значит, вот так: ветер двинул, брызги, лежишь мокрый — ну полное ощущение. И тут начинается: горизонт вверх, горизонт вниз, прямо разрывает. От телевизоров — рычаги к кроватям. Операторы на студии управляют всеми кроватями, пока людей просто выворачивать не начинает. Ну, по сто квартир в доме, и все плывут в Австралию. Если очень плохо — сошел с кровати, и все, но впечатление потерял. А тут крики чаек из кухни, кто-то кусает из динамика…» (М. Жванецкий)

Конгресс или площадка для общения

ИТ-сообщество — одно из самых больших организованных сообществ в России. Что сближает нас? Что заставляет нас после тяжелой работы идти не домой, а в свой Клуб, где можно просто поболтать и рассказать о своих рабочих проблемах? В общем случае — чтобы получить то необходимое нам общение среди равных, где никто не будет тебя «парить» ненужными предложениями и теоретическими изысканиями, а по-дружески помогут решить проблему. Что такое Клуб и для чего он есть, уже написано немало, и, судя по динамике развития (17 клубов за 5 лет), нам может позавидовать любая бизнес-компания.

Но общение в Клубе не всегда может удовлетворить амбиции ИТ-директора, возрастающие потребности в общении и получении знаний. Для таких целей создано мероприятие под названием «ИТ-Конгресс». Самые крупные Конгрессы проводятся, без сомнения, в Москве и Питере, но уже подтягиваются и остальные: Нижний Новгород, Екатеринбург, Ижевск, Ростов. Уровень общения на Конгрессе, несомненно, выше, чем на клубном мероприятии, мы можем сравнивать себя уже на межрегиональном уровне, ну, а контакты? Основная масса активных членов ИТ-сообщества давно уже использует именно межрегиональные связи — как для решения возникающих проблем, так и для получения информации об используемых технологиях и качестве поставщиков ИТ-товаров и услуг. И это не говоря про то, что мы просто дружим. Итак, по мнению ИТ-сообщества, Конгресс — это слет наиболее продвинутых и активных представителей своей отрасли, которые хотят общаться и дружить, давать и получать информацию, очищенную от «белого шума» и имеющую практическое применение.

А вот мнение уже упоминавшегося г-на Пичугина из компании IDS Scheer: «Посмотрите на Конгрессы, которые устраивают CIO-клубы. В этом году мы участвовали в двух таких — «Уральские самоцветы» под Екатеринбургом и «Белые ночи» в Питере. Хорошо, если на эти титульные мероприятия приходила половина от числа зарегистрировавшихся ИТ-директоров. А то и меньше. Спонсоры платят немалые взносы, тратятся на дорогу, а выступать приходится перед скромной аудиторией. Для спонсоров, которых организаторы активно раскручивают на деньги, эффективность участия в их мероприятиях оказывается сомнительной».

Я не буду приводить положительные отзывы участников и партнеров ИТ-Конгрессов, которые участвуют в этих мероприятиях, скажу только, что суммы, на которые, по мнению г-на Пичугина, «раскручивают спонсоров», сравнимы с одной зарплатой ИТ-директора. Что такое зарплата одного сотрудника в рамках уважаемой компании, мы себе можем представить. Конечно, можно сделать ИТ-Конгресс открытым, приглашать и зазывать на него всех, кого ни попадя. Собрать большую, но не профильную аудиторию можно, а зачем? Для галочки сотрудника спонсора перед руководителем? Мол, я выступил и рассказал о наших технологиях сотне слушателей? Несомненно, количественный показатель существенен, но он не главный в данном случае. Считаю, что лучше качественно общаться с тремя реальными покупателями, чем «вэбинарить» на миллионную аудиторию. Но и тут есть проблема: чтобы разговаривать с нами напрямую, надо иметь элементарные навыки общения и быть, как минимум, специалистом. Видимо, именно этого некоторым товарищам и не хватает. Может быть, мне провести вэбинар на тему: «Как общаться с ИТ-директором»? Опять хочется процетировать классика, ведь наш колхоз — дело сугубо добровольное: «Лечение стоит дорого, но можно и не платить... Нянечкам, сестрам обычно что-то платят, но они ухаживают и так. … Но можно этого и не делать, если вас не интересует результат...» (М. Жванецкий)

Эпилог. В чем сила, брат?

Чтобы что-то выбрать, надо что-то с чем-то сравнить (народная примета). Кто, что и для чего выбирает? Ответить на этот вопрос нам опять поможет г-н Пичугин, сравнивающий CIO-Конгресс «Белые Ночи» с проведенным им вэбинаром: «И заметьте, все общались друг с другом со своего рабочего места, и никому это ничего не стоило. Провести еще один такой же онлайн семинар можно хоть через неделю (если нужно, конечно). Сравним эффективность с участием в «Белых ночах».

Не вопрос, конечно, сравним! Вот только что именно? Для сравнения нужны сопоставимые показатели, а количественные, приведенные г-ном Пичугиным, не могут быть признаны таковыми. К тому же, я уверен, что каждый адекватный человек, как представитель компании, принимает то или иное решение, используя параметры эффективности, необходимости (стратегические и тактические приоритеты), стоимости, результативности и проч. Можно, конечно попытаться соотнести 2 кг колбасы и аэробус, но зачем? Вот и я, рассуждая о приоритетности, необходимости и результативности вэбинаров и Конгрессов, прихожу к выводу, что и то, и другое имеет право на существование, если оно кому-то нужно. Проводить сравнение абсолютно разных мероприятий некорректно просто по определению, а вот отсутствие результата после мероприятия свидетельствует только о неумении участника получать тот самый результат, что в равной степени относится и к вэбинару, и к Конгрессу. Только вы сами можете воспользоваться предложенными организатором возможностями, и только вы сами можете получить результат от их использования для себя и своей компании.

В заключение снова позволю себе процитировать Михал Михалыча, ибо самое ценное, что мы приобретаем со временем — это опыт, опыт общения, опыт участия и использования инструментария, предоставленного нам технологиями и организаторами.

«Ничто так не приободряет человека, как личный опыт... Билеты у спекулянта взял в кино. Оказалось, на вчера, в другом городе и не в кино, а куда-то в планетарий. Черт с ним. Но опыт приобрел. Теперь дудки меня объедешь... Теперь билеты — намертво! Пока сам не обожжешься, никто тебе не докажет.» (М. Жванецкий)

Читайте также
ИТ-компании «СИГМА» и «Прикладные решения» разработали и внедрили в крупной энергетической компании инновационную систему автоматизации управления автотранспортом и спецтехникой — АСУ АиСТ. IT-World рассказывает о проекте.

Опубликовано 13.07.2010