Ни кассы, ни продавца, или Сам себе кассир

Логотип компании
Ни кассы, ни продавца, или Сам себе кассир
Каковы риски внедрения касс самообслуживания и стоит ли владельцу торговой точки обратить внимание на подобные системы?

Во многих странах Европы и мира в магазинах уже давно устанавливают кассы самообслуживания, но в России такая практика пока еще редка. Каковы риски и стоит ли владельцу торговой точки обратить внимание на подобные системы? Попробуем разобраться.

Покупатель сам набирает товар, сам взвешивает, лепит стикер-ценник и довозит до кассы, на которой сам себя и обслуживает – сканирует и рассчитывается. Безусловно, в рассказе о подобном чуде техники неизбежно прозвучит: «Ну да, там прогресс, а у нас техническая отсталость» или «Эх, лет через 10 и у нас такое, возможно, будет». Но так ли уж верны они в своей сути?

Сразу же закроем вопрос социальный, прежде чем перейти к сугубо техническому. У нас такое уже не в новинку – self-checkout (именно так по-английски звучит касса самообслуживания) можно встретить в магазинах сети «Ашан», в ТЦ «Реутов Парк» и «Магнолия». Более того, количество желающих воспользоваться «бездушной железякой» не слишком велико: пожилые люди категорически не доверяют непонятной (и пугающей) новинке, люди среднего возраста не желают обременять себя лишними, с их точки зрения, телодвижениями, а молодежь далеко не всегда располагает достаточными финансами, чтобы обзаводиться платежной картой. А ведь именно она ощутимо упрощает расчеты – с наличными у отечественных селф-чекаутов вечная проблема: то размен не подвезли, то «монеты не принимаем!», то «автомат сдачу с крупных купюр не дает!».

Ни кассы, ни продавца, или Сам себе кассир. Рис. 1

И второй момент: что греха таить, некоторые сограждане отчего-то упорно занимаются странным видом спорта: изобретают, как бы обмануть электронного кассира. В ход идут переклейка ценников, подмена товара, попытки подсунуть фальшивые купюры и множество других ухищрений. Конечно, автокасса – штука умная, от большинства махинаций защищена, но разве разработчики из Европы могли предположить, что в первый же вечер у агрегата отломают пластиковую чашку для мелочи и выдернут пару свободно висящих USB-кабелей? А еще, по мнению нашего владельца, совершенно неясно, зачем менять дешевую рабсилу (кассиров) на дорогостоящее оборудование, которое окупится в лучшем случае через три-четыре года?

Словом, затянувшееся внедрение касс самообслуживания – результат не технической отсталости, а неготовности общества к полностью автоматизированным магазинам.

Кстати, раз уж помянули владельца торговой площадки, поговорим о внедрении системы автоматизированных расчетов. Сразу же оговорю дисклаймер: малому и среднему бизнесу пока на автокассы заглядываться рано – стоят очень дорого, а оправдается их приобретение нескоро. Наиболее перспективны для использования таких аппаратов огромные сетевые супермаркеты, где затраты на покупку и инсталляцию отобьются в среднем за 13-15 месяцев, места для размещения достаточно и в наличии инфраструктура для обеспечения безопасности – подсоединения видеокамер, блокирующих систем и прочих устройств. К слову, такие устройства  гораздо серьезнее защищены от злоумышленников, чем обыкновенные кассы. Да и товары легче защитить от кражи, добавив им RFID-метки, например.

Формально касса самообслуживания состоит из ядра – специализированного компьютера, хорошо защищенного и оснащенного специфическим программным комплексом, который, к слову, и определяет возможности такого агрегата. Именно к ядру подсоединяется особая периферия, в которую входят и контрольные весы, и сканер штрих-кода, и сенсорный дисплей, и контролирующие видеокамеры, и считыватели пластиковых карт (POS-терминалы), и устройство для работы с купюрами... Словом, дополнительного оборудования очень много, и о том, чтобы приобрести отдельные узлы и скомпоновать их в рабочую систему своими силами, даже размышлять не стоит. Есть смысл заказывать только готовую систему у опытных инсталляторов, которые возьмут на себя не только обязанности по продаже, но и монтаж, наладку, а впоследствии – и поддержку кассы самообслуживания.

Ни кассы, ни продавца, или Сам себе кассир. Рис. 2

Ошибиться в выборе предельно сложно – наиболее популярные на рынке модели производят в основном Fujitsu и NCR. Например, NCR SelfServ Checkout – одна из самых маленьких касс самообслуживания, которая легко интегрируется с необходимыми системами. Меньше ее по габаритам (и дешевле) только киоск самообслуживания NCR SelfServ 90: его рекомендуют установить там, где очень большая проходимость, много штучного товара, а покупатели предпочитают расчет пластиковыми картами. Например, летом в отделе по продаже мороженого, прохладительных напитков и слабоалкогольной продукции он может удвоить дневную выручку уже через 20-30 дней – как только покупатели пообвыкнут общаться с новинкой.

А вот U-Scan Genesis от Fujitsu гораздо более мощный и производительный аппарат, которому под силу эффективно работать с мелкооптовыми покупателями. Он уже всерьез поддерживает массу модулей – от мелких датчиков до огромной карусели, способной работать с большим количеством товара. Примечательно, что его внедрение производится один раз в одном магазине, после чего готовое оформившееся решение тиражируется на всю сеть. При этом подходе селф-чекаут можно установить очень быстро и повсеместно, если это необходимо. Компании-интеграторы сейчас есть в любом крупном городе, и свои предложения они готовы воплотить в жизнь практически по всей территории Российской Федерации. Так что говорить о «техническом отставании» от Европы не стоит – было бы желание.

Вообще, системы саморасчета очень удобная вещь – на Западе существуют даже полностью автоматизированные магазины на десятки автокасс, обслуживанием которых занимаются не более двух-трех человек. Как правило, на таких площадках сконцентрированы штучные товары, а весовые уже расфасованы. Но народ с удовольствием приобретает предметы первой необходимости именно в них: несмотря на то что обычный покупатель сканирует свои покупки гораздо медленнее профессионального кассира, очереди на автокассах редкость.

Скорее всего, и в наших сетевых магазинах вскоре появится достаточно таких касс: эксперты утверждают, что вопрос их повсеместного внедрения решится на протяжении ближайших трех-пяти лет.

Читайте также
Командный дух — величина важная, но непостоянная. Как при помощи корпоративов поддерживать результаты в команде, какие сценарии заходят лучше и как усилить HR-бренд с помощью мероприятий, порталу IT-World рассказал Андрей Никонов, CEO компании Riverstart.

Опубликовано 30.06.2017