Бизнес в тонусе
На работе мы проводим треть жизни и, естественно, ежедневно спрашиваем себя, насколько удовлетворены ею. Почувствовав сомнения, еще вчера всем довольный сотрудник начинает хандрить, впадать в прокрастинацию либо искать новое место. Задача управленца – не только грамотно ставить рабочие задачи и контролировать их выполнение, но и сделать ту самую треть жизни подчиненного более комфортной. Ведь от этого напрямую зависит успех в бизнесе.
От теории…
Базовые плюшки удовлетворения потребностей персонала, которые предлагают современные компании, основаны на утверждениях психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow).
Физиологические потребности: еда, сон
Если сотрудники проводят все время в офисе, чаще всего в их распоряжении оказываются бесплатный ланч, неиссякаемый источник кофе с печенюшками, а нередко и симпатичный диванчик в переговорке, чтобы спокойно отдохнуть в перерыв. Доказано: если очень хочется спать, стоит разрешить себе отключиться на 15 минут. Организм перезагрузится, краткосрочная память очистится, и вы снова будете чувствовать себя на коне!
Потребности в безопасности: защищенность, уверенность в завтрашнем дне
Тут все понятно: зарплата и бонусы по итогам месяца, комфортное рабочее место, присутствие охраны или охранной сигнализации. Нередко на входе в офис устанавливают специальное средство контроля, чтобы «враг не просочился».
Социальные потребности: общение, внимание, поддержка
Тимлиды и эйчары стараются изо всех сил, чтобы потребности каждого сотрудника были удовлетворены, отсюда бесконечные брейнстормы, тимбилдинги и корпоративные вылазки. Но здесь главное – не переусердствовать: как минимум каждый третий трудящийся России заводит роман на работе. 23% таких историй перерастают в долгосрочные отношения, а 13% заканчиваются браком (согласно опросу Joblist.ru).
Потребность в уважении и признании
Если ваши сотрудники испытывают потребность в признании, организуйте их выступление на профильной конференции. Там они смогут проявить себя и померяться силами с конкурентами – кто знает, может быть, им удастся стать экспертами? В любом случае это полезный опыт для всех сторон.
Творческие потребности
Тут необходим баланс между «разрешить сотрудникам проявить себя» и «я художник, я так вижу». Если впадать в крайность и поощрять любую инициативу, можно добиться непредсказуемого результата, а если строго ограничивать – рискуешь загубить на корню полезный посыл видеть решение проблемы шире техзадания.
Эстетические потребности: чтобы офис был не как у всех
Над этим трудятся дизайнеры. Но свою лепту вносят и сами сотрудники, принося на рабочее место мягкую игрушку, любимую чашку, цветок в горшке и прочие мелочи, радующие глаз.
Духовные потребности: личностный рост
Каждый сотрудник в теории хотел бы учиться – ходить на занятия, семинары, получать сертификаты. На практике же большинству лень и они идут на это лишь в угоду руководству. Однако это же большинство, просматривая объявления о работе, придирчиво ищет пункт о бесплатных курсах английского языка и командировках в другую страну, чтобы потом жаловаться друзьям: «Вот загрузили, так загрузили!»
…к практике
Для того чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, не поглядывали на часы в ожидании конца рабочего дня, многие компании обустраивают в офисах фитнес-комнаты, кафе, уголки отдыха. Таким образом, офис постепенно превращается в дом: зачем куда-то уходить, если и тут хорошо?
Фирмы, практикующие удаленную работу, такой инфраструктурой похвастать не могут, зато готовы предложить онлайн-курсы для повышения квалификации и участие в профильных мероприятиях в качестве не только слушателей, но и докладчиков. Надо отметить, что такой набор плюшек, хотя лишь частично удовлетворяет базовые потребности сотрудников, заметно повышает их лояльность. Поездка на конференцию воспринимается как знак доверия со стороны руководства, выступление – как признание экспертом, а общение с коллегами на афтерпати – как глоток свежего воздуха, без которого работа застопорится.
Мораль сей басни
Положительный моральный климат – залог успешной работы компании и, соответственно, увеличения прибыли. Если работники пребывают в депрессии, ничего не хотят и избегают общения – быть беде. Менеджеры по персоналу и сами руководители должны четко отслеживать любые изменения в настроении коллектива и оперативно реагировать на них. Эффективным бизнес становится, лишь когда вся команда воодушевлена и стремится к вершинам.
Опубликовано 07.06.2016