Ритейл по пути в Большую Цифру
Полгода назад я регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и был поражен отточенности процесса. Простейшие формы на сайте ФНС заполняются за 10 минут, ожидание в инспекции составило 2 часа, и единственным неудобством была долгая поездка в дальний для меня конец города. Нет, я, конечно, знал, что ФНС едва ли не самое передовое в плане ИТ российское ведомство. Но получить быстрый и простой сервис от структуры, которой лет 10 назад пугали детей, все равно удивительно и особенно приятно.
Вендоры, а вслед за ними системные интеграторы начали активную пропаганду цифровизации. Нет слов, Big Data, Data Science и другие громкие термины звучат убедительно, но маркетинг маркетингом, а красивые кейсы из практики отдельных компаний оценить общую температуру по больнице позволяют не слишком адекватно. А вот толчок, который задала ФНС всей сфере торговли, будет ощутимым. Если, конечно, ретейл, и в первую очередь совсем мелкий, воспримет его правильно, а не как оплеуху от старшего по званию.
К онлайн-кассам можно относиться по-разному. Наверняка найдутся те, кто посчитает их очередным побором в пользу даже не государства, а производителей кассовых аппаратов (а то они страдают от недостатка спроса…). Или назовет их элементом тотальной слежки за бизнесом, чтобы ни копеечки из положенных законом налогов не удалось скрыть путем некорректной работы с наличностью. Но все-таки лучше посмотреть на события, которые наступают 1 июля, с другого ракурса.
Государство в лице ФНС буквально заталкивает бизнес (повторюсь: в первую очередь мелкий и средний, потому что крупные ретейлеры уже решили проблему) в цифру. Онлайн-кассы – не только тотальный контроль. Это еще и огромный массив данных о розничных продажах всего и вся, который можно использовать как угодно: от целей государственного учета до анализа торговых операций в крохотном ларечке с пивом и сигаретами. Просто оценить собственные данные не на глазок, а при помощи специальных инструментов – когда у СМБ была такая возможность?
Переход к онлайн-кассам поменяет роль компаний, которые сейчас не воспринимаются как айтишные. Операторы фискальных данных станут автоматически операторами больших данных. А это означает возможное появление в их портфелях услуг аналитики самого разного уровня, вплоть до глобального. Новый шанс появится и у ИТ-аутсорсеров и интеграторов, занимающихся развертыванием корпоративных систем, и даже у небольших фирм, сумевших развить компетенции в области работы с данными. Выходит, не только банки будут совершать дрейф от традиционных для себя видов деятельности до ИТ-бизнеса.
Вот что ФНС животворящая делает!
Собственно говоря, введение онлайн-касс в российской торговле – только шаг на ее пути в «большую цифру». Вместе с онлайн-кассами продавцы – и крупные, и маленькие – получают новые возможности из самых неожиданных сфер ИТ. Так, идентификация пользователей по лицу активизирует продажи: практически в любом торговом центре мы уже получаем на смартфоны уведомления о проводимых акциях (остается, правда, найти это заведение на схеме, ибо уведомить о его местонахождении чаще всего забывают). Про возможность ходить по магазинам без кошелька, а только с телефоном уже и не упоминаю.
Выходит, вполне можно обойтись и без пинка со стороны ФНС или любого другого государственного органа? Можно, но благодаря инициативе налоговиков (озабоченных, конечно, не нашим и бизнеса удобством, а собираемостью средств в бюджет) мы получаем инновации на практике. Что не может не радовать.
Опубликовано 07.07.2017