Социальные сети в бизнесе

Логотип компании
Социальные сети в бизнесе
Как использовать социальные сети в бизнес-целях? Чем различаются социальные сети?

В статье:

Что такое социальные сети

Как использовать социальные сети в бизнес-целях

Чем отличаются социальные сети

Что такое социальные сети

Социальные сети представляют собой виртуальные объединения людей. Само формирование социальной сети направлено на построение сообществ из людей со схожими интересами, основанное на предоставляемом социальной сетью сервисе. Обычно каждому из участников социальной сети предлагается определенным образом оформленное пространство на страницах блога, где он может опубликовать информацию о себе, загрузить фотографию, вести дневник и получать сообщения от своих друзей и знакомых, также зарегистрированных в социальной сети.

Самые важные функции социальной сети связаны с блоггерством и обсуждением. Недоступная ранее возможность выразить собственную позицию, сделать что-то во всеуслышание стала реальностью с появлением блогов. Блог – это сетевой журнал или дневник, который ведется одним пользователем или компанией. Блоги приучили людей высказывать свое мнение, искать альтернативные точки зрения и вообще быть более независимыми в своих оценках.

Существует несколько категорий социальных сетей. Первая категория подразумевает, что сеть объединяет ссылки на определенные сайты, формируя так называемые коллективные закладки, предоставляющие людям доступ к проверенным сайтам определенного содержимого.

Вторая категория – каталоги, сформированные в качестве баз данных научной или популярной информации. Другой подвид – коллективные библиотеки, которые формируются пользователями путем загрузки контента (например, сайт IMDb.com). Также существуют узкопрофессиональные социальные сети, которые обычно представлены форумами, где ведется публикация интересных разработок, их обсуждение и предоставляется помощь новичкам.

Интересным направлением являются корпоративные и коммерческие социальные сети, позволяющие оказывать поддержку клиентам и сотрудникам компаний. Они посвящены сбору и публикации отзывов и обеспечивают работу механизма обратной связи с клиентами.

Наконец, две самые крупные социальные сети являются игровыми (к примеру, World of Warcraft) и коммуникативными (Facebook, LiveJournal, MySpace, Twitter, «Вконтакте», «Мой Круг» и т. д.). Прототипом коммуникативной сети стал портал classmates.com, запущенный в 1995 году, а первым пространством для блогов – «Живой Журнал» (в 1999 году).

Как использовать социальные сети в бизнес-целях

При взгляде на активно развивающиеся социальные сети возникает вопрос, как применить эту массовую тенденцию, притягивающую множество людей? Для специалистов совершенно ясно, что бум социальных сетей – бомба замедленного действия, взрыв которой достигнет своего апогея, когда на посты менеджеров придут люди, чьи студенческие годы прошли в среде блогов и социальных сетей. Как вы понимаете, их психология восприятия работает иначе, привнося в бизнес свою специфику.

Итак, самый простой способ использования социальных сетей – прямая реклама. Люди, которые общаются, делятся записями и просто самовыражаются в Интернете, заняты своим делом и отдаются ему полностью. Именно поэтому реклама в социальных сетях оказывается максимально эффективной – минуя фильтры сознания, она закрепляется в подсознании как готовый императив к действию. Результат у такого подхода не всегда прямой – бывает, блоггеры не осознают сам факт рекламного предложения. В любом случае потенциал данного рынка очень велик (по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2009 году рекламодатели потратили в Рунете 19 млрд рублей, при этом около 30 % рекламных бюджетов ушло на продвижение в социальных сетях).

Второй способ – поддержание позитивного имиджа. Для этого можно использовать корпоративный блог, в котором будут излагаться и обсуждаться планы, действия и инициативы организации. Плюсом здесь становится возможность получения обратной связи. Если использовать для анализа сообщений автоматизированные системы анализа текстов, то можно регулярно получать оперативную информацию о жалобах и предложениях. Например, Президент РФ ведет свой блог именно с этой целью.

