Как бизнесу сэкономить благодаря цифровой трансформации

Логотип компании
Как бизнесу сэкономить благодаря цифровой трансформации
Новая стратегия поможет предприятиям стать эффективнее, в том числе снизить затраты благодаря автоматизации бизнес-процессов.

Последнее время в практику входит так называемая цифровая трансформация – модернизация традиционных процессов и моделей с помощью цифровых технологий. По данным Forbes, в 2017 году большая часть компаний рейтинга Fortune 500 выберет эту стратегию в качестве ключевой – это поможет им стать прибыльнее, привлекательнее для клиентов, а также снизить затраты благодаря автоматизации бизнес-процессов.

Попробуем разобраться, о чем же идет речь.

Сократить нецелевое использование ресурсов

Давайте честно признаемся: в нашей стране, начиная от рядовых мастеров и заканчивая чинами высшего уровня, широко распространено желание использовать корпоративные ресурсы в личных целях. Можно называть это коррупцией, шабашкой, но суть одна: за использованием ресурсов надо постоянно следить – будь то станки, рабочее время или финансы. Однако важно не перегнуть палку – в народе это называют «на одного раба три прораба»: затраты на подобный контроль могут сравниться с затратами на полезную работу. Здесь-то и приходят на помощь цифровые технологии.

Возьмем для примера системы автоматизации контроля станков с числовым программным управлением (ЧПУ): они позволяют в реальном времени отслеживать, работает аппарат или простаивает, исправен ли он, что на нем производилось, изменялась ли управляющая программа, и если менялась, то как. В процессе пилотного внедрения одной из таких систем мы обнаружили, что вместо запчастей для грузовиков на этих станках зачастую изготавливаются… кальяны! Естественно, зачинщики левака были уволены и компания смогла устранить существенные потери материалов, электроэнергии, рабочего времени и других ресурсов.

Важный момент: в отличие от физического контроля, сопряженного с человеческим фактором и дополнительными затратами на фонд оплаты труда и налоги, ИТ-система работает круглосуточно и не дает себя вовлечь в преступную схему.

Оптимизировать систему мотивации

KPI сотрудников – вечная дилемма для менеджмента. Понятно, что идеальный KPI для полного вовлечения – это раздача акций работникам, но по разным причинам так не всегда получается сделать. Поэтому приходится постоянно изобретать и дорабатывать синтетические метрики. Рассмотрим эволюцию KPI на примере одного из наших клиентов – металлообрабатывающего завода, который производит запчасти для военной и гражданской техники.

Первый закон любого предприятия, бытующий со времен советских пятилеток, – минимальный простой оборудования. Хитрые мастера просто включали оборудование в фоновый режим, не утруждая себя работой. С виду все прекрасно: станки загружены на 100% – а по факту менеджерам приходилось выводить народ по субботам, дабы наверстать план. В итоге компания несла убытки по всем фронтам: чрезмерный износ станков, перерасход электроэнергии, переплаты за сверхурочные, риски штрафов со стороны заказчиков…

После внедрения системы мониторинга все встало на свои места: сразу понятно, когда станок крутится вхолостую, а когда делает полезную работу. И предприятие перешло ко второй ступени эволюции KPI – «Даешь максимальное производство деталей!» Однако и этот клин вышел боком: станки использовались слишком рьяно и чаще ломались (а ремонт стоит денег), к тому же на складе начали образовываться излишки. Снова пошли убытки, хоть и меньше, чем при первом варианте.

Следующим шагом стало внедрение японской системы «Канбан»: заказ клиента на входе автоматически разбивается на подзаказы, а те в свою очередь распределяются по мастерам и станкам. То есть решение главной задачи – выдать нужное количество деталей точно в срок – стало возможным благодаря интеграции станков с системами постановки задач, бухучета и управленческой отчетности. Роль бригадира сводится лишь к распределению заданий работникам.

Как бизнесу сэкономить благодаря цифровой трансформации. Рис. 1

Уменьшить простои за счет прозрачности потоков информации

Созданию третьего кейса послужила очередная история из разряда «и смех, и грех». Произошла она с топ-менеджером крупной компании по производству спецтехники: вернувшись из очередной командировки, он случайно подслушал в столовой разговор механиков о том, как по-тихому починить простаивающий вторую неделю станок.

Решение было все тем же – установка системы автоматического мониторинга. Самое главное, что ее интерфейс написан на веб-технологиях и позволяет работать с любого устройства – смартфона, планшета или десктопа на Linux, macOS, Windows, поэтому менеджмент может получать сигналы об отклонениях в удобном виде даже в командировке. Да, кого-то озадачит вопрос безопасности. Но давайте вспомним, что даже личными и корпоративными финансами мы управляем через браузеры и мобильные приложения – для подтверждения личности в них есть множество путей: логин/пароль, SMS-код, проверка отпечатка пальца, фотографии и даже голоса.

Люди должны творить

Каждый раз, когда мы приходим в бизнес и погружаемся в его жизнь, всплывают истории, связанные с нецелевым использованием ресурсов, расточительностью, пресловутым человеческим фактором и странными KPI. Такой критический взгляд со стороны очень полезен для менеджеров: их глаз за долгие годы замылился, а без осознания ошибок невозможно их исправление.

После анализа текущей ситуации – в том числе узких мест в процессах, утечек ресурсов, – мы составляем план постепенной автоматизации рутинных функций там, где это рентабельно. Иногда это автоматизация процессов, иногда – их реинжиниринг, а порой и переосмысление всей производственной цепочки и продуктовой линейки.

Конечно, мы понимаем, что использовать ручной труд для переноски тяжестей и сверки чисел сегодня анахронизм – этим давно занимаются роботы, а люди должны творить, создавать большую добавленную стоимость для компании и общества.

Читайте также
Почему одни компании интуитивно двигаются на ощупь, а другие видят путь на шаг вперёд? IT World разбирался, как банк построил работу с данными так, чтобы каждый шаг был результативным, а также почему был выбран подход Data-Driven.

Опубликовано 24.11.2016