Мысли вслух

Глубокое погружение

| 12.04.2020
Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров

Я не буду говорить собственно о короновирусе. Об этом и без меня много говорят. Мне хочется взглянуть на сложившуюся ситуацию: карантин и повсеместный переход в онлайн, с точки зрения ИТ.

То, что ИТ приравнено к непрерывным производствам, которые не могут быть остановлены, конечно никого не удивляет. Действительно в условиях массового перехода на дистанционную работу без функционирующих ИТ бизнесу не обойтись. Не обойтись без этого и каждому, кто сидя дома, зачастую в одиночестве или с очень ограниченным кругом самых близких людей, должен, не побоюсь громких слов, оставаться человеком, то есть делать что- то полезное, реализовывать свои возможности, передавать свои знания и развиваться, используя знания других. Да и просто получать положительные эмоции и иметь доступ к актуальной информации. Получается, что ИТ стали жизненно необходимы современному человеку наряду с питанием и лекарствами.

То есть, пока мы судили да рядили, как двигаться по пути Цифровой трансформации, оказалось, что мы уже глубоко в неё погрузились. Хотя многие, возможно, до последнего времени этого и не замечали. И эти, последние, наиболее тяжело переносят сложившуюся ситуацию, потому что ощущают изоляцию особенно остро. Те же, кто привык использовать в работе цифровые инструменты, не особенно чувствуют одиночество. Оказывается, в таком виде работы есть множество преимуществ, к которым я лично могу отнести:

  • Большую свободу в выборе места и времени работы, а свобода даже внутри своей квартиры всегда положительно влияет на человека;

  • Защиту личного пространства – ты не на виду у десятков сослуживцев, как нынче принято в олпенспейсах, и можешь почесать нос или высморкаться, а то и выразить эмоции, не опасаясь косых взглядов окружающих;

  • Сокращение затрат на дорогу до офиса и обратно – тебе не надо стоять в пробках или толкаться в метро и собирать не только инфекции, но и негатив окружающих;

  • Возможность иметь твердую копию любых коммуникаций, т.е. пересмотреть, повторно послушать или перечитать то, что обсуждали.

Список можно продолжить. Но неправильно было бы, говоря о достоинствах, не обмолвиться о недостатках. В частности, не отметить, что все же живое общение цифровые коммуникации в полной мере не заменяют. Да, и привычка, как писал классик, «свыше нам дана», а большинство из нас все же привыкло общаться лично. Наверное, идеальный вариант – это гибко сочетать различные способы взаимодействия, исходя как из возможностей участников, так и из цели общения.

Конечно при этом сами средства должны быть удобными, надежными, безопасными и, что немаловажно, сопровождаемыми. Многие из нас попробовали разные программные продукты. Но остановились, что характерно, на 2-3 одних и тех же.

Все же выбор к сожалению не очень большой. Для того, чтобы качество ИТ соответствовало насущным потребностям, придётся пройти непростой путь. Потому что текущая ситуация выявила не только то, насколько люди нуждаются в цифровых технологиях, но и то, насколько эти технологии далеки не только от совершенства, но и от приемлемого в сегодняшнем мире уровня. Не только мелкий и средний бизнес, но и многие крупные организации оказались совершенно не готовы к переходу в онлайн. Хотя процесс, который призван организовывать работу ИТ в организации в самых сложных форс-мажорных условиях описан во всем знакомом ITIL – е как процесс Обеспечения непрерывности бизнеса еще лет 20 назад. Мало того, хорошо известны случаи, когда этот процесс выручал, например, при разрушении Башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, когда большинство расположенных в них организаций восстановили работоспособность в течение нескольких часов.

Пофигизм, к сожалению, характерный для части современного общества, совершенно недопустим, когда человеческие жизни становятся зависимы от сложнейших технологий. Поэтому, если ИТ, как мы видим, стали неотъемлемой частью сегодняшнего мира, то надо сделать всё, чтобы обеспечить их соответствующее качество. Сейчас все время приходит мысль, что что-то не успели наладить, продумать, сделать. Возможно, если бы Индустрия 4.0 была более развита, количество тех работников, которые по-прежнему вынуждены ездить на работу, можно было бы существенно сократить. И кто знает, сколько человеческих жизней можно было бы спасти! Нам дан суровый урок, из которого необходимо извлечь полезные выводы.

Многие политики в разных странах сравнивают текущую ситуацию с войной. Только сейчас не государства борются друг с другом, а всё человечество со страшной болезнью. Многие считают что история ИТ началась с Энигмы Тьюринга, когда впервые компьютер сделал то, что не могли сделать лучшие дешифровщики союзников – расшифровал донесения немецких войск, ключ которых ежедневно менялся. И это произошло во время Второй мировой войны.

Вероятно, через сколько-то лет наши потомки, вспомнив эту весну, скажут, что с нее началась цифровая цивилизация, потому что именно сейчас ИТ стали насущной потребностью для человечества: вошли в каждый дом и в каждую компанию. И от нас зависит, каким будет этот новый мир.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие публикации

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия