Объективная реальность

Логотип компании
Объективная реальность
Новые объективы сегодня «кусаются», но их  вполне можно заменить старыми, причем результат окажется даже лучше.

Общие моменты

Canon

Minolta/Sony Alpha

Nikon

Pentax

Как бы ни манили глаз новые объективы, а в нынешней ситуации частенько приходится затягивать пояса и искать альтернативу. Например, выбрать что-нибудь из старого портфеля – обойдется в разы дешевле, а качество не хуже, а то и лучше нынешних хитов. В каждой системе есть свои герои, которые, может быть, не идеальны оптически, зато обладают какими-то особыми качествами или их совокупностью.

Общие моменты

Первым делом напомню, что «кропнутая» оптика (рассчитанная на камеры с матрицей, меньшей, нежели размер пленочного кадра, например APS-C) дешевле полнокадровой. И тут старые объективы вне критики, ведь они покрывают 24×36 мм.

Canon

Canon EF 50mm f/1.8

Объективная реальность. Рис. 1


Самую первую версию объектива в народе ласково прозвали «дедушкой»: ровесник всей династии EOS, он вышел на рынок одновременно с камерой EOS 650 – в 1987 году. На конвейере продержался сравнительно недолго и был потеснен Canon EF 50/1.8 mark II, который выпускается и поныне. Несмотря на ту же оптическую схему, ставить его в один ряд с предком сложно – слишком удешевили конструкцию, отчего возникают проблемы с геликоидом, а следовательно, и с конечным изображением. По качеству картинки ближе к старшему «полтиннику» – Canon EF 50/1.4 USM, а по конструктиву и вовсе считается лучшим.

Canon EF 80-200mm f/2,8 L

Объективная реальность. Рис. 2

Даже на вторичном рынке весьма недешев, но его характеристики, а главное рисунок, доказывают, что прозвище «волшебная труба» получено недаром. Выпускался с 1989-го по 1996-й (когда на смену пришел EF 70-200/2.8L USM). Шикарный объектив для портрета, репортажа, да и любых других типов съемки, где подходят данные фокусные расстояния. Скорость автофокусировки одна из самых высоких среди не-USM-моделей.

Minolta/Sony Alpha

Minolta AF 70-210mm f/4

Объективная реальность. Рис. 3

Знаменитая «пивная банка», названная так из-за внешнего сходства. Выросла из не менее удачного (но неавтофокусного) Rokkor 70-210/4, который Minolta выпускала даже для Leica под именем Vario-Elmar 70-210/4. Не раз встречал, что профессиональные мастера используют ее для репортажей, съемки свадеб и других событий. И неслучайно: отличная резкость даже на открытой диафрагме, фирменный мягкий рисунок Minolta, который не встретишь в современных моделях. Впервые Minolta AF 70-210 F/4 появился в 1985-м (одновременно с первой автофокусной камерой Maxxum Dynax Alpha 7000), с тех пор выпущено более миллиона экземпляров.

Minolta AF 28-135mm f/4-4.5

Объективная реальность. Рис. 4

Неофициальная кличка «старикан», хотя стартовал в том же году, что и «пивная банка». Несмотря на широкий диапазон фокусных расстояний, по качеству способен поспорить со многими фиксами. При этом, что крайне важно, имеет практически постоянную диафрагму. Разумеется, открытая «дырка» – рабочая на всем диапазоне. Универсальный вариант, который подойдет в качестве тревел-зума, когда не хочется носить с собой множество объективов.  

Minolta AF 35-70mm f/4

Объективная реальность. Рис. 5

Уроженец того же года знаменитый «малыш». При всей свой компактности обладает отличной резкостью и постоянной диафрагмой. На камерах с матрицами формфактора APS-C тоже хорош, но теряет в универсальности: эквивалентное фокусное расстояние 52–105 мм. В 1993-м на конвейерной дорожке его заменила Minolta AF 35-70 f/3.5-4.5, однако принята была неоднозначно, и «малыш» только набрал очков. Как и «пивная банка», выпускался для Leica под названием Vario-Elmar-R 35-70mm f4.

Nikon

Nikkor AF 35-70mm f/2.8

Объективная реальность. Рис. 6

Закончил карьеру в 1992 году, но до сих пор пользуется популярностью. Интересен не только оптическими свойствами, но и конструкцией типа «тромбон». Фокусное расстояние меняется не вращением кольца на объективе, а движением части корпуса вперед-назад: требует привыкания, зато потом оперативность работы с таким объективом превосходит классические решения. Любопытно также, что фокусное расстояние уменьшается при выдвижении тубуса, а не увеличивается, как в аналогичных моделях.

Zoom Nikkor auto 80–200mm f/4.5

Объективная реальность. Рис. 7

Дебютировал в 1970-м и уникален тем, что, став первой моделью японцев с использованием сверхнизкодисперсионного стекла (Exltra-Low Dispersion Glass), задал новый уровень резкости – настоящий прорыв для своего времени!

Pentax

В связи с тем, что компания Ricoh (нынешний владелец именитого бренда) наконец показала прототип полнокадровой зеркалки, вопрос объектива для нее стоит весьма остро – ведь до последнего времени практически вся новая оптика Pentax предназначалась для кропа. Теперь же стоит вспомнить о «пленочных» решениях. Впрочем, не все объективы с маркировкой DA (рассчитанные на матрицу APS-C) не кроют полный кадр. Так, фотолюбители доказали возможность использования на полнокадровой камере таких моделей Pentax, как DA 40mm F2.8 Limited, DA 40mm f/2.8 XS, DA 50mm F/1.8, DA 70mm F2.4 Limited, DA* 55mm f/1.4 SDM, DA* 200mm f/2.8 ED [IF] SDM, DA* 300mm f/4 ED [IF] SDM и DA 35mm F2.8 Macro Limited.

SMC Pentax FA 28-105mm f/4-5.6 Power Zoom

Объективная реальность. Рис. 8

Один из лучших универсальных объективов своего времени. Хорошая резкость по всему полю кадра, предсказуемость результата, а главное – его можно купить за весьма небольшие деньги.

SMC Pentax DA 40 mm f/2.8 XS

Объективная реальность. Рис. 9

Хоть и недавняя новинка, но я готов записать ее в легенды прямо сейчас: оптически не уступает именитому собрату SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited, а по габаритам даже компактнее. При этом цена (особенно на вторичном рынке) очень выгодная для столь интересного стекла.

Поездка с отказавшим мотором

Если вы не планируете переходить на полный кадр, но привержены системе Pentax, рекомендую внимательно следить за вторичным рынком, где встречаются звездные объективы с отказавшим ультразвуковым мотором: скажем, SMC DA* 16-50mm f/2.8 ED AL (IF) SDM, SMC DA* 50-135mm f/2.8 ED (IF) SDM или SMC DA* 55mm f1.4 SDM.

Объективная реальность. Рис. 10

Все они очень хороши оптически, имеют защиту от влаги, но вот встроенный мотор – их слабое место. Однако в каждой из этих моделей присутствует так называемая отвертка, то есть они могут фокусироваться от мотора камеры, но включить функцию штатными методами нельзя. Если же вбить в поисковик «взломали отвертку на звездных зумах», без труда найдется подробная инструкция, как активировать работу АФ с помощью камеры.  

Выводы

Мы с вами рассмотрели автофокусные объективы, но есть огромное количество, не побоюсь этого слова, легендарных моделей, рожденных в другую эпоху, однако о них в другой раз.

Опубликовано 17.03.2015

Похожие статьи