Цифровизация легпрома: как технологии меняют бизнес-процессы

Логотип компании
Цифровизация легпрома: как технологии меняют бизнес-процессы
Трансформация бизнеса в легпроме связана с внедрением технологий, ставших доступными в последние годы: аналитикой больших данных и машинным обучением, искусственным интеллектом и роботизацией.

Цифровизация становится решающим фактором развития легкой промышленности: растет качество продукции текстильных компаний, снижаются издержки, появляются новые способы победить в острой конкурентной борьбе. Трансформация бизнеса в легпроме связана с внедрением технологий, ставших доступными в последние годы: аналитикой больших данных и машинным обучением, искусственным интеллектом и роботизацией.

Разработка текстиля: планируем точнее

Первый шаг в производстве любого изделия — разработка. Именно здесь стоит искать первые возможности для системного улучшения бизнес-процессов.

Спрос на любую ткань в большой мере зависит от моды, и в момент разработки сложно сказать, что будет популярным на этапе реализации. Чтобы успеть за переменчивыми трендами, нужно выпускать каждый новый продукт как можно быстрее — иными словами, сокращать время от наброска дизайнера до магазинной полки. Те, кто не успел, вынуждены распродавать продукцию по сниженным ценам, – еще несколько лет назад это считалось обычным риском.

Кроме того, рынки текстиля и одежды идут по пути индивидуализации заказов: появляется все больше независимых модельеров, создающих продукцию в небольших тиражах. В таких условиях планирование и проектирование все более усложняются. Разработки становится больше, и вместе с тем у производителей появляется потребность управлять жизненным циклом каждого товара: подбирать материалы, контролировать расходы, управлять тестовыми образцами, отслеживать соответствие ожиданиям контрагентов. Да еще и делать это в распределенной команде, которая работает из разных уголков мира.

Чтобы все успевать, предприятия внедряют PLM-системы, программное обеспечение для управления жизненным циклом продукта. Они помогают систематизировать данные, оценивать экономическую целесообразность по отдельным заказам и их портфелям, составлять рекомендации на основе расчетов. А кроме того, быстро формировать задания по закупке и снабжению, в том числе редактировать цепочку поставок, добавляя или убирая ассортиментные позиции. В результате повышается качество продукции, снижается количество брака, совершенствуется структура затрат и ускоряется выход изделий на рынок. По нашим наблюдениям, в некоторых случаях срок от идеи продукта до его реализации может не превышать недели — результат, абсолютно недостижимый еще несколько лет назад.

Производство: IIoT и Big Data

Производство продукции – ключевой процесс для всех предприятий. Неудивительно, что технологии чаще всего внедряются именно на этой стадии: здесь больше всего рисков, в том числе для жизни людей. И именно здесь больше всего расходов на сырье, ремонт и обслуживание.

Цифровизация легпрома: как технологии меняют бизнес-процессы. Рис. 1

На этом этапе оптимизировать процессы помогает индустриальный «Интернет вещей» (IIoT). Он включает в себя взаимосвязанные контроллеры, средства передачи, визуализации и интерпретации данных. Применение датчиков контроля с выходом в Сеть позволяет осуществлять мониторинг и своевременно проводить регламентные работы, предсказывать аварии или заранее готовить детали на замену. А знание о фактической и планируемой загрузке оборудования, соединенного с Сетью, помогает организовать автоматическую сеть заказов между различными производствами в цепочке от поставщиков материалов до потребителей конечной продукции.

Важная сфера применения «Интернета вещей» – безопасность. Благодаря информационным технологиям компании строят высокоуровневые охранные и пожарные системы сигнализации, контролируют состояние люков и дверей на объектах. А если объединить датчики с существующими решениями по наблюдению и аналитике, можно получить контроль над передвижениями по территории, пресекать нежелательные проникновения, предупреждать аварии и тем самым обеспечивать защиту персонала.

Кстати, именно в сфере безопасности впервые были применены технологии «Индустрии 4.0». Благодаря этому большинство предприятий тяжелой промышленности зафиксировали резкое падение уровня производственных травм, а сейчас достигли определенного «плато». Тот же путь предстоит пройти и легпрому.

