Пять нюансов при разработке ИТ-платформы

Логотип компании
Пять нюансов при разработке ИТ-платформы
Чем интересен бизнесу платформенный подход, и что стоит учесть при создании цифровых платформ?
Gartner назвала индустриальные платформы «стратегической технологией 2023 года». Россия не исключение — отраслевые ИТ-платформы используют банки, промышленные предприятия, ретейлеры и компании из других сфер. Чем же интересен бизнесу платформенный подход, и что стоит  учесть при создании цифровых платформ? 

Цифровая платформа включает в себя набор программных инструментов (приложений, баз данных, средств разработки и пр.), которые упрощают и автоматизируют процессы. Благодаря платформе пользователи могут собрать собственное решение как из кубиков, выбрав необходимые компоненты.

Платформы для разработки могут включать инструменты для автоматизации, оптимизации и ускорения процесса создания ПО. Облачные платформы предоставляют набор IaaS- и PaaS-сервисов для построения ИТ-инфраструктуры, необходимой для цифрового развития компании. Платформы для коммуникаций и совместной работы, например VK Teams, позволяют обмениваться сообщениями в мессенджере, проверять почту и планировать встречи в календаре с уведомлением всех участников. Платформы для команд маркетинга умеют автоматически создавать приложения для мероприятий. Финансовые платформы дают пользователям возможность управлять активами из разных источников в режиме единого окна.

Благодаря платформам пользователи могут сосредоточиться на бизнес-задачах. Им не нужно заботиться о совместимости, актуальности версий инструментов и их обновлении. Более того, так реализуется современный no-code-подход, когда пользователи решают свои задачи без привлечения разработчиков.

Желание компаний предоставлять внутренним или внешним пользователям сложную функциональность в одном окне понятно, но практика только накапливается. В этом смысле в России платформенные решения вписываются в мировой тренд — предприятия активно накапливают экспертизу. На конференциях появляются специальные секции Platform Engineering, где специалисты ведущих компаний делятся своим опытом в построении комплексных отраслевых платформ. 

Пять нюансов при разработке ИТ-платформы. Рис. 1

Компании используют платформы сторонних разработчиков или создают их сами. При самостоятельной разработке важно обратить внимание на несколько принципиальных моментов. Их игнорирование может затянуть процесс или свести пользу от применения платформы к нулю.  

Нюанс 1. Формулирование четкой цели создания платформы   

Идеальное состояние платформы — это интеграция инструментов, знаний и процессов, предоставляемая как сервис. При проектировании главное не забыть, что цель — не объединение инструментов, а снижение нагрузки на пользователя: он должен получить в едином окне доступ к большому количеству функций, относящихся к его бизнес-задачам. Например, платформа для налогового мониторинга VK Tax Compliance автоматизирует и оптимизирует бизнес-сценарий, состоящий из большого количества этапов, инструментов и процессов, ручная настройка и поддержка которых требуют времени и инвестиций.

Если нет стратегии, сфокусированной на пользовательском опыте и учитывающей существующие процессы, возникает риск создания платформы ради платформы. В этом случае продукт будет не востребован, а инвестиции потеряны. Без понимания пользы от нового решения сотрудники вернутся к старым инструментам в теневом режиме, формируя параллельный операционный мир.

Например, CRM-системы часто рассчитаны на определенные бизнес-процессы, включая управление проектами. Внедрение отдельной платформы для управления проектами без обоснованной цели может привести к увеличению времени на формальное заполнение нового интерфейса, но не улучшит эффективность команды. 

Нюанс 2. Формирование команды и ее позиционирование

«Платформенная команда» или любое другое абстрактное название группы разработчиков, создающих платформу, ничего не говорит о ней будущим пользователям. Однако одно из важнейших условий эффективной работы команды — то, как она воспринимается остальными сотрудниками компании. Все должны понимать, чем занимается новая команда, в каких случаях с ней взаимодействовать:  на какие встречи приглашать и кого из сотрудников в нее делегировать. Например, при создании платформы налогового мониторинга финансовый отдел понимает, что стоит включить в команду своего специалиста для описания необходимых функций и оценки хода реализации проекта.

В противном случае уже в процессе создания новой команды может быть заложено организационное бутылочное горлышко. Команда становится ответственной за важный цифровой продукт, но, будучи частью старой организационной структуры, не отвечает за обновленный пользовательский опыт и бизнес-задачи. Она формирует исключительно технологическую часть, игнорируя запросы будущих пользователей. 

