Сравнение затрат на готовое решение и заказную разработку: что выгоднее и когда

Логотип компании
Сравнение затрат на готовое решение и заказную разработку: что выгоднее и когда

Иллюстрация: Shutterstock.ai

В какую сумму обойдутся оба решения, за что в обоих случаях платит клиент и какой вариант в какой ситуации выбрать.
Заказная разработка подразумевает высокую степень индивидуализации проекта под конкретные задачи бизнеса. Сайт, приложение или сервис создают с нуля по такой схеме:

  1. Определяются требования, ожидания и бизнес-цели клиента.
  2. Создается техническое задание с детальным описанием функциональности, дизайна и других особенностей проекта.
  3. Начинается работа над самим проектом с опорой на ТЗ.

Готовое решение — это более быстрый и бюджетный вариант по сравнению с заказной разработкой, однако готовые решения часто менее гибкие и не всегда решают задачи клиента.

В статье разберемся, в какую сумму обойдутся оба решения, за что в обоих случаях платит клиент и какой вариант в какой ситуации выбрать.

Готовое решение: основные затраты

Хотя решение и называют «готовым», на самом деле это не всегда так. Чтобы можно было спокойно использовать ПО и не бояться, что в процессе что-то сломается, нужно учесть множество затрат. Вот основные из них.

Покупка лицензии. Готовые решения без свободной модели распространения можно использовать, только если вы купите лицензию. Причем ее стоимость будет варьироваться: обычно на нее влияют версия продукта, функционал и количество пользователей. Например, годовая подписка на Okdesk с доступом для 5 пользователей обойдется в 72 000 ₽. А годовая лицензия на коробочный «Битрикс24» стоит от 23 880 ₽.

Продление лицензии. Бывают сервисы, лицензия к которым покупается единоразово и в нее включаются все дальнейшие обновления — сколько бы лет вы ни пользовались продуктом. Но все-таки чаще за доступ приходится платить регулярно: например, раз в месяц или год. При этом стоимость от года к году будет только повышаться: редкие компании фиксируют цены для клиентов.

Внедрение. Внедрение в эксплуатацию готового решения предполагает три основных момента:

  • Перенос системы на хостинг или на сервер заказчика.
  • Настройка сервера под задачи проекта с учетом его особенностей. На этом этапе создаются пользовательские интерфейсы, настраиваются параметры, устанавливаются права доступа, выполняется интеграция с другими системами.
  • Обучение пользователей. Чтобы персонал мог эффективно использовать систему, проводят тренинги и семинары, создают обучающие материалы.

Кастомизация. Компаниям с уникальными бизнес-процессами часто не подходит стандартная логика готовых продуктов. Тут есть два пути: перестроить процессы под возможности системы или доработать сам продукт. За доработку придется платить.

Вот что может считаться доработкой:

  • Создание дополнительных страниц для личных кабинетов.
  • Реализация компонентов таблиц, форм, дашбордов под конкретные задачи заказчика.
  • Разработка и подключение дополнительных модулей.
  • Интеграция готового решения с внешней системой через уникальный API-сервис.

Стоимость доработки обычно оценивают весьма высоко, так как доступ к кодам решения есть только у владельца «коробки».

Поддержка. Резервное копирование, исправление ошибок, обслуживание сервера — все это входит в понятие поддержки. Стоимость этих услуг зависит от вида работ и условий договора с разработчиком. При этом в роли разработчика могут выступать как внешние подрядчики, так и инхаус-команда. Стоимость поддержки в каждом случае будет складываться из разных вещей:

  • Инхаус — учитываются затраты на найм сотрудников, онбординг, оплату труда, социальные выплаты.
  • Аутсорс — учитываются затраты только за фактические работы или потраченные специалистами часы.

Большинство компаний утверждают, что поддержка входит в стоимость лицензии. Однако они умалчивают о том, что такая поддержка часто ограничена. А если проблемы возникнут после кастомизации, вам скорее всего не помогут, а предложат использовать «чистый» продукт, который не подходит вашему бизнесу.