Третий способ – участие специалистов компании в сторонних обсуждениях. В принципе блоги – тоже потенциально возможные площадки для контактов с общественностью. Используя многочисленные группы по интересам, самые посещаемые блоги, можно активно вносить свою лепту в формирование имиджа компании.

Немаловажным фактором является публикация в блогах и группах социальных сетей интересных материалов, информации о продукции компании, исследований и другого. Таким образом, компания получает возможность не только повысить грамотность своих потенциальных потребителей, но и зарекомендовать себя как эксперта. Конечно, текст при этом должен быть не рекламным, а скорее аналитическим или даже критическим.

Последняя по порядку (но не по значению) сфера применения социальных сетей отражает внутренние коммуникации с сотрудниками. Этому способствуют как социальные сети бизнес-контактов (LinkedIn, «Мой Круг»), так и внутренние порталы, которые могут быть также построены в формате блогов. С помощью таких ресурсов компания может привлечь или даже найти ценных специалистов с нужным опытом, даже если они не подавали прямого заявления о поиске работы, узнать, чем живут и к чему стремятся их собственные сотрудники и создать для них комфортные условия работы. Благодаря активному развитию технологий человеческий ресурс становится еще более важным, чем ранее, так как люди выполняют более ответственные функции в компаниях, поэтому обратная связь с ними крайне важна – ведь зачастую человек вполне может высказаться о чем-то в Интернете, но никогда не скажет этого напрямую руководителю.

Чем различаются социальные сети

Давайте попробуем разобраться, чем отличаются социальные сети и какую пользу для бизнеса они могут принести.

«Вконтакте»

Социальные сети в бизнесе. Рис. 1

Хорошей площадкой для компаний, предлагающих массовые услуги или продукцию для широкого спектра потребителей, является сайт «Вконтакте». Основная аудитория – граждане России и стран СНГ. Сайт позволяет размещать рекламу, формировать группы и делать анонсы различных событий. Таким образом, можно продвигать свои продукты рекламными или не рекламными методами. Система управления сайтом «Вконтакте» подразумевает возможность как графической, так и контекстной рекламы. При этом продвигать продукты можно различными образами – оплатив специальное размещение информации о ваших услугах в группах, отвечающих определенным требованиям или даже создавая забавную игру-приложение, которая бы демонстрировала преимущества вашей компании. Аудитория «Вконтакте» очень разношерстная, так что среди нее можно найти клиентов на любой вкус и цвет.

«Мой Круг»

Социальные сети в бизнесе. Рис. 2

Объединение бизнес-контактов с возможностью простых человеческих коммуникаций и обмена файлами представляет собой «Мой Круг». Ресурс является сервисом портала «Яндекс», он популярен в России и СНГ. Зарегистрировавшись на данном ресурсе, можно формировать свои «круги контактов», начиная с третьего по первый. Первый круг – это ваши друзья, которым вы доверяете все контактные данные, второй круг – друзья друзей, а третий – друзья друзей ваших друзей. То есть те, кто находятся в вашем первом кругу, являются наиболее близко знакомыми. Ресурс позволяет поддерживать связи с полезными людьми, искать нужных сотрудников, а также общаться со специалистами в непринужденной обстановке. Для этого имеются специальные секции профессионального обсуждения. Таким образом можно решить различные бизнес-вопросы. «Мой Круг» – хорошее место для формирования предложений специалистам в различных областях, а также поиска надежных сотрудников, ведь все у кого вы просматриваете резюме так или иначе будут знакомы с вами через кого-то, и вы можете узнать об этом человеке подробнее еще до собеседования у друзей или у друзей ваших друзей.