Объемы данных, получаемых с помощью «Интернета вещей», могут достигать миллионов гигабайт в день – и потому он вплотную связан с понятием Big Data. Компьютеризация упрощает и ускоряет многие процедуры на предприятиях: физическими параметрами оборудования можно управлять удаленно при помощи смартфона или планшета. Как результат, часть рутинной работы теперь выполняют автоматизированные системы. Они работают быстрее и надежнее, чем люди, и это во многом решает проблему дефицита кадров, которую российский легпром испытывает особенно остро.

Использование описываемых технологий выгодно не только производствам. По оптимистичному прогнозу McKinsey, годовой эффект от внедрения «Интернета вещей» для глобальной экономики к 2025 году может составить до $11 трлн. А по результатам исследования «ГидМаркет», к 2022 году российский рынок IIoT может достичь 592 млрд рублей при положительном сценарии развития экономики и поддержке на государственном уровне.

Дизайн: цифровая и 3D-печать

В сфере дизайна большое распространение получает концепция «быстрой моды», то есть обновления ассортимента несколько раз в сезон. Так, «фаст фэшн» заставляет производителей искать новые способы нанесения рисунка, и лучшим вариантом становится цифровая печать. Ее оперативность объясняется широкими возможностями – любой принт можно нанести практически на любую ткань.

Цифровизация легпрома: как технологии меняют бизнес-процессы. Рис. 2

Высокая скорость метода позволяет выполнять заказы клиентов в короткие сроки. Отличный пример – компания Zara: благодаря цифровой печати ретейлер производит небольшие партии товаров под конкретные требования. Как итог, компания показала годовой отчет без убытков в части утилизации, что говорит об уменьшении объема нереализуемых запасов и, следовательно, улучшении финансовых показателей.

Еще одно преимущество цифровой печати – экологичность. Ее обеспечивает не только уход от перепроизводства: по нашим данным, использование этого метода нанесения рисунка позволяет минимизировать выбросы углекислого газа на 95%, снижать расход электроэнергии на 57%, а расход воды – на 62% по сравнению с аналоговым оборудованием.

Сегодня в общем объеме текстильного рынка сегмент цифровой печати относительно невелик. Согласно отчету WTIN “2018 Digital Textile Industry Review”, традиционные способы занимают более 90% данного рынка, и только 6% – цифровая печать. По нашим же данным, около 65% продукции приходится на аналоговую печать на ротационных машинах, 25% печатается на трафаретных машинах, в 4% случаев рисунок наносится вручную, еще в 4% – методом сублимации, и только 2% занимает прямая печать по ткани.

Читайте также
Производство, которое смогло пережить 90-е, российский бренд микрофонов, горячо любимый U2, Sting, Iron Maiden, Мэрилином Мэнсоном, Radiohead. IT-World посчастливилось познакомиться с генеральным директором R&D-центра «Октава Дизайн и Маркетинг» Любовью Стальновой и задать ей несколько вопросов.

Невысокие показатели рынка цифровой печати объясняются его молодостью: глобально он существует около пяти лет, а в Россию пришел два-три года назад. Однако сегмент не так мал, как кажется: в абсолютных величинах его объем достиг колоссальных размеров – 3,5 млрд м². А по некоторым прогнозам, через два года он может дойти до 5, а то и 6 млрд м².

Еще одно направление развития технологий для дизайна – 3D-печать. Интересно, что в текстильной промышленности нет единой трактовки этого метода, многие заказчики подразумевают под ним сплошную печать, или full print, когда рисунок наносится на заранее раскроенную ткань и только затем производится пошив изделия.

Однако правильнее рассматривать 3D-печать как процесс работы на 3D-принтере. Такой формат уже используется в легпроме, но пока распространен лишь в мелкосерийном производстве. С помощью 3D-печати можно создавать формы или изделия, но чаще ее применяют для отдельных элементов дизайна – например, в Nike и Adidas на 3D-принтерах печатают подошвы для спортивной обуви.

Продажи: 3D-сканеры, VR и AR

В маркетинге и продажах будущее за кастомизацией – индивидуализацией изделий под заказы конкретных потребителей. Продукция будет создаваться с учетом персональных особенностей человека, например роста и осанки.

Цифровизация легпрома: как технологии меняют бизнес-процессы. Рис. 3

При этом точные мерки могут сниматься бесконтактно при помощи портативного 3D-сканера. Действует он так: человек встает на платформу, и устройство в течение трех-четырех минут сканирует его фигуру волнами, которые, отражаясь, формируют плоскость. Затем изображение выводится на монитор. Данные полностью совместимы с программами для моделирования, а потому становится возможным дальнейшее создание лекал. Дизайнер может не только виртуально примерить на клиента изделие, но и внести изменения в крой прямо на модели.

Мало того, уже сегодня покупатели могут виртуально примерить одежду и обувь благодаря VR- и AR-технологиям. Сама идея виртуальной примерочной появилась в 2012 году, когда японская компания Uniqlo начала устанавливать вместо зеркал ЖК-экраны с дополненной реальностью: вещь не нужно было надевать ­– чтобы увидеть свое отражение в ней, достаточно было просто выбрать подходящую модель.

С широким распространением смартфонов на первый план вышли AR-технологии. Их удачно использовала компания Converse: покупатель мог примерить обувь при наведении телефона на ногу и, если понравилась, сразу же ее приобрести.    

Брендов, которые экспериментируют с AR, становится все больше. Согласно отчету Markets and Markets, в 2018 году AR в ретейле создала рынок объемом свыше $1 млрд, а к 2023 году он приблизится к $8 млрд при среднегодовом росте 47,1%.

Цифровизация производства открывает много возможностей в сфере маркетинга и продаж: текстильные производства могут теперь создавать более маржинальные продукты с высокой добавочной стоимостью. И большую роль здесь играет правильная упаковка. По нашему опыту, особенно плодотворные результаты сегодня дает сотрудничество производителей текстиля и упаковочных материалов – хотя всего год назад это были два разных, не пересекающихся между собой рынка.

Управление: комплексно обновляем бизнес-процессы

Все перечисленные технологии не только решают задачи определенных цехов и департаментов, но и приводят к достижению стратегических бизнес-целей: росту эффективности, повышению конкурентоспособности, активному развитию на рынке. Однако, чтобы отечественные производители стали более востребованы, «точечного» внедрения технологий на разных стадиях производства недостаточно — необходима комплексная цифровизация управленческих процессов, а она требует гибкости, быстрого принятия решений, упрощения процедур. Зачастую предприятия забывают об этом и обновляют производство частично, не внося изменений в организационную структуру.

Несмотря на острую необходимость модернизации, внедрение технологий наблюдается лишь в незначительном числе российских компаний. Большинство игроков не готовы к современным технологическим реалиям: исследование Минпромторга и компании «Цифра» показало, что затраты 55% промышленных предприятий России на цифровизацию и развитие ИТ-инфраструктуры не превышают 1% их бюджета.

Однако перспективы есть: предприятия небольшими темпами, но вводят новые технологии на всех этапах жизненного цикла, становятся более конкурентоспособными и выходят на экспорт. Определенную роль в этом играет и государство, осуществляя поддержку на разных уровнях: от программ финансирования с низкой процентной ставкой до организации специальных кластеров. У российских компаний появилась возможность усиления на мировом текстильном рынке, и внедрение технологий «Индустрии 4.0» может стать эффективным инструментом борьбы за клиента.

Картину нельзя назвать идеальной – темпы роста текстильной отрасли замедляются уже не первый год. Инвесторы и бизнесмены опасаются вкладывать деньги: в первую очередь им не хватает стратегий продаж «digital-текстиля» и менеджмента, способного их реализовать. Количество заказов растет, но выполнять их становится все сложнее из-за отсутствия оборудования, в том числе для прямой цифровой печати по натуральным тканям и трикотажу.

Нереализованным остается и богатый внутренний потенциал: российский рынок – один из крупнейших потребителей текстильной продукции в Европе. Но если отечественные производители смогут укрепить позиции путем цифровизации, российский легпром обязательно выйдет на новый уровень развития.

Опубликовано 01.10.2019

Похожие статьи