Нюанс 3. Создание технологического бренда и вовлечение пользователей

Платформы предназначены для того, чтобы снизить время сотрудников на выполнение задач за счет интегрированных автоматизированных инструментов Например, платформа дистанционного банковского обслуживания Газпромбанка передает данные во внутренние и клиентские приложения из разных источников — от биржевых курсов до СУБД с данными пользователей.

Для быстрого освоения сотрудниками всех возможностей платформы часто используются обучение и дополнительная мотивация. Эффективность обучения зависит от того, кто его разрабатывал. Если команда платформы состоит из одних инженеров, то эта задача, скорее всего, уйдет в более подходящие департаменты — например, развития или HR. Но это не лучший путь.

Намного эффективнее, когда появляются люди, которые отвечают за вовлечение пользователей на кросс-командном уровне. Внутри классической организационной структуры создаются новые роли — Developer Advocate, Platform Advocate и т. д. Их задача — создать технологический бренд продукта (в данном случае платформы), вовлекая новых пользователей совместно с коллегами из подразделений маркетинга, обучения, HR и команды платформы.

Без должного внимания к обучению сотрудников новый продукт рискует остаться без пользователей. Руководителям, которые инвестировали в проект много средств, придется перейти к директивным мерам, которые ломают привычные процессы пользователей. В результате эффект от внедрения платформы в лучшем случае будет нулевым. 

Нюанс 4. Выбор инструментов для платформы 

Платформа может объединять как готовые инструменты, так и самостоятельно разработанные компанией. Рассмотрим три основных подхода. 

Купить

Если позволяет бюджет, этот вариант предпочтителен, так как инструмент становится доступен сразу. Можно высвободить ресурсы для других бизнес-задач и отвлечься от проблем поддержки — ключевой статьи бюджета, отличающей кастомное ПО от купленного. Скорее всего, уровень информационной безопасности такого продукта будет гораздо выше, особенно если у инструмента есть большие клиенты-вендоры, которые требуют серьезных мер безопасности. Стартовые инвестиции могут показаться значительными, однако часто оказываются оправданными по итогам анализа рисков и стоимости поддержки системы.

Воспользоваться готовым

На базе компонентов Open Source можно в довольно сжатые сроки создать необходимый инструмент собственными силами или с помощью подрядчиков. Изначальные вложения при такой модели разработки невысоки, но возникают риски для информационной безопасности и поддержки кода в будущем. Суммарная стоимость вложений в долгосрочной перспективе часто оказывается выше, чем у готовых коммерческих продуктов. 

Построить свое

В этом случае компания должна иметь квалифицированную команду разработчиков или заказать создание продукта серьезному подрядчику. Без готовой команды и опыта заказной разработки такой подход может оказаться слишком дорогим и привести к затягиванию сроков или остановке проекта. 

Нюанс 5. Микросервисный подход и middleware 

Часть инструментов может быть куплена, часть — разработана с нуля или на основе готовых компонентов. В результате они могут различаться по своей реализации настолько, что выравнивание их по единому знаменателю и интеграция в рамках платформы потребуют значительных вложений. Поэтому в индустрии развивается разработка по принципу Thinnest Viable Platform (минимально работоспособная платформа).

При таком подходе разработчики не пытаются объединить всё и сразу, а сосредотачиваются на внутренних системах, которые вызывают наибольшие проблемы у пользователей. Для их интеграции используется middleware — ПО промежуточного слоя, задача которого быть «переводчиком» между системами. Это и есть минимально работоспособная платформа, которая позволяет разработчикам быстро выдать результат в виде пользовательского интерфейса.

Например, платформа для коммуникаций и совместной работы VK Teams включает в себя более 100 микросервисов, 30 из которых работают на middleware Tarantool. Это позволяет снижать нагрузку на корневые системы.

Внедрение middleware как базы для специализированной цифровой платформы позволяет предоставлять сервис пользователям и по частям подключать новые инструменты или изменять существующие. Результат  — значительно ускоряется процесс внедрения нового продукта, его развития и адаптации к новым запросам бизнеса. 

Платформенный подход — ключевой тренд в ИТ

Создание платформы — сложный и трудоемкий процесс. Круг задач при ее разработке выходит далеко за рамки технических вопросов. Однако компаниям, которые хотят сохранить конкурентоспособность, придется их решать — самостоятельно или заручившись поддержкой технологического партнера, имеющего соответствующие опыт и компетенции.

По прогнозу аналитиков Gartner, к 2025 году 70% новых приложений будут разрабатываться с использованием low-code/no-code-подхода. Это станет возможным в том числе благодаря цифровым платформам, которые помогут бизнесу высвобождать ресурсы и ускорять выпуск инновационных продуктов.

Опубликовано 21.09.2023

Похожие статьи