Пять заблуждений об облаках

Логотип компании
Пять заблуждений об облаках
Развеиваем самые распространенные заблуждения в отношении облаков и начинаем получать выгоду от их использования.

Переход на облачные технологии — долгосрочный тренд, который продолжается уже более трех лет. Все больше компаний переводят элементы ИТ-инфраструктуры в облака: по оценкам IDC, только за 2016 год объем российского рынка cloud-технологий вырос на 20,1%. Эта впечатляющая цифра могла быть и еще выше, если бы не сдерживающие факторы, один из которых — популярные заблуждения, с которыми облачные провайдеры сталкиваются почти ежедневно.

 

Заблуждение 1: частное облако — часть публичного

Самая простая и распространенная ошибка, которая встречается даже у опытных ИТ-специалистов, — неправильное понимание термина «частное облако». Многие клиенты до сих пор пытаются создать собственное облако, купив ресурс на облачной платформе, например Amazon AWS. Приходя к провайдеру, они часто просят «посчитать цену», до конца не понимая, что именно им нужно. Путаница в терминологии обязательно приводит к ошибкам в расчете и реализации ИТ-стратегии, а как следствие — к разочарованию.

 

На самом деле

Частное облако по определению может быть развернуто только на оборудовании, купленном (или арендованном) клиентом. Его основное отличие состоит в том, что 100% ресурсов «железа» принадлежат владельцу и мощности каждого сервера никогда не распределяются между разными, не связанными компаниями. Публичное же облако, наоборот, делится на всех.

Главный плюс частного облака в том, что ИТ-директор всегда точно знает, сколько у него в управлении ресурсов и где они физически расположены. Чаще всего их размещают в отдельном серверном помещении либо собственном дата-центре компании, куда имеют доступ только авторизованные сотрудники. А это дорого, так как приходится тратить средства на помещение, систему безопасности, охлаждение, обслуживание и т. д.

Именно поэтому основными потребителями частных облаков выступают медицинские организации, которые хранят персональные сведения, содержащие врачебную тайну, а также государственные структуры, банки и другие организации, требования к работе с данными в которых регламентируются законом или отраслевым стандартом.

 Пять заблуждений об облаках. Рис. 1

Заблуждение 2: облачные ресурсы небезопасны

Глобальная проблема развития облаков в России — недоверие заказчиков, особенно в сфере среднего и малго бизнеса. Специалисты компаний задают себе вопросы: на каком оборудовании будут храниться их данные? а вдруг персонал дата-центра скопирует их и продаст? а не будут ли они перехвачены где-то на протяжении канала связи? как можно гарантировать сохранность данных, если СХД находится за много километров?

На самом деле

Что безопаснее: хранить данные в условном Azure или на сервере, стоящем в углу офиса? Это может быть неочевидно на первый взгляд, но опасность утечки или потери данных, хранящихся у облачного провайдера, в разы ниже, чем в случае собственного оборудования небольшой компании. Ни один представитель сегмента СМБ не может позволить себе инвестировать столько же средств в безопасность, сколько облачные провайдеры, для которых этот вопрос бизнес-критичен: любая утечка мгновенно отразится на бизнесе и приведет к потере сотен и тысяч клиентов. А у компаний-заказчиков зачастую вопросами информационной безопасности занимается системный администратор, и других ресурсов на защиту данных у них нет.

 

Заблуждение 3: бесперебойный доступ к данным — только со своего сервера

Покупая собственное оборудование, ИТ-специалист небольшого бизнеса полагает: «Вот он, мой сервер, в случае сбоя можно развинтить, почистить, заменить комплектующие, самостоятельно проверить и при случае починить — и доступ к данным будет быстро восстановлен». Многим кажется, что так значительно надежней, чем арендовать часть публичного облака.

На самом деле

С точки зрения бесперебойности ситуация примерно такая же, как и в области безопасности. Конечно, известны случаи сбоев даже у крупных провайдеров, но за год на всем рынке их можно пересчитать по пальцам, ведь каждый сразу попадает в СМИ. В то же время у большинства небольших компаний падения случаются регулярно и каждый раз влекут убытки от простоев во время ремонтных работ.