Кроме того, если вы покупали лицензию у стартапа, рано или поздно он может закрыться. Тогда стоимость поддержки сторонними разработчиками увеличится в разы.

Заказная разработка: какие затраты нужно учесть

По данным исследования GoodFirms, средняя стоимость разработки проекта с нуля составляет $36 000–60 000 — это примерно 3 160 000–5 300 000 ₽. Вот что входит в эти затраты.

Команда разработки. Существует три способа найти разработчиков: нанять команду в штат, найти фрилансеров или обратиться в аутсорсинговую компанию.

  • Наем в штат. Вы подбираете команду, которая работает непосредственно в вашей компании. Этот вариант обеспечивает оптимальный контроль над процессом разработки и облегчает общение, но он самый дорогой. Придется столкнуться с дополнительными расходами на оборудование и аренду офиса, а также потратиться на подбор персонала и менеджмент. 
  • Фриланс. Вы подбираете специалистов для конкретного проекта. Этот вариант подойдет, если вам нужна гибкость и низкая стоимость. Но подбор идеального специалиста с подходящим портфолио требует много времени и усилий. Кроме того, управление несколькими внештатными сотрудниками может оказаться сложной задачей.
  • Аутсорсинг. Вы нанимаете компанию по разработке ПО. Аутсорсинговые агентства хороши тем, что вы будете работать с готовой командой опытных специалистов. В таких компаниях внутренние процессы уже налажены, поэтому управление проектом, планирование, контроль и коммуникация с командой обычно не вызывают трудностей. Более того, аутсорс — это выгодный вариант по соотношению цена-качество.

Поддержка. Поддерживать работоспособность системы можно инхаус или с помощью той команды, которая занималась разработкой. Как именно вы будете это делать, лучше решить заранее, иначе каждая смена команды поддержки будет сильно раздувать дополнительные косты.

Если говорить про аутсорс, обычно в общую стоимость разработки включается только гарантийная поддержка. На технические доработки и дальнейшее развитие проекта заключается новый договор, а их стоимость оценивается отдельно. Например, у нас в агентстве поддержка сайта стоит 2700–3500 ₽/час. Формат работы — Time&Material, т.е. оплачивается только фактически потраченное время.

Затраты на риски. Любой проект по разработке связан с разного рода рисками. Они могут различаться в зависимости от проекта, но все они так или иначе приводят к дополнительным затратам:

Читайте также
IT-World разбирался, почему монолитные корпоративные системы — это бомба замедленного действия и как избежать ошибок при проектировании.

  • Превышение выделенного на проект бюджета — самая частая ошибка, которая влечет за собой все остальные.
  • Потеря или нехватка членов команды — даже если эта проблема длится недолго, она может привести к ошибкам и задержке сроков. 
  • Низкая продуктивность — чаще всего угрожает долгосрочным проектам, т.к. большой запас времени порой приводит к медленной работе. 
  • Задержка релиза — за дополнительное время работы приходится доплачивать всей команде.

Развитие ПО. Любой работающий сервис должен развиваться, меняться под возникающие требования пользователей и новые бизнес-задачи. Например, если через год вы решите обновить интерфейс, внедрить в продукт встроенную аналитику или запустить ИИ-ассистента — за это придется платить отдельно.

Заказная разработка или готовое решение: что выбрать

Заказная разработка подходит для среднего и крупного бизнеса, которому выгоднее вложиться в разработку собственного продукта, чем адаптироваться под готовое решение и из-за этого терять уникальные преимущества. Если вы готовы инвестировать в свое развитие — это ваш вариант.

Коробочные решения хороши для небольших компаний, которым нужно решать стандартные бизнес-задачи. Например, готовые продукты часто выбирают для цифровизации документооборота, финансовой аналитики, CAD-проектирования, разработки интернет-магазинов.

При этом часто компании миксуют и ускоряют собственную разработку с помощью готовых решений или дорабатывают коробочный сервис силами инхаус-команды.

Опубликовано 15.03.2024

Похожие статьи