Профсоюз работников Амазона: вроде несвоевременная новость

И почему это можно рассматривать как маркер большой тенденции.

После многих лет борьбы и противодействия со стороны менеджмента в американском подразделении Амазона образован профессиональный союз.

(https://www.ft.com/content/7c9fe555-6ac7-47ff-bff2-877a43b0b871).

Звучит как паровая машина на космическом челноке Илона Маска, но, это только на первый взгляд. Как связаны передовая цифровая компания и инструмент отстаивания рабочими своих прав, который получил массовое развитие в 19ом веке?

В нашей стране история, роль и место профсоюзов за последние сто лет подзабылись, а их идея в основе была простой: добиться более равномерного распределения материальных благ между владельцами компаний и теми, кто в этих компаниях работает.

Владельцы были, как это помягче сказать, сильно против. Истории развития движения в разных странах полна примерами угроз, подкупов, убийств лидеров. Для этого нередко привлекали преступные группировки, которые как исполняли заказы, так и находили с профсоюзами общие финансовые интересы.

История не веганская ни разу, для желающих погрузиться в Сети материалов хватает.

Возвращаемся к цифровым компаниям. Я уже писал о том, что перевод взаимодействий в цифру внутри компаний, а, особенно, между компаниями и их клиентами (экономика платформ и экосистем таких, как Amazon) дал кратный прирост производительности. В алгоритмическое взаимодействие стали «переезжать» целые отрасли и направления деятельности.

По дороге выжили не все, но, создателям и инвесторам единорогов и большого числа цифровых компаний повезло. В различных отраслях появились платформы, занимающие монопольное, либо олигополистическое положение (например, в отраслях продажи билетов, краткосрочной аренды и таксомоторных перевозок конкурируют несколько платформ).

Кому какая досталась доля пирога – могут рассказать многие, от рабочих со складов того же Amazon  (https://theweek.com/articles/838461/amazon-sweatshop) до водителей такси, которые принимают заказы через агрегаторы.

После полутора сотен лет развития общества возникает все та же тема распределения материальных благ и, как минимум, в западном полушарии, привлекаются те же старые механизмы для корректировки этого распределения - борьба профсоюзов за права работников. 

Как понимаю, амазоновским профсоюзным лидерам в наши дни голов не проламывали, то есть ситуация хотя бы внешне выглядит приличнее, чем при появлении первых labour unions.

Теперь вопрос распределения вернулся теперь уже в цифровую повестку. Вернее, он особо никуда и не уходил. И речь не просто о распределении доходов от коммерческой деятельности платформ, но и, например, от использования данных гражданина, которые он щедро оставляет на коммерческих, социальных, новостных и иных платформах.

Сказать, что современная политэкономия не разглядела тему цифровых платформ, нельзя. Автор книги Platform Socialism: how to reclaim our digital future from Big Tech Джеймс Мальдун (http://www.plutobooks.com/9780745346977/platform-socialism/) как минимум поднимает эту тему.

По ссылке можно послушать развернутое интервью с ним (https://www.youtube.com/watch?v=hgL5eIuRIVM&t=4062s). Предупреждаю сразу, материал сильно на любителя (307 просмотров тому свидетельство). Автору несколько мешают две вещи:

1. Бесконечное «ребята, давайте жить дружно»

2. Тему перекошенного распределения благ между участниками деятельности на цифровых платформах он деликатно обходит кругами так толком и не притронувшись.

Все-таки не хватает новым левым мрачноватой прямоты их бородатых предшественников.

И, тем не менее, цитата из интервью «капитализм цифровой слежки – это все тот же капитализм с парой новых примочек» говорит, что тема политэкономии платформ еще ждет своих исследователей и своего места в развитии цифровой экономики.

В том числе, нашей.

Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Опубликовано 04.04.2022

Другие публикации эксперта