«Мой Мир@Mail.ru»

Социальные сети в бизнесе. Рис. 3

Для продвижения массовых товаров и услуг для русскоязычного населения можно использовать «Мой Мир». Эта социальная сеть является продуктом портала mail.ru – бесплатного хостинга электронной почты. Все клиенты mail.ru автоматически получают учетную запись на «Моем Мире». Также этот ресурс тесно связан с клиентом обмена мгновенными сообщениями «Mail.ru Агент». Аудитория обширна и разнообразна. Сегодня имеется шанс слияния «Моего Мира» и портала «Одноклассники», что позволит им составить серьезную конкуренцию сети «Вконтакте». Пользователи «Моего Мира» получат возможность размещать на сайте различные материалы, рекомендовать их друг другу и просто обмениваться сообщениями. Поскольку на сайте постоянно находится несколько сотен тысяч человек, весьма перспективно использование контекстной рекламы в этой системе.

Facebook

Социальные сети в бизнесе. Рис. 4

На персональные коммуникации и коллективное обсуждение статей, музыки и другого контента направлен Facebook. Это делает ее удачной площадкой для контекстной рекламы. Facebook предлагает удобный сервис регистрации, возможность общения с друзьями по всему миру и, что немаловажно, поддержку со стороны интернет-пейджера ICQ – современные версии этого клиента автоматически предлагают пользователю зарегистрироваться на Facebook. В Facebook на главной странице каждого пользователя представлены новые события и рекомендации. И если вы разместите на Facebook красивый ролик, интересную идею или даже шутку, она может облететь страниц многих десятков, а то и сотен тысяч пользователей.

LiveJournal

Социальные сети в бизнесе. Рис. 5

Ресурс LiveJournal можно использовать в различных целях – и для сбора статистической информации, и для ведения собственного корпоративного блога, и для участия в обсуждениях и для прямого размещения рекламы. Аудиторией LiveJournal являются люди, которые ищут возможность высказаться, так что если вы хотите услышать самые критические мнении по тому или иному поводу – вам работать с этой сетью. По сути, эта площадка является местом, где каждый может опубликовать сам себя, причем сделать это непринужденно, в интересном формате. LiveJournal используется многими компаниями для обкатки своих предложений, так как активные пользователи практически сразу начинают оставлять отзывы в блогах.

MySpace

Социальные сети в бизнесе. Рис. 6

Для создания персонализированных профилей с большим количеством загруженной информации и контента предназначен портал MySpace (англ. – «мое пространство»). Сервис MySpace изначально был запущен в США, а впоследствии охватил весь мир. У MySpace имеется русскоязычный интерфейс. Для компаний, работающих с клиентами из разных стран, MySpace может считаться интересным выбором, хотя его популярность в России пока не велика. Ресурс предлагает различные форумы, анонсы событий, предложения о продаже чего-либо и может стать интересной площадкой для международной торговли или привлечения внимания клиентов из разных стран. Пользователям доступен интерфейс для объединения MySpace и Twitter (о нем ниже), что открывает дополнительные возможности к поиску новых идей и продвижению своих продуктов.

Twitter

Социальные сети в бизнесе. Рис. 7

Возможности для публикации коротких сообщений, участия в актуальных обсуждениях, сбора важной статистики открывает Twitter. Twitter представляет собой новое направление социальных сетей – микроблоги. Микроблоги подразумевают короткие обсуждения различных вопросов, которые автоматически доставляются участникам на электронную почту, сотовый телефон, в интернет-пейджер или через другой интерфейс. На сегодня Twitter – самое активно развивающееся сообщество, что, впрочем, может быть обусловлено как раз его новизной. Используя сеть Twitter, можно не только рекламировать и продвигать продукты, но также искать свежие идеи, следить за действиями конкурентов и преумножать количество лояльных вам клиентов, приглашая их «следовать за вами», то есть получать ваши сообщения микроблоггинга.

Заключение

Очевидно, работать с социальными сетями надо, причем лучше начинать делать это именно сейчас, потому что стоимость участия в обсуждениях и ведения блога невелика, а польза от его анализа и формирование позитивного впечатления у клиентов и сотрудников – стоят достаточно дорого. Грамотное использование всех возможностей Интернета поможет компаниям представить себя в том качестве, в котором им этого хочется, а те, кто проигнорируют данный вопрос, будут довольствоваться мнением, которое интернет-сообщества сформируют самостоятельно.

Опубликовано 07.02.2011