Дело в том, что облачные провайдеры используют оборудование Enterprise-класса, абсолютно недоступное не только заказчикам из сегмента СМБ, но и многим крупным производственным предприятиям. Это принципиально другое с точки зрения надежности аппаратное обеспечение, своего рода элита среди hardware-решений. Кроме того, в помещениях, где установлено оборудование, реализован правильный режим температуры и влажности, а за показателями работы круглосуточно наблюдает профессиональная команда — даже самый опытный администратор не сможет отреагировать быстрее.

 

Заблуждение 4: один и тот же объем ресурсов должен стоить одинаково

Часто случается: компания определяет необходимый объем ресурсов и запрашивает предложения у нескольких облачных провайдеров. ИТ-директор получает письма от потенциальных поставщиков, смотрит суммы, видит, что они существенно отличаются, — и просто берет самый дешевый вариант, не особенно вникая в детали. Чем обеспечивает себе головную боль на ближайшие месяцы.

На самом деле

Разумеется, с каждым предложением нужно знакомиться детально, а еще лучше – на самом первом этапе формировать подробное техническое задание. Иначе риск получить инфраструктуру, которая не выдерживает нагрузок, крайне высок.

Например, часто клиенты не обращают внимания на гипервизор — программный продукт, используемый провайдером для разделения ресурсов физического сервера на виртуальные машины. Предложения, в которых применяются коммерческие гипервизоры VMware vSphere и Microsoft Hyper-V, всегда будут существенно более дорогими, чем при использовании гипервизора с открытым кодом Openstack (просто из-за лицензионных отчислений в адрес производителей ПО). Но и разница между ними существенная. Продукты VMware и Microsoft позволяют выделять гарантированный объем ресурсов на виртуальную машину: сколько купил, столько и получил. Гипервизор же с открытым кодом дает лишь ориентировочный объем, который по факту может быть в разы меньше заявленного. Иными словами, это открывает провайдеру возможность «перепродавать» одни и те же ресурсы нескольким клиентам.

Кроме того, при выборе облачного провайдера нужно проверить еще целый ряд моментов: от того, как реализовано сетевое подключение, до конкретных параметров дата-центра, где стоит оборудование. И лишь убедившись, что всё соответствует техническому заданию, сравнивать предложения.

 Пять заблуждений об облаках. Рис. 2

Заблуждение 5: облака — это слишком сложно

Часто клиентам кажется, что для эффективного применения облачных технологий в своей ИТ-стратегии необходимо освоить целый пласт новых знаний, и иначе никак. Например, сразу разобраться во всех терминах as-a-Service («как услуга»): IaaS («инфраструктура»), PaaS («платформа»), HaaS («оборудование»), DaaS («рабочие места»), DRaaS («восстановление данных»), не говоря уже о привычном SaaS («ПО») и новомодном SECaaS («информационная безопасность»).

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

На самом деле

Действительно, в облаке можно приобрести все, что угодно: от элементов ИТ-инфраструктуры до услуг по обеспечению киберзащиты. Но для начала работы разбираться в тонкостях каждой услуги совсем не обязательно.

Все эти термины означают лишь разные «слои» услуги по предоставлению облачных ресурсов. Наиболее востребованный и, пожалуй, понятный из них — «инфраструктура как услуга», IaaS, в ее рамках заказчик получает те же аппаратные серверы, но сам определяет необходимый объем и платит не один раз, а по подписке.

Хотя в названии и есть слово «облако», этот продукт прост для понимания: все интерфейсы в нем очень привычны даже для системных администраторов старой школы. При этом у IaaS выгодная цена (ведь заказчик не платит за лишние ресурсы), нет вопросов к бесперебойности, удобная конфигурация сервера, а апгрейды оборудования проходят за считаные секунды без необходимости перезапуска.

Все это очень важно, ведь правильный старт работы с облаками может дать правильный импульс к модернизации всей ИТ-инфраструктуры компании — уже в облаках.

Опубликовано 22.05.2018