«Живём мы что-то без азарта»

Эдисон, простым перебором тысяч вариантов нашедший оптимальный материал для нити накаливания, сегодня вряд ли получил бы финансирование даже на десятый эксперимент.

Когда я жил в Москве без машины, город делился на зоны пешей доступности возле метро. Я не очень понимал, как улицы связаны друг с другом, равноудалённые от разных станций метро места были как бы покрыты «туманом войны» (привет, мой 1996). И иногда, когда туман рассеивался, происходили шокирующие открытия. Помню свои эмоции, когда в хорошую погоду пошёл гулять по Новокузнецкой не в сторону Кремля, как сто раз до этого, а в другом направлении. Вышел к Павелецкой и офигел - как так то? Павелецкая же совсем в другом измерении.

Это я к чему. Существуют области знаний вокруг каких-то дисциплин, которые выглядят, как привычный райончик вокруг станции метро. Между ними не прослеживается явная связь - ты позаниматься одним, типа побродил вокруг одной станции, потом доехал до другой, побродил там. И живут так твои знания, мало что зная про другие области. Тут безопасность, тут предпринимательство, тут маркетинг, тут математика, тут политика. И конфы, и группы, и вообще контент сегодня сильно сегментированы.

Но иногда случается хорошая погода и ты идёшь гулять непривычным маршрутом и доходишь до другой станции.

Вчера говорили про толерантность к неудачам. Мол, все работающие западные и восточные бизнес-модели уже скопированы, приходится выдумывать новые, буквально идти на ощупь. Известный тысячелетиями метод проб и ошибок (люди знают, какие растения, грибы или животные ядовитые, а какие - нет потому, что кто-то отдал за это знание жизнь) упирается в отращенную за десятилетия копирования толерантность к ошибкам на уровне 5%. То есть такая эффективность заложена в R&D в бизнесе и государстве и даже в науке. Попробуй взять денег у кого угодно - банка, государства, венчурного капиталиста, частного инвестора - и потратив их написать отчёт: гипотеза проверена, так точно работать не будет. Хороший шанс близко познакомиться с правоохранителями и отъехать шить варежки. Эдисон, простым перебором тысяч вариантов нашедший оптимальный материал для нити накаливания, сегодня вряд ли получил бы финансирование даже на десятый эксперимент.

Как компромисс появился agile - да, мы идём на ощупь, но в любой момент можем остановиться, чтобы сократить потери или повернуть, чтобы сохранить инвестиции. Не зря он, известный давным-давно, стал популярен в России с конца дветысячидесятых, именно тогда крупные игроки из банков и телекома догнали и начали перегонять по сервису тех, чью бизнес-модель копировали. Никто не хочет потерь, все хотят предсказуемости и «фапочку» (с)

Сейчас импортозамещение только ухудшит ситуацию с толерантностью к ошибкам — это во многом повторение, в котором, действительно, ошибок быть не должно — вот образец, вот практически гарантированный рынок сбыта, иди и делай.

Но есть цели, к которым не понятен путь и при этом нельзя идти мелкими шажками, постоянно оглядываясь. Это и решение глобальных проблем человечества - болезни и голод, это мечта человечества - космос, это новая энергетика, изучение тайн вещества, да и вся фундаментальная наука и т.п. Здесь надо упереться и ошибаться до тех пор, пока не получится.

Этот подход работал в прошлом веке, именно благодаря ему у человечества появились электричество, большинство лекарств и медицинских операций, атомная энергия, выход в космос, компьютеры. Короче всё, что сегодня мы имеем, кроме, разве что, вот этой соцсетки, сделано не по эджайлу и без ограничений в финансировании. Да, при этом непростительно много средств, на которые можно было бы просто накормить голодных и поселить бездомных, продолбали или даже украли. Да, многими прорывами двигала ненависть, то есть война или как сейчас толерантно говорить, глобальная конкуренция. Но теперь у нас это есть, как и понимание, какие грибы можно есть.

MVP — это здорово, но у лекарств и космолётов, как и у мечты, нет MVP. Жизнь, состоящая из непрерывных, но маленьких улучшений, не сильно радует, работа по постоянной полировке уже отполированного хорошо оплачивается, но не даёт драйва. Заметили, как люди побежали с работы в путешествия, спорт и сериальчики? Рано или поздно это приведёт к ситуации, описанной у Стругацких во «Втором пришествии марсиан», то есть в метавселенную и базовый доход.

Всё взаимосвязано, это просто разные стороны глобального мира, слона, которого щупают слепцы, вырывая хайповые термины, чтобы лучше продать микро-улучшения. Мои родители радовались, что нашли нефть, мои in-laws - что запустили Буран, дядьки - что построили в чистом поле завод и перекрыли реку гидроэлектростанцией. А в моей ленте уже много лет только про то, что кто-то вкусно и красиво поел, кто-то сходил в кино, кто-то куда-то съездил.

Маленькая толерантность к ошибкам -> низкий аппетит к риску -> маленькие шажки с оглядкой -> постоянные маленькие улучшения -> скука, эскапизм -> отсутствие мечты и прогресса.

Источник

Опубликовано 01.12.2021

Другие публикации эксперта