Трансформация трансформаторов, Или время собирать камни

Документацию писать мы предлагали — нам сказали — «займитесь чем-нибудь более срочным и полезным». Код комментировать — лишние трудозатраты. Людей учить смежным специальностям — бюджета нет.

Как говорится, «третий случай за неделю». Как под копирку. Работающие по принципу «чего изволите» ИТ-подразделения компаний, причем без разницы — внутренние или «как бы внешние» оказались намного более устойчивыми к «цифровой трансформации» чем те, кто строил процессы, «добивался прозрачности», «мерял эффективность» и вообще старался делать все в соответствии с передовыми достижениями человеческой мысли в этой области. 

Отсутствие какой-либо на что-либо документации, знания о том,  как работает «вот именно это» в одной на всю контору голове, отсутствие знания как это все работает в комплексе у кого бы то ни было вообще, и наконец  пароли администраторов «от всего» в одной голове обеспечивают такую социальную защищенность сотрудников ИТ, которая не снилась никакому пенсионному фонду и страховой компании, включая негосударственные. По крайней мере — на время существования самой организации. 

Крики генеральных директоров и акционеров, давно отвыкших от переговоров в стиле «тронете зарплату — отключим свет» или «а теперь наши услуги слегка подорожают в два раза, извините», слышны нынче на очень большом расстоянии. На вопрос: «Чему же вас учили по программам МБА? Неужели вы на самом деле думали, что вот этот автомотовелофототелерадиомонтёр навсегда заменит собой отдел специалистов, а ваш аутсорсер — это благотворительная организация?»  следуют невнятные объяснения в стиле «ну до сих пор же работало». Следующий вопрос: «Работало до сих пор что?» окончательно загоняет обсуждение в тупик. У «оппонентов» позиция вообще «железобетонная» — «нуяжеговорил». Документацию писать мы предлагали — нам сказали — «займитесь чем-нибудь более срочным и полезным». Код комментировать — лишние трудозатраты. Людей учить смежным специальностям — бюджета нет. А проценты по ипотекам и кредитам «оппонентам» нам пока не отменили. 

И ситуация быстро переходит в патовую — расстаться с носителем уникальных знаний означает скорую остановку ИТ предприятия. Но и сам носитель видит ситуацию на рынке труда пока не в свою пользу. Сейчас даже программистам С++, которые еще полгода назад могли «хвостиком махнуть» и найти себе работу на другой стороне планеты в течение недели, приходится поискать место приложения усилий несколько подольше. Остальным будет еще веселее. 

В общем позиции сторон в основном соответствуют друг другу, и они, скрипя зубами от взаимного уважения, пока еще сидят в одной лодке.  Когда же появится выручка и платежный спрос начнет восстанавливаться — начнется новый виток бега по этим старым, хорошо описанным в литературе и тщательно отполированным лбами уже не одного поколения директоров, граблям. Да, будут попытки использования 28 главы УК РФ для защиты бизнеса. Да, наиболее квалифицированные разбегутся при первой возможности. Да, будет инициировано множество проектов внедрения различного ПО, «цифровой трансформации», оптимизации процессов с целью избавиться от «черных ящиков» в организациях. Будет еще много чего. И у айтишников опять будет примерно 3-5 лет, чтобы не написать документацию, не обучить смену и собрать все пароли на одной флешке. Надо же подготовиться к следующему кризису.

Опубликовано 15.04.2020

Другие публикации эксперта