Альтернатива MS Office: находим и выбираем

Логотип компании
Альтернатива MS Office: находим и выбираем
Рассматриваем как бесплатные, так и коммерческие версии, как проприетарные, так и с открытым кодом, как облачные, так и стационарные.

Все началось со средств набора и обработки текста. Как только компьютеры предоставили пользователям такие возможности, возникло желание (и потребность) готовить документы в электронном виде. Появились первые программы-редакторы с минимумом функций, электронные таблицы, способные на пару-тройку простейших арифметических операций, а следом – более сложные решения, способные работать над текстом, представляя его в графическом виде. Дополнили набор программа для обмена электронной почтой, календарь-планировщик и редактор изображений.

Эволюция данного направления продолжилась появлением на свет так называемых офисных пакетов – в том виде, в котором они знакомы любому современному пользователю. Так, самый популярный – Microsoft Office – предлагает сегодня около 20 базовых программ. Разумеется, далеко не всегда востребованных – чаще всего используются Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и Microsoft Outlook. Последний, кстати, является очень непростым коммуникатором: помимо встроенного средства работы с электронной почтой, в его составе есть календарь, планировщик задач, средство для заметок и адресная книга.

Универсальность и многогранность офисного пакета от Microsoft сказалась на его объемах, производительности и, разумеется, цене (за простую «домашнюю» версию просят $150, а профи-релиз на $500 дороже). И это при том, что во многих сценариях встроенные возможности программ не используются даже наполовину (по некоторым оценкам, от 8 до 34%). Неудивительно, что кое-кто задумывается о поисках альтернативы попроще, подешевле, но по возможности столь же функциональной. И это не проблема: несмотря на то что «MS-офис» стал де-факто стандартом, ряд разработчиков успешно продвигают другие решения, так что проблема кроется не в «найти альтернативу», а «что выбрать».

И выбирать есть из чего: над созданием средств для офисной работы трудятся как группы энтузиастов, так и огромные корпорации, выпускаются как бесплатные, так и коммерческие версии, как проприетарные, так и с открытым кодом, облачные и стационарные, с идентичным Microsoft интерфейсом и своим собственным. В обзоре приведены только те пакеты, которые имеют положительную динамику развития (поддержку, выпуск обновлений) и собрали максимум позитивных отзывов от тех, кто уже перешел на их использование.

Google Docs

Альтернатива MS Office: находим и выбираем. Рис. 1


Причина популярности «облачного офиса» проста: продукт не требует установки на компьютер ничего, кроме средства синхронизации (по желанию), бесплатен и предлагает ровно столько возможностей, сколько требуется большинству пользователей. Ах да: необходимы еще браузер и учетная запись Google. Поддерживается работа с текстовыми документами, таблицами и презентациями, встроена интеграция с другими сервисами – календарем-планировщиком, электронной почтой и средством для обмена мгновенными сообщениями. И никаких наворотов – всё предельно просто и, конечно же, работает на любой платформе, где доступен современный браузер. Но… без доступа к ресурсам Интернета продукт совершенно неинтересен, офлайн не его стихия.

WPS Office (/Free)

Альтернатива MS Office: находим и выбираем. Рис. 2


Не каждый сразу заметит различия между этим решением китайской компании Kingsoft и оригинальным «офисом» – разработчики специально добивались максимальной идентичности. WPS Office – стационарный продукт, загружаемый на любую платформу, работающую под управлением Windows, Linux и Android, так что владельцам техники от Apple не подойдет. В составе пакета три программы – Writer, Presentation и Spreadsheets, и изначально этот набор поставляется совершенно бесплатно (для пользователей Linux и Android, а также для образовательных целей вообще платной версии нет).

Ограничения касаются в основном подсистемы печати (в том числе вывода в PDF) и ряда других функций, но они включаются на 30 минут после просмотра рекламного ролика. Помимо этого пользователю придется мириться со всплывающей рекламой, которая, к счастью, не назойлива. Для перехода на премиум-пакет в частном случае потребуется заплатить $29,99 в год, а бизнес-клиентам – от $44,99 за одну лицензию до пожизненного ключа активации (например, за 25–50 рабочих мест – $71,99). Разумеется, во всех версиях предоставляется совместимость с большинством популярных форматов документов – на это ограничения не распространяются.

LibreOffice

Альтернатива MS Office: находим и выбираем. Рис. 3


Данный продукт подойдет, если вам неважно, будет ли он работать на Android, зато крайне желательны полная бесплатность и кросс-платформенность на стационарных ПК и ноутбуках, в том числе под управлением Mac OS X. Сразу уточню – бесплатность полная как для персонального, так и коммерческого использования, и никакой рекламы. При этом круг возможностей широк: присутствуют модули Writer (текстовый процессор), Calc (таблицы), Impress (презентации), Draw (векторный редактор), Math (редактор формул) и Base (средство для поддержки баз данных).

Набор впечатляющий и очень удобен для применения в образовательных и научных целях. Так, посредством LibreOffice можно готовить и публиковать материалы для сайтов, поскольку Writer предоставляет возможность редактирования HTML в режиме WYSIWYG. Средство взаимодействия с базами данных Base позволяет использовать как внешние (их много – от dBASE до Oracle и MS SQL), так и внутреннюю (СУБД Firebird). С поддержкой широко распространенных форматов файлов проблем нет, да и нативный формат .od* давно стал стандартом не только в мире (OpenDocument Format), но и в России (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010).

За долгое время (корни проекта датируются 1995 годом) разработчикам удалось решить множество задач и довести свое детище до мощного независимого конкурентоспособного решения, которое на сегодняшний день предоставляет не только набор ПО для стационарной установки на локальный компьютер, но и виртуальную офисную среду LibreOffice Online. Своевременно выходят обновления и усовершенствования, а в онлайн-доступе есть возможность получить шаблоны и заготовки для презентаций и прочих документов.

Ashampoo Office

Многие пользователи ПК сетуют на отсутствие у офисных пакетов модульности, которая позволила бы подогнать их под конкретные нужды. Идея хороша, да только не каждому под силу собрать близкий к идеалу вариант (проверено на примерах других программных продуктов). Но и уйти от суперсовременных мегапрограмм со сверхвозможностями очень хочется! А тут еще новомодные тенденции в интерфейсостроении, вызывающие неприятие не только у консерваторов: ленточный интерфейс это, может, и хорошо, а старое доброе меню куда привычнее!

И вот тут как нельзя лучше поможет Ashampoo Office. При цене 1410 рублей за пять лицензий вы получаете прекрасный вариант для домашнего использования, в котором есть классический набор из текстового процессора TextMaker, табличного процессора PlanMaker и редактора презентаций Presentations. Три программы никак не связаны между собой – механизмы перекрестной интеграции связанных объектов не только утяжеляют сам продукт, но и делают документы весьма массивными. А дополнительную легкость приложению дает возможность портирования на внешний накопитель, после чего оно становится независимым и портативным, способным работать на любом компьютере. Словом, прекрасная альтернатива облакам и отменное решение для тех, кто любит действовать по принципу «все свое ношу с собой».

Поскольку продукт коммерческий, никаких вопросов с совместимостью не возникнет: Ashampoo Office работает с файлами Microsoft Office без конвертирования, соответственно потенциальные проблемы с форматированием отсутствуют. Пользователи отмечают, что при освоении офисного пакета не испытывают ни затруднений, ни дискомфорта – интерфейс сохраняет привычность. И еще одно: несмотря на то что в приложениях задействован ленточный способ управления, разработчики сохранили старый добрый классический доступ к функциям через меню, так что консерваторам не придется огорчаться.

Calligra Suite

Альтернатива MS Office: находим и выбираем. Рис. 5


«Бесплатно – не значит скромно», – утверждают разработчики офисного проекта Calligra Suite. Им можно: выросшая из чисто линуксового проекта KOffice, ветка неуклонно совершенствуется и обрастает дополнительными возможностями. На сегодняшний день в ней десять компонентов, в том числе приложение для оформления электронных книг Author, система управлениями проектами Plan, оперирующая диаграммами Ганта, растровый и векторный редакторы Krita и Karbon, редактор блок-схем и диаграмм Flow.

Создатели пакета не считают необходимым добиваться схожести своего продукта с существующими решениями, акцентируя внимание на аутентичности, а не предполагаемом использовании в качестве альтернативы чему-то. Возможно, именно по этой причине основная ставка сделана на Linux-подобные платформы, хотя есть портированная версия и под Windows. Уйти от полной несовместимости с MS Office не сочли нужным, поэтому работа с документами возможна и в форматах последнего, но все же для хранения файлов основным выбран OpenDocument Format.

Читайте также
Как грамотно подойти к модели «нулевого доверия» (Zero Trust Network Access), как адаптироваться к ней, а также о многом другом IT-World рассказал Виталий Даровских, менеджер по продукту UserGate Client компании UserGate.

Практически идеален Calligra Suite под управлением рабочей среды KDE, в которой безукоризненно работают все функции перетягивания мышкой объектов и прочие удобства. Но при этом офисный пакет не интегрирован в оболочку и свободно может использоваться вне ее. Таким образом, практически идеальный выбор для тех, кто хочет полностью уйти от продуктов Microsoft, не ущемляя себя при этом какими-либо ограничениями.

Разумеется, пытливый пользователь хотел бы сразу получить рекомендацию типа «хотите бесплатный – берите этот, готовы платить – вот тот». Отобранные в нашем обзоре продукты примечательны тем, что пришлись по нраву широкой аудитории пользователей, а не только энтузиастам. Какой из них станет достойной заменой офисного пакета от Microsoft именно в вашем случае – придется решить самостоятельно самой компании.

Опубликовано 29.03.2019

Похожие